АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимосвязь СКД и культурной деятельности

Читайте также:
  1. I. Институционализация рекламной и PR-деятельности.
  2. II. СВЕТСКИЙ УРОВЕНЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  3. Аксиомы межкультурной коммуникации
  4. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  5. Активизация инвестиционной деятельности.
  6. Анализ безубыточности деятельности. Влияние на безубыточность деятельности производителей цены продукции, затрат на производство, объемов продаж
  7. В 1890-е гг. были проведены первые аттестации таких специалистов, что однозначно свидетельствует о признании взаимодействия с прессой профессиональной сферой деятельности.
  8. Валютное регулирование и валютный контроль во внешнеэкономической деятельности.
  9. Взаимодействие как организация совместной деятельности. 1 страница
  10. Взаимодействие как организация совместной деятельности. 1 страница
  11. Взаимодействие как организация совместной деятельности. 10 страница
  12. Взаимодействие как организация совместной деятельности. 11 страница

Культурная деятельность- это деятельность по созданию, восстановлению, возрождению, сохранению, охране, изучению, популяризации, использованию и распространению культурных ценностей, эстетическому воспитанию, организации культурного отдыха(досуга) населения.

Социокультурная деятельность-это культурная деятельность социальных субъектов по обобществлению культурных новаций;развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности;социальной коммуникации, т.е распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

Современная СКД состоит из множества слагаемых: просветительской, творческой,досуговой,художественной и других видов социальной деятельности. Следовательно, современная СКД представляет собой вид профессиональной культурной деятельности, прошедший длительный исторический путь становления и развития.

Таким образом социокультурная деятельность является разновидностью культурной деятельности. Она представляет собой сложный общественный феномен, охватывая самые разнообразные явления культуры и различные стороны жизнедеятельности общества. Эти процессы взаимосвязаны, поэтому с изменениями процессов культурной деятельности происходит изменение процессов социально-культурной деятельности.

 

 


 

 

Тарасова Юлия
13. Индивидуальная культурная деятельность: понятие и сущность.

ИКДдеятельность,

связанная с удовлетворением потребности личности в

самоактуализации, самоорганизации, реализации своих потенций и способностей.

Термин "индивидуальность" обозначает

уникальность и неповторимость человека во

всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как

особь, "случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид,

персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем

значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих,

общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его

единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе

индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула или

стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас,

"моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как

вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть

множественность и у него, как считает, например, Г.М. Гурджиев, "нет

индивидуальности…нет единого большого Я". Человек разделен на множество малых

"я". Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема:

«Ты сам – последняя из всех тайн».

 

 


Игнаткевич Илга

14.Социокультурные практики: виды и характеристика.

Под социокультурной практикой мы можем понимать любую форму активности, которая проявляется в социокультурной системе. Это творческая, созидательная деятельность, при которой преобразование общественных и духовных условий человеческой жизни совпадает с изменением самих субъектов. Социокультурная практика является своего рода адаптивным механизмом – ресурсом, позволяющим гармонично встроиться в контекст культурных и социальных процессов.

К видам социокультурных практик мы можем отнеси: социокультурную анимацию, клубные объединении, образование и карьеру, социокультурную реабилитацию, художественную культуру и искусство.

Теперь рассмотрим каждый вид по отдельности.

1)Социокультурная анимация.

Социокультурная анимация - особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. СК анимация – одно из наиболее интенсивного развивающихся направлений современной СКД, которая предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.[Ярошенко Н.Н.Социально-культурная анимация.-Изд.2-е,испр. И доп.-М.,2005.-126с.] Анимация – способ инициации творческих потребностей людей, пробуждение их гражданской и общественной активности. СК анимация – педагогика понимания и посредничества,призванная утверждать отношения равенства,преодолевающие иерархическую подчинённость,устанавливать индивидуальный выбор в деятельности,творчестве,общении.Современные технологии(мтоды) СК анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности,обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной СК или досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и др. виды СКД. Анимация создаёт оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивида. СК анимация признаёт личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

ПРИМЕР.

Основные направления анимационной деятельности в странах Западной Европы - школьная анимация, театральная анимация, социальная (муниципальная) анимация, арттерапия, коммуникативная реабилитация.

Сотни театров и кинозалов, разветвленная сеть спортивных площадок, прекрасные парки - все это, в принципе, доступно, в том числе и в финансовом плане, «среднему» горожанину. Однако все больше и больше жителей города предпочитают проводить свой досуг, прибегнув к помощи Ассоциации культурного развития (АДАК).

В 1990-х гг. зародилась эта оригинальная организация, которой ведает управление культуры городской мэрии. Что же такое АДАК? Это, прежде всего, возможность выбрать себе хобби по вкусу, попытаться открыть в самом себе какие-то неизведанные способности. Во всех районах Французской столицы сейчас работают примерно 400 мастерских, охватывающих в общей сложности 175 самых разнообразных направлений, Так, скажем, в культурном центре на улице Пьера Леско, объединившем несколько мастерских, работают секции икебаны и китайской живописи, здесь также можно попробовать свои силы в сочинении музыки при помощи компьютера. Есть мастерские, или, как их здесь называют, ателье, переплетного и столярного дела, классического танца и скульптуры, ритмической гимнастики и т.д. Эти ателье стали своего рода культурными центрами городских кварталов, местом, где могут собраться энтузиасты, искренне увлеченные тем или иным делом. Большинство из людей, постоян но посещающих мастерские, живут неподалеку от них, являются соседями. Подобные центры помогают узнать друг друга, а порой познать и самих себя, свои нераскрытые возможности и способности. Неслучайно дословный перевод с французского официального названия этих центров звучит примерно так - «ателье культурного самовыражения и добрососедства».

Еще одна из весьма авторитетных французских организаций, специализирующихся в области социально-культурной анимации, - Cemea (Centre d'Entrainement aux Methodes d'Education Active). Cemea ставит перед собой цель распространения идей так называемого нового воспитания как особой практики гуманистической педагогики.

Название организации Cemea (Centres d'Entrainement aux Methodes d'Education Active) может быть переведено как Центры вовлечения в методы активного воспитания. Cemea является национальной ассоциацией, признанной общественно полезной и юридически правомочной разными государственными ведомствами и общественными организациями. Деятельность Cemea одобрена Министерством молодежи и спорта. Cemea активно взаимодействует с министерствами Народного образования, Исследований и Технологий, Министерством труда и занятости, Культуры и коммуникаций. Кроме того, партнерские отношения поддерживаются с региональными организациями, организациями вооруженных сил, международными, федеральными и местными ассоциациями.

Cemea - это национальная ассоциация, которая включает в себя целую сеть территориальных ассоциаций, пропагандирующих идеи активного социального воспитания. Cemea является одновременно движением активного воспитания и органом образования лиц, работающих в различных отраслях воспитательной, санитарной, общественной и культурной деятельности.

Таким образом «СК анимация – динамично развивающаяся область теории и практики СКД» [С.Б.Мойсейчук.] СК анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей,интересов и запросов отдыхающих. Назначение СК анимации состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения,раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

2)Клубное объединение.

Основу этого объединения составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совместных действий, если у человека есть потребность в коллективном. Своеобразие деятельности клубных объединений состоит в том,что она представляет собой коллективную досуговую деятельность. Клубное объединение характеризуется слияние общественных и личных интересов.Общественный интерес воспринимается членами объединения как личный.

3)Образование и карьера.

Важной сферой общественной практики,где реализуется СКД, является образование и формирование дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются следующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное,дополнительное, среднее специальное, профессиональное, ВУЗовское, послеВУЗовское(повышение квалификации), второе высшее.

Под культурными практиками в условиях школьного образования понимают:
- «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся пространства организации собственного действия и опыта…;
- поиск и апробацию (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельно-сти и поведения в целях удовлетворения самых разнообразных познавательных и праг-матических потребностей;
- стихийное автономное приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми (работа в различных командах и общественных структурах) – взрослыми, сверстниками и младшими детьми;
- приобретение нравственного и эмоционального опыта сопереживания, помощи, защиты, альтруизма, эмпатии, гордости, радости, печали и т.д.

Таким образом,целью образования становится формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных. Кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, готового к поликультурному диалогу

4)СК реабилитация.

СК реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных СК практик. Основным объектом СК реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищённые группы населения.Целью СК реабилитации является социальная интеграция – процесс,который характеризует меру достижения личностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном СК пространстве и времени.

Понятие социокультурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.

Социокультурная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Методы социокультурной реабилитации:

Игротерапия - Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки и т. д. Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Использование игры как терапевтического средства идет по двум основаниям:

Куклотерапия - Возможности куклотерапии позволяют решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию отношений в системе ребенок-родитель.

Арт-терапия - Данный метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение.

Музыкотерапия - Предлагаемый вид работы направлен на организацию умения слушать музыку.

4)Художественная культура и искусство.

Одними из важнейших сфер реализации СК практики является художественная культура и искусство.Поскольку искусство не является самоцелью, а является средством приобщения к нравственному и прекрасному,постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительские и др. функции. Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности. Искусство – один из важнейших способов эстетического освоения мира.

 

 

15. Роман Гисак

Искусства и художественно-творческая деятельность как средство ИКД и СКД.

Искусство - это одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности.

Художественно-творческая деятельность - это вид деятельности, результативность которой определяется уровнем общего развития личности, и, что следует особо подчеркнуть, степенью эмоционально-художественной восприимчивости, «творческости», готовностью и способностью к художественному восприятию, самостоятельному созданию и воплощению произведения искусства.

Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.

Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство - один из важнейших способов эстетического освоения мира. Оно несет специфическую функцию удовлетворения эстетических потребностей людей путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробудить в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эстетическую функцию искусства проявляется его познавательное значение и

Художественная культура, берущая свое начало в искусстве древних цивилизаций, прошла сложный, многоступенчатый и длительный путь. Он сопровождался постепенным размежеванием художественного и научного сознания, накоплением великого духовного наследия во всех областях социально-культурной деятельности, утверждением ценности человеческой личности. Всё это служило и служит основой исторической преемственности и духовной близости античной и современной культуры.

Социально-культурные функции искусства в различные периоды развития общества отличались большим разнообразием. Например, музыка (часто вместе с пением) была обрядовой, развлекательной, культовой, сценической, застольной, аккомпанирующей, концертной. Также безгранично велико было число музыкальных инструментов.

С древних времен своим утилитарным назначением отличалась архитектура. Этот вид социально-культурной деятельности и раньше, и в наши дни тесно связан с системой жизненных ценностей и практическими нуждами. Архитектура Древнего мира, начиная с египетских пирамид, поражает способностью выдерживать любое масштабное увеличение, поиском лаконичных изобразительных формул, выработкой языка, отвечающего идее пространства, языка экономного графического знака, строгой ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных объёмов. Прочность, суровость, простота, монументальность, высокоразвитость утилитарного строительства - вот что характеризует вклад многих поколений зодчих в мировое социально-культурное наследие.

Таким образом, даже сравнительно краткий исторический экскурс свидетельствует о глубоких социальных корнях художественной культуры и искусства. На протяжении столетий суть культурной деятельности составляли исторически изменчивые и социально детерминированные способы организации художественной жизни, связанные с производством, хранением, потреблением, распространением произведений искусства.

 

 

16. Цвирко Вероника
Принципы социально-культурной деятельности: характеристика, функциональная обусловленность

Социально-культурная деятельность – это культурная деятельность социального субъекта по: 1. Отбору культурных новаций 2. Развитию духовного и физического потенциала индивида и поддержки его творческой деятельности 3. По освоению знаний, умений и норм культурного использования природных ценностей и культуры (инкультурация и социализация личности).

Важнейшими методологическими категориями, характеризующими суть и диалектику развития социально-культурной деятельности (СКД), являются принципы СКД.

Принцип – это генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации объекта или субъекта. Соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов.

Принципы СКД – основа, свод идей, исходное положение, непреложный взгляд на вещи, внутренние убеждения человека, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, которые складываются в процессе культурной деятельности.

В категории принципа находят отражение исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структура и функционирование того или иного социального института.

Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают влияние на трансформацию принципов СКД. Эти принципы представляют собой важнейшие требования, выполнение которых обязательно для всех систем управления и организаций социально-культурной сферы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)