|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Черновая рукопись 1857—1858 ггПлодом напряжённого труда Маркса в области политической экономии явилась обширная черновая рукопись 1857— 1858 гг. Впервые она была полностью опубликована на немецком языке в 1939 г. под названием «Основные черты критики политической экономии». Рукопись Маркса 1857—11858 гг. является черновым наброском «Капитала». Она охватывает проблемы I тома «Капитала» и ряд важнейших разделов II и III томов. Эта рукопись с самого начала не предназначалась для опубликования. Работая над ней, Маркс прежде всего хотел уяснить основные вопросы политической экономии для самого себя. Поэтому Маркс здесь не придерживался строгой последовательности изложения. Он предполагал при окончательной доработке рукописи изменить порядок изложения материала, о чем имеются замечания в рукописи. Рукопись начинается с введения, которое не было закончено и было опубликовано лишь после смерти Маркса в книге «К критике политической экономии». В первой главе рукописи «О деньгах» рассматривается не только теория денег, но и даётся анализ труда, создающего товар, анализ двух факторов товара, излагается история обмена. Исследование доводится до возникновения капиталистического производства, до рассмотрения товаров как продуктов капитала. Во второй главе «О деньгах как капитале» Маркс исследует обмен труда на капитал, опровергает буржуазные иллюзии о равенстве рабочих и капиталистов. Третья глава посвящена анализу капитала. Она занимает почти четыре пятых всей рукописи. В ней излагается вопрос о превращении денег в капитал, учение о прибавочной стоимости, об обращении капитала и многие другие проблемы всех томов «Капитала». Ф. Энгельс указывал в предисловии ко II тому «Капитала», что уже к 1859 г. марксова критика политической экономии «была готова не только в основных чертах, но и в важнейших подробностях». В рукописи 1857—1858 гг. Маркс определяет предмет политической экономии — производственные отношения, анализирует общее отношение производства к распределению, обмену, потреблению. При этом Маркс показывает определяющую роль производства и раскрывает сущность производственных отношений. Он приводит также характеристику метода исследования экономических законов и категорий. В рукописи Маркс даёт определение собственности: собственность, поскольку она есть только известное отношение к условиям производства, как к своим... осуществляется только через само производство»2. Формы собственности изме няются, поскольку изменяются условия производства. Маркс подчёркивает, что собственность представляет собой не отношение человека к вещам, а производственное отношение между людьми. «Изолированный индивид, — замечает он, — так же мало мог бы иметь собственность на землю, как и говорить...»3 Прослеживая развитие форм собственности, Маркс показал, что первой формой её была общинная собственность, господствовавшая на протяжении длительного периода времени. Маркс анализирует разложение общинной и возникновение частной собственности на основе развития производительных сил. Он исследует дальнейшую эволюцию частной собственности, превращение её в капиталистическую, когда происходит «полнейший разрыв между трудом и собственностью». Характеризуя способы производства в докапиталистических формациях, Маркс подходит к анализу диалектики производительных сил и производственных отношений, указывая, что развитие производительных сил приводит к смене одних общественных форм производства другими. Он раскрывает роль обмена, торгового и ростовщического капитала в разложении докапиталистических формаций. Эти разделы рукописи содержат ценные выводы для характеристики первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства. В рукописи Маркс анализирует природу труда в условиях товарного производства и причины господства продуктов труда над производителями. Здесь Маркс подчёркивает, что противоречия буржуазного общества уже заложены в противоположности товара и денег. Много внимания Маркс уделяет исследованию сущности и происхождения денег. Маркс характеризует деньги как знак, символ стоимости. Он совершает экскурс в историю денег, чтобы показать, почему роль знака стоимости закрепилась за благородными металлами. Продолжая характеристику денег как носителя общественных отношений товарного производства, Маркс показывает, что эти отношения выступают как отношения формальной свободы и равенства. Объективной основой этого равенства является приравнивание различных видов конкретного труда друг к другу как труда абстрактного, качественно безразличного. В деньгах это равенство товаропроизводителей обретает вещественную форму. Маркс исследует, далее, превращение денег в капитал. Он устанавливает основные условия, необходимые для превращения денег в капитал: существование рабочей силы, отделённой от средств производства; освобождение рабочего от отношений личной зависимости, характерных для рабства и крепостничества; высокий уровень развития обмена, при котором вещественные условия производства и его продукт выступают в форме товаров. Маркс сравнивает отношения собственности в простом товарном хозяйстве, когда собственник средств производства и производитель соединялись в одном лице, с отношениями капиталистического присвоения, при котором средства производства отделены от производителя. Рассматривая обмен между капиталом и трудом, Маркс говорит здесь уже не о труде, а о рабочей силе как товаре. Правда, рабочую силу Маркс обозначает термином «работоспособность». Он определяет потребительную стоимость и стоимость этого особого товара. Маркс показывает, что формальные отношения равенства в обмене скрывают за собой отношения эксплуатации наёмных рабочих капиталистами в сфере производства. Он разоблачает буржуазных экономистов, выдающих видимость явлений за их сущность. Маркс анализирует процесс производства прибавочной стоимости, абсолютную и относительную прибавочную стоимость. В рукописях детально рассмотрен вопрос о формальном и реальном подчинении труда капиталу. Абсолютная прибавочная стоимость, возникающая благодаря удлинению рабочего дня, связана с формальным подчинением труда капиталу, когда капитал подчиняет себе прежние формы производства, развившиеся до капитализма. Маркс показывает, что даже формальное подчинение труда капиталу ведёт к появлению присущих капитализму противоречий. С развитием капиталистического способа производства происходит реальное подчинение труда капиталу. Оно основано на производстве относительной прибавочной стоимости. Вместе с тем полностью развивается основное противоречие капитализма. Маркс подытоживает исследование производства прибавочной стоимости, характеризуя прибавочную стоимость как движущую силу капиталистического производства. В рукописях содержится уже учение о прибыли как превращённой форме прибавочной стоимости, учение об образовании средней нормы прибыли, о проценте. Здесь же Маркс формулирует закон тенденции нормы прибыли к понижению и раскрывает его роль в углублении противоречий капитализма. В рукописях Маркс неоднократно возвращается к определению капитала, подчёркивая его сущность как специфического общественного отношения и самовозрастающей стоимости. Там уже дано деление капитала на постоянный и переменный, показан процесс роста органического его состава. Здесь же содержится первоначальный набросок 21 и 22 глав I тома «Капитала», раскрывается всеобщий закон капиталистического накопления. Маркс подчёркивает рост резервной армии труда и усиление эксплуатации занятой части рабочих. Он даёт развёрнутую критику теории народонаселения Мальтуса. На ряде исторических примеров Маркс показывает, что не существует единого закона народонаселения для всех времён и различных способов производства. В рукописи содержится анализ капиталистического закона народонаселения. В черновом наброске «Капитала» анализируется также кругооборот и оборот капитала. Маркс подробно рассматривает деление капитала на основной и оборотный, издержки обращения. Особое внимание уделено анализу основного капитала и его роли. Машины, являющиеся вещественными элементами основного капитала, служат средством эксплуатации труда. В связи с этим раскрываются противоречия и границы капиталистического применения машин. Маркс останавливается и на проблеме экономических кризисов. Он разоблачает ошибочность буржуазных теорий, отрицающих возможность экономических кризисов на том основании, что продажа и покупка являются одновременным актом. Маркс пишет: «Поскольку покупка и продажа, оба существенных момента обращения, безразличны друг для друга, разделены в пространстве и во времени, то они отнюдь не должны совпадать». Корни экономических кризисов кроются, однако, не в обращении, а в капиталистическом производстве. Кризисы возникают лишь тогда, когда товарная форма становится всеобщей формой всех продуктов труда, когда происходит полнейший разрыв между трудом и собственностью, т. е. при капитализме. Маркс характеризует историческую миссию капитализма, заключающуюся в развитии производительных сил, и указывает на границы, которые тот же капитал ставит этому развитию. Он всесторонне раскрывает исторически преходящий характер капитализма и опровергает вымыслы буржуазных экономистов о вечности капиталистического способа производства. В рукописях раскрывается процесс создания предпосылок социалистической революции. Там содержатся также ценные высказывания Маркса о социалистическом способе производства, который он противопоставляет капитализму. Маркс указывает, что при социализме противоречие между частным и общественным трудом будет устранено, труд станет непосредственно общественным. Именно здесь Маркс высказывает свои соображения об экономии времени, к которой сводится, в конечном счёте, вся экономия. «Поэтому экономия времени, равно как и планомерное распределение рабочего времени по различным отраслям производства остаётся первым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится даже в гораздо более высокой степени законом» 1. Сбережение рабочего времени будет означать увеличение свободного времени, необходимого для полного развития человека, что в свою очередь приведёт к повышению производительности труда. Рукопись 1857-1858 гг. явилась решающим этапом в разработке основ экономического учения Маркса. В ней Маркс в основных чертах уже развил свою теорию прибавочной стоимости. Впервые в истории экономической науки был дан анализ процесса производства прибавочной стоимости и её превращённых форм, раскрыта тайна капиталистической эксплуатации, научно обоснована неизбежность социалистической революции. В 1858 г. Маркс начал обработку рукописей для подготовки их к печати. Он намеревался назвать свой труд «К критике политической экономии» и издать его в шести книгах. Подробный план этой работы Маркс изложил в письме к Энгельсу от 2 апреля 1858 г. План включал в себя следующие разделы: 1) о капитале; 2) земельная собственность; 3) наёмный труд; 4) государство; 5) международная торговля; 6) мировой рынок. Книгу о капитале Маркс был намерен начать с анализа стоимости и денег. В конце 1858 г. Маркс написал первый выпуск своей работы. Причём глава о товаре в черновых рукописях отсутствовала, её Маркс написал заново. «К критике политической экономии» (вып. I) Это произведение вышло в свет в конце 1859 г. Оно состоит из предисловия и двух глав. В предисловии Маркс развивает и формулирует основные положения исторического материализма. Он даёт определение производственных отношений, подчёркивает их объективный характер, их обусловленность определённым уровнем развития производительных сил. Маркс раскрывает необходимость соответствия производственных отношений характеру производительных сил. В противоречии между производительными силами и производственными отношениями он видит основу социальных революций. Здесь же Маркс даёт определение экономического базиса и надстройки. Он подчёркивает, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». С изменением экономического базиса происходит переворот и в надстройке. Указывая те способы производства, которые прошло человечество в своём развитии, Маркс делает вывод, что буржуазной общественной формацией завершается предыстория человечества. Учение об общественно-экономической формации служит у Маркса отправным пунктом для исследования капиталистического способа производства. Главы «К критике политической экономии» представляют собой дальнейшее развитие революционного переворота в политической экономии, совершенного Марксом. В первой главе Маркс даёт анализ товара и труда, его создающего, излагает свою теорию стоимости. Начало анализу стоимости было положено ещё в XVII веке первыми представителями классической буржуазной политической экономии. До Маркса теория трудовой стоимости была наиболее разработана у Д. Рикардо. Буржуазные экономисты уже различали потребительную и меновую стоимость товара и сделали правильный вывод о том, что единственным источником стоимости является труд и что величина стоимости определяется рабочим временем, необходимым для производства товара. Однако никто из предшественников Маркса не видел в стоимости выражения общественно-производственных отношений товаропроизводителей, не анализировал характера труда, создающего товар. В отличие от своих предшественников Маркс рассматривал товар как элементарную клеточку буржуазного общества. Он впервые исследовал характер труда, создающего товар, и установил его двойственность как труда конкретного и абстрактного, частного и общественного. Открытие двойственного характера труда, создающего товар, послужило базой не только для научного определения стоимости, но и для анализа целого ряда важнейших проблем, в том числе процесса создания прибавочной стоимости, капиталистического воспроизводства. Буржуазная ограниченность кругозора, т. е. представление о вечности капитализма, мешала предшественникам Маркса исследовать вопрос о том, при каких условиях труд становится источником стоимости. Создание стоимости они считали естественным свойством труда. Маркс определяет стоимость как кристаллизацию общественного абстрактного труда. Своё внимание буржуазные экономисты сосредоточили на исследовании величины стоимости и факторов, ее определяющих. Но без анализа стоимости как таковой они не могли далеко продвинуться и в этом вопросе. А. Смит полагал, что стоимость определяется затратами труда на лучших предприятиях. Д. Рикардо считал, что стоимость регулируется условиями производства на худших предприятиях. Ни тот, ни другой не могли обосновать своей позиции, а главное — не могли доказать, почему стоимость не может определяться индивидуальными затратами труда. Маркс, установив, что стоимость есть общественная категория, подвёл непоколебимую основу и под определение величины стоимости общественно необходимым рабочим временем. Стоимость как общественная категория неизбежно имеет и общественную меру. Предшественники Маркса видели, что с ростом производительности труда стоимость всей созданной продукции не изменяется, а стоимость единицы изделия понижается. Но только Маркс впервые раскрыл причины этого явления: производительность есть качество конкретного труда, тогда как создание стоимости представляет собой результат абстрактного труда. В силу этого различия двух сторон труда один и тот же конкретный труд может быть то менее, то более обильным источником потребительных стоимостей, что не затрагивает их совокупной стоимости, создаваемой абстрактным трудом. Буржуазные экономисты ещё до Маркса подметили, что труд по своей сложности и квалификации различен, но что на рынке продукты самого сложного труда без затруднений обмениваются на большее количество продуктов простого труда. Но они не могли теоретически объяснить, почему происходит сведение сложного труда к простому. Маркс раскрыл, и эту тайну, показав, что труд, создающий стоимость, качественно безразличен, это — всеобщий человеческий труд, независимо от того, в какой конкретной форме он выступает — в виде сложного или простого труда. Товары как продукты абстрактного труда, т. е. как стоимости, различаются только количественно. Буржуазной классической политэкономии никогда не удавалось из стоимости товара вывести её форму. Ей хорошо было известно существование денег и такое явление, как цены товаров. Но буржуазные экономисты рассматривали товары и деньги как нечто независимое и внешнее по отношению друг к другу. Маркс впервые обосновал необходимость формы стоимости товаров. Поскольку стоимость является общественной категорией, выражением производственных отношений товаропроизводителей, она может проявиться только в общественном отношении товаров друг к другу. «Меновая стоимость какого-либо товара не проявляется в его собственной потребительной стоимости», — пишет Маркс. В силу этого общественное отношение людей выступает как общественное отношение вещей. Маркс отмечает, что исторический процесс обмена приводит к выделению одного, особого, товара, который становится непосредственным овеществлением всеобщего рабочего времени, т. е. всеобщим эквивалентом. Анализ стоимости привёл, таким образом, к выяснению происхождения денег. Первая глава «К критике политической экономии» завершается критическим анализом взглядов предшественников Маркса по вопросу о стоимости. Маркс отмечает заслуги и недостатки Петти, Смита, Рикардо в разработке теории трудовой стоимости. Вторая глава посвящена анализу денег или простого обращения. Начало научной теории денег было также положено предшественниками Маркса — представителями классической буржуазной политэкономии. Они установили, что деньги представляют собой товар, стоимость которого определяется трудом, так же как и стоимость всех других товаров. Буржуазные экономисты пришли к правильному выводу, что при обмене товаров на деньги не происходит возрастания стоимости. Они справедливо отвергли ошибочный взгляд на происхождение денег как на результат творчества государства, подчеркнув стихийное возникновение денег из процесса обращения. Однако предшественники Маркса, не исследовав стоимости и ее формы, не могли объяснить, как и почему товар стал деньгами. Они не понимали также сущности денег как особого товара, как бытия стоимости. Без анализа сущности денег нельзя было раскрыть и функции денег. Предшественники Маркса сводили сущность денег к одной из их функций -к орудию обращения. Другие функции денег они рассматривали как разновидности роли денег в качестве орудия обращения. Маркс впервые исследовал как сущность, так и функции денег. Во второй главе он анализирует все функции денег, показывая проявления в них сущности денег. Здесь же Маркс даёт критику буржуазных теорий денег. Он детально останавливается на теории меркантилистов, на количественной теории денег Рикардо и его последователей. Значение книги Маркса «К критике политической экономии» заключается в первую очередь в том, что в ней была изложена теория трудовой стоимости Маркса. А последняя служит, как отмечал сам Маркс, ключом к пониманию всей физиологии буржуазного общества. Буржуазные экономисты в своей борьбе против Маркса нередко пытаются отождествить его теорию трудовой стоимости с теорией Рикардо. Это делается прежде всего для того, чтобы умалить роль Маркса в создании единственно научной политической экономии, скрыть революционный переворот, совершенный им в этой науке. Подобный приём служит также для облегчения опровержения теории трудовой стоимости, так как у Рикардо она действительно имеет существенные недостатки. В действительности Маркс тщательно изучил произведения своих предшественников и высоко оценил их заслуги. Но то, что создал Маркс, является не повторением или продолжением теории Рикардо, а новой теорией трудовой стоимости. Вначале буржуазные экономисты пытались игнорировать произведение Маркса «К критике политической экономии». Чтобы пробить «заговор молчания», Энгельс написал рецензию на книгу Маркса, которая была опубликована в издававшейся в Лондоне немецкой газете «Народ» в августе 1859 г. В этой рецензии Энгельс раскрывает то новое, что внёс Маркс в политическую экономию. Он особо отмечает новое понимание по сравнению с предшественниками предмета политэкономии. «...Политическая экономия, — пишет Энгельс, — имеет дело не с вещами, а с отношениями между людьми и в конечном счёте между классами, но эти отношения всегда связаны с вещами и проявляются как вещи». Большой интерес представляет также анализ метода Маркса как единства логического и исторического. В рецензии содержится характеристика немецкой вульгарной политэкономии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |