АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характэрыстыка свецка-рэлігійнага перыяду сацыякультурнай дзейнасці (ХVІІ-другой палова ХІХ-ст.ст.)

Читайте также:
  1. Аб паходжанні назвы “Белая Русь”.
  2. Аграрная палітыка Савецкай улады ад Кастрычніцкай рэвалюцыі да ІІ Сусветнай вайны
  3. Адраджэнне БНР і спроба дасягнення яе незалежнасці
  4. Беларусь в рисунках Наполеона Орды.
  5. Беларусь у вайне Расii з Рэччу Паспалiтай (1654-1667 гг.)
  6. БІБІЛОГРАФІЧНИЙ СПИСОК
  7. Біялогія 1 страница
  8. Біялогія 2 страница
  9. Біялогія 3 страница
  10. Біялогія 6 страница
  11. Біялогія 7 страница
  12. Біяэтыка як міждысцыплінарны пазнавальны кірунак

Переход Беларуси в состав Российской Империи повлияло на возникновение новой культурной среды и нового вида организации культурного пространства. Как известно, в петровские времена среди высших сословий, наряду с функционированием религиозных форм досуга, внедрялись формы досуга западных стран (баллы, маскарады), которые не были связаны с православием. За ними утвердилось название «светские». Другими сословиями эти формы досуга осваивались постепенно, и не только в данный период но и последующие. Петровские реформы расчленили «культуру-веру» на «культуру» и «веру», т. е. на две культуры: светскую и религиозную; при этом религиозная часть культуры уходила на периферию национально-культурного развития, а светская культура укоренялась. Для доминирования светского досуга в обществе потребовалось длительное время. Следует также отметить, что использование светского досуга расширило и обогатило содержание формы досуга не только отдельных сословий, но и всего населения.

Во второй половине XVII-XVIII вв. в Беларуси дальнейшее развитие получило театральное искусство. Особенно быстрыми темпами развивался школьный театр.

Продолжал развиваться и кукольный театр – батлейка. Главным героем его стал белорусский крестьянин – весельчак и шутник Нестерка, высмеивающий шляхту, ее невежество и стяжательство.

Уникальным явлением белорусского искусства второй половины XVIII в. стали крепостные (придворные) театры. Актерами в них была молодежь из числа крепостных крестьян.

 

Практика

Актеры студенческого кукольного театра «Батлейка» выступили с Рождественскими представлениями в Минских детских садах.
21 января 2014 года, после сдачи экзамена по аналитическому религиоведению актеры студенческого кукольного театра «Батлейка» с радостью в сердце повезли Рождественское представление в Минские детские садики №№478,443,473. Такие выступления перед детьми 5-6 лет позволяют через художественные образы рассказать юным зрителям о рождении в мир Богомладенца. Эти представления популяризируют проведение церковных праздников для дошкольной аудитории.

(Пример взят с http://batleyka.inst.by/news.php официальный сайт театр «Батлейка»)

«Викторианское чаепитие» в зале искусств

16 ноября в зале искусств «Борисовской центральной районной библиотеке им. И.Х.Колодеева участники клуба исторического танца «Дядюшкин лорнет» провели чаепитие в викторианском стиле. В ходе мероприятия присутствующие не только познакомились с особенностями чайного церемониала в Англии XIX столетия, но и попробовали традиционную выпечку, которая подавалась к столу в этот период. Мероприятие завершилось салонными играми XIX века.

 

(Пример взят http://borlib.by/ официальный сайт «Борисовской центральной районной библиотеке имени И.Х.Колодеева»)

 

 


 

 


 

41. Рукосуева Арина

 

Гісторыка культурная абумоўленасць культурна-асветнай, палітыка-асветнай і сацыяльнай працы ў перыяд 1917-1941 гг.

Историко-культурная обусловленность культурно-просветительной, политико-просветительной и социальной работы в период 1917-1941 гг.

Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства.

Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 - 1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие, перестали определять способы проведения свободного времени. Решающими моментами стали: уровень образования человека, его возраст, характер трудовой деятельности, место проживания (город или сельская местность), семейное положение, наличие детей, жилищные условия и др.

Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. Контингент обучающихся включал в себя людей от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. Для усвоения начальных знаний, разъяснения политической обстановки устраивались читки государственных декретов, а также журналов, газет и т.д.

В учреждениях культуры стали внедряться формы работы, отвечающие требованиям нового политического строя. Так, например, в целях расширения политической пропаганды в клубах проводились митинги, митинги-концерты, политические доклады, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты на политические и религиозные темы. В начале 20-х годов были популярны такие формы работы, как "политигры", "политбои", "политсуды" и др. Идее политического воспитания служили и такие формы наглядной агитации и пропаганды, как диаграммы, плакаты, карикатуры; устраивались театральные инсценировки на исторические темы. При клубах создавались политкружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Художественные кружки создавались в воинских частях, в клубных учреждениях, народных домах. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность.

В 30-е г. культурно-просветительные учреждения стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, организовывали предвыборные компании, пропагандировали социалистическое соревнование, распространяли производственные, технические, сельскохозяйственные знания, коллективные методы труда на предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывали техническую и сельскохозяйственную учебу и т.д. Новые требования вызвали к жизни и новые формы работы культурно-досуговых учреждений. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опытом, "рабочей смекалки". Происходило дальнейшее развитие сети культурно-досуговых учреждений. Кроме государства средства на строительство и содержание учреждений культуры стали выделять предприятия, колхозы и совхозы. В городах росло количество Дворцов и Домов культуры. С конца 30-х г. началась реорганизация изб-читален в колхозные клубы. В колхозах и совхозах возводились для них новые здания. В 1937 г. было принято решение о передаче всех сельских учреждений культуры в ведение колхозов при условии взятия последними на себя обязательств по их содержанию.

Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

 

 

Вопрос 45. Бамбизова Татьяна
СКД в конце 20-начале 21 века:обусловленность концепции

По инициативе Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова в 1994 году на государственном уровне сфера получила название "Социально-культурная деятельность". Изменение названия явилось отражением объективного процесса дальнейшего развития сферы и результатом поиска названия, адекватно отражающего сущность и цели досуговой сферы на новом этапе развития нашего общества.
Вторая половина ХХ — начало ХХI в. — эпоха перехода развитых стран к новому, инновационно ориентированному типу социально-экономического развития, основными факторами которого являются знания, образование, культура,человеческий потенциал. В Беларуси это время можно охарактеризовать как период преобразований, направленных на полноправное вхождение страны в мировой социокультурный процесс. Это выражалось не только в различных формах общественного движения, активного международного сотрудничества, но и в создании новых видов деятельности в сфере культуры и искусства. Культурное пространство — это сложное социально-экономическое явление, и изучать его феномен необходимо комплексно, понимая, что культура формирует нормы и правила, которые определяют социальный порядок. Культура в социальном аспекте является фактором гармонизации общества и превращения его в комфортную для человека среду проживания. В новых условиях развиваются разные литературные и художественные направления и школы, растет национальное самосознание, происходит демократизация духовной жизни, общество привыкает к свободе творчества и вероисповедания. Разнообразнее становятся формы и методы культурно-массовой работы, создаются и восстанавливаются памятники, строятся новые объекты культуры, совершенствуются сложившиеся формы образования, верующим возвращаются культовые здания, возрождаются национальные традиции. Значительно окрепли международные культурные связи Беларуси; на многих форумах, фестивалях, музыкальных конкурсах и художественных выставках яркие творческие личности, представляющие Республику Беларусь, становятся победителями, лауреатами или дипломантами.Сегодня в социально-культурной деятельности востребован целый ряд профессий культурологической, социально-педагогической и менеджерской ориентации. Именно менеджмент как система управленческой деятельности обеспечивает успешное функционирование самых различных социально-культурных организаций.Менеджмент в деятельности учреждений культуры включает и арт-менеджмент, и технологии продюссерской деятельности, и рекламные технологии, и социально-культурное проектирование. Крайне остро стоят вопросы по конструированию и проектированию воспитательных и педагогических программ(художественно-творческих,социально-педагогических,адаптационных, реабилитационных),проектированию культурно-досуговых услуг,сценарному проектированию(проектное обоснование различных мероприятий и акций,претензий,дискуссий,диспутов,шоу-программ),организационному проектированию(функционально-содержательное обоснование моделей социально-культурных учреждений и институтов,разработка новых организационно-управленческих структур,различных общественных объеденений).Без развития теории социально-культурной деятельности с опорой на достижения культурологи,социологии культуры невозможно обеспечить обобщение опыта,его систематизацию,выявление закономерностей,прогноз и обучение кадров.

 

 

Вопрос 47. Мазовка Дарья
Социокультурная деятельность национальных сообществ и конфессиональных объединений в культуре Беларуси

Становление и развитие суверенного белорусского государства означает одновременно и национальное возрождение, укрепление дружбы и солидарности представителей всех этносов, проживающих на территории республики. Ситуация, связанная с положением национальных меньшинств в Беларуси, характеризуется стабильностью и практически полным отсутствием каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой, языковой и конфессиональной основе. Это объясняется проводимой государством национальной политикой, менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси.

Конституция и законодательство Республики Беларусь признают существование национальных общностей как составной части народа Беларуси. В соответствии со статьей 14 Конституции государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Статьей 15 предусмотрено, что государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь. К числу основных законов, регулирующих межнациональные отношения в стране, относятся Законы Республики Беларусь «О гражданстве» и «О национальных меньшинствах». В частности, Закон «О национальных меньшинствах» направлен на создание условий для свободного развития национальных меньшинств, а также на защиту их прав и законных интересов. Законы Республики Беларусь «Об образовании» и «О культуре» предоставляют национальным общностям право на изучение родного языка в специальных классах, группах, школах, а также на возрождение культуры и традиций.

В рамках работы с национальными объединениями проводятся мероприятия развлекательного и воспитательного характера (семинары, праздники, фестивали, выставки, конференции), исследования межнациональных отношений для выработки рекомендаций по формированию государственной политики в отношении национальных общностей. Создаются культурно-просветительские центры, коллективы самодеятельного народного творчества.

Крайне важным является стремление самих национальных сообществ к социокультурной деятельности. Национальные объединения всячески стремятся организовывать различные социокультурные, культурно-просветительные, культурно-досуговые мероприятия. Так, национально-культурные объединения осуществляют благотворительную и попечительскую деятельность, участвуют в республиканских акциях «Наши дети», оказывают шефскую помощь школам-интернатам, детским садам, инвалидам, малоимущим, и т.д. Данный вид деятельности является постоянным у еврейских, русских, азербайджанских, польских, татарских, грузинских, корейских и ряда других объединений. Общественные объединения поляков, литовцев, украинцев, цыган, других также имеют свои печатные органы. В 2008 году данные издания впервые приняли участие в республиканской выставке «СМИ в Беларуси» и III Белорусском информационном форуме «СМИ в эпоху глобализации: актуальные аспекты» совместно со СМИ общественных объединений белорусов Литвы, Латвии, Польши, России, Украины, Молдовы, США.

Украинцы посвящали культурно-массовые мероприятия 150-летию со дня рождения И.Франко и 335-летию со дня рождения П.Орлика, поляки – творчеству Э.Ожешко и А.Мицкевича, русские – юбилею Н.Рубцова, татары – М.Джалиля и Г.Тукая, дагестанцы – памяти Р.Гамзатова и т.д.

Еврейские объединения организовывали акции памяти жертв Холокоста на местах их гибели и захоронения, инициировали создание новых мемориалов, издали при поддержке Уполномоченного уникальный справочник “Встали мы плечом к плечу. Евреи в партизанском движении Белоруссии. 1941-1944 гг.”.

Также все большую популярность приобретают совместные мероприятия различных национальных общностей, в т.ч. по их участию в общереспубликанских акциях и мероприятиях. В 2010 году это, например, мероприятия, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Главным событием культурной жизни для всех национальных общностей Республики Беларусь стал традиционный Всебелорусский фестиваль национальных культур, который проходит один раз в два года в городе Гродно. Идея проведения этого фестиваля – показать культурное и национальное многообразие, характерное для современной Беларуси. Каждый гражданин нашей страны, который не является этническим белорусом, имеет право как на сохранение своего национального самосознания и самобытности, так и на полное равенство с коренными жителями в общественной, политической и культурной жизни государства.

Творческие коллективы большинства национальных объединений принимали участие в праздниках городов и районов, Международном фестивале искусств “Славянский базар в Витебске”. В отдельных регионах Брестской, Витебской, Гродненской и Минской областей были организованы дни польской и литовской культур. По инициативе общественного объединения немецкой культуры “Мосты” впервые в Минске был проведен вечер, посвященный Международному дню толерантности с участием еврейских, молдавских, польских и других национальных коллективов. Армянское и корейское объединения организовали сотрудничество с Белорусским государственным музеем народной архитектуры и быта и провели праздники своих культур на его территории.

В рамках реализации государственной политики в сфере межнациональных отношений Уполномоченным поддерживались и поощрялись инициативы, направленные на формирование у граждан взаимоуважения, понимания ценностей культурного разнообразия, а также негативного отношения к возможным проявлениям ксенофобии.

Что же касается конфессиональных объединений, то здесь стоит отметить, что в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2012 г. зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3374.

Доминирующую позицию в религиозной и общественной жизни, как и прежде, сохраняет Белорусская православная церковь (далее – БПЦ). По состоянию на 1 января 2012 г. в Республике Беларусь действует 11 епархий.

Социально-культурная деятельность БПЦ активно поддерживается государством. Так, разработанная Минской епархией БПЦ духовно-просветительская программа «Семья. Единение. Отечество» при поддержке местных властей распространяется и становится значимой во всех регионах страны. Развиваются также и различные формы социального служения. В Витебской епархии продолжает действовать религиозное тюремное братство, оказывающее моральную, духовную и материальную помощь людям, находящимся в заключении. В епархиях созданы отделы по работе в тюрьмах. Действуют диаконические станции по оказанию помощи нуждающимся. Ими осуществляется попечительство над онкологическими и психиатрическими больницами, школами-интернатами, другими социальными учреждениями.

Как пример реализации социальных проектов БПЦ в 2011 году, направленных на пропаганду ценностей семьи, победа в конкурсе «Православная инициатива» и получение гранта религиозной общиной «Приход храма святителя Николая Японского» (г.Минск) на реализацию проекта «Право на жизнь», предусматривающего социально-психологическую помощь женщинам в ситуации кризисной беременности.

С июня 2011 г. заработала благотворительная телефонная линия благотворительной акции «Ангел милосердия», инициированная Союзом сестричеств милосердия, аккумулирующая средства для оказания социальной помощи нуждающимся.

Значимый вклад в социальную деятельность БПЦ вносят:

· Центр духовного просвещения и милосердия Белорусского Экзархата, действующий на базе прихода иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»;

· Свято-Елисаветинский монастырь и одноименное Сестричество, окормляющее пациентов психоневрологического профиля;

· Дом милосердия в Минске;

· Центр социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

· Межконфессиональная миссия «Христианское социальное служение».

Белорусская православная церковь активно сотрудничает с другими конфессиями и религиозными направлениями по укреплению межконфессионального диалога и решению социально значимых проблем общества. В 2011 году состоялся ряд важных общественных мероприятий, в том числе встреча Главы государства с прибывшим для участия в VII Международной конференции «Православно-католический диалог: христианские этические ценности как вклад в социальную жизнь Европы» кардиналом Куртом Кохом, возглавляющим Папский совет по содействию христианскому единству в Европе (Ватикан), а также с другими высокопоставленными православными и католическими участниками конференции.

Продолжает плодотворно действовать под эгидой Белорусского Экзархата организованный в 2009 году общественный совет по нравственности, в состав которого вошли представители исторически традиционных для Беларуси конфессий, научной и творческой интеллигенции.

Римско-католическая церковь в Республике Беларусь (далее – РКЦ) является второй конфессией по количеству верующих. Общины РКЦ располагают 465 костелами, еще 26 находятся в стадии строительства.

Государственные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы оказывают содействие Римско-католической церкви в решении ее вопросов, а также в организации значимых мероприятий. Из средств республиканского бюджета в 2011 году оказана помощь по проведению реставрационных работ в костеле Божьего Тела в г.Несвиже. Ежегодно все облисполкомы оказывают содействие в организации паломничества в дер. Будслав Мядельского района.

Стали широко известными мероприятия, проводимые под эгидой РКЦ в сфере культуры, такие как международный фестиваль христианской музыки «Магутны Божа» в г. Могилеве, в котором принимают участие творческие коллективы различных конфессий и религиозных направлений из Беларуси и зарубежных стран, ежегодный Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм Magnificat, проводящийся в г. Глубокое Витебской области и г. Минске.

РКЦ ведет широкую издательскую деятельность, функционирует католическое издательство «Про Христо». Осуществляется значительная социальная и благотворительная работа непосредственно в общинах и через благотворительные организации (в частности, благотворительное католическое общество «Каритас»). Организации РКЦ также активно сотрудничают с учреждениями социальной защиты населения.

Развивается конструктивное сотрудничество Римско-католической церкви с Белорусской православной церковью и другими конфессиями и религиозными направлениями.

Продолжается разработка проекта Соглашения между Республикой Беларусь и Ватиканом. Основным разработчиком является Министерство иностранных дел Республики Беларусь, одновременно по его просьбе аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей принимает участие в работе над текстом Соглашения.

Протестантские религиозные организации представлены 1025 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14 религиозных направлений. Как и в предыдущие годы, протестантские общины активны в миссионерской и благотворительной деятельности, реализации социальных проектов, преимущественно для собственных прихожан. Отношения местных органов власти с ними отличаются корректностью и взаимоуважением.

Таким образом, спектр социокультурной деятельности национальных сообществ и конфессиональных объединений в культуре Беларуси достаточно широк и разнообразен. На добровольной основе организуя и реализуя различные мероприятия и проекты, национальные и конфессиональные объединения способствуют социализации и инкультурации личности, пропагандируя истинные ценности, такие как гуманность, толерантность, стремление познать нечто новое, и заинтересовывая людей в становлении кем-то лучшим, чем они есть сейчас.

Приветствует Беларусь: о национальных объединениях, конфессиях в Беларуси и белорусских соотечественниках за рубежом: интернет портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarus21.by. – Дата доступа: 17.11.2014 г.

 

 

49. Насеня Настя
Сучасныя стан і тэдэнцыі развіцця танцавальна-харэаграфічных жанраў аматарскай творчасці(агульная характарыстыка)

Жанр -- вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический, эпический ж. Вокальные, хоровые. Ж. пейзажа, портрета.

Любительское творчество -- уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры.

Танец -- форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Современный танец (Contemporary Dance) -- направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн.

Оценка современного состояния. Движение национально-культурного возрождения значительно обогатило репертуар самодеятельных танцевальных коллективов. Их постановки становятся более яркими и красочными, становятся более интересными как лексически, так и тематически. Репертуар многих хореографических коллективов на 65% состоит из белорусских произведений. Однако активные демократические преобразования, происходившие в белорусском обществе в 80х-90х гг. ХХв., значительно повлияли на развитие хореографического искусства страны, дав возможность балетмейстерам обратиться к аутентичному белорусскому фольклору, а также экспериментам в современных танцевальных направлениях. Анализ состояния развития современного танца в любительском хореографическом искусстве Беларуси на сегодняшний день показал, что среди разных направлений и жанров наиболее распространенными и востребованными являются модерн-танец или «контемпорари», хип-хоп танец и брейк-данс, как отдельное направление, развивающееся в рамках хип-хоп культуры, и джаз. Изучение и сравнительный анализ эволюции каждого из вышеназванных направлений позволили определить некоторые тенденции развития хореографического искусстве Беларуси, а именно тенденции его популяризации и профессионализации.

Массовое распространение хип-хоп танца среди молодёжи обусловлено популяризацией реп и r'n'b музыки во всем мире, несложностью овладения основным лексическим модулем данного направления, не требующего от исполнителя профессиональной хореографической подготовки. Вместе с тем, стоит отметить повышение исполнительного уровня хип-хоп танцоров, обусловленное богатством и доступностью видеоинформации по данному направлению современного танца, а также хорошо развитой системой мастер-классов, активно функционирующих не только в странах ближнего и дальнего зарубежья, но и в Беларуси.

Наблюдаемый «хип-хоповый» бум обусловил появление новых фестивалей и конкурсов, проводимых в Беларуси по данному направлению, среди которых стоит отметить наиболее крупные и регулярные мероприятия: международные фестивали и конкурсы брейк-данса «Be Energy» (с 2007г., Минск), «Абсолютные вилки» (с 2002г., г.Минск), хип-хопа “International street dance freestyle” (с 2007г., г.Минск), республиканские конкурсы по современным танцам «Чемпионат Беларуси по современным танцам» (с 2002г., г.Минск), брейк-данса «Баттл Беларуси» (с 2003г., г.Минск) и др.

Процессы демократизации и персонализации в общественной жизни Беларуси

конца XX в. нашли отражение в появлении коллективов современного танца, которые экспериментируют с лексическим модулем модерн-танца и contemporary: группа современной хореографии «ТАД» (рук. Д.Куракулов, г.Гродно), модерн-балет «Галерея» (рук. А.Тебеньков, г.Гродно), группа «Квадро» (рук. И.Асламова, г.Гомель), студия современного танца «Параллели» (рук. А.Махова), студия современного танца Д.Юрченко (г.Витебск), театр танца

“D.O.S.ZK.I” (рук. Д.Залесский, О.Скворцова, г.Минск) и др. Повторяя путь народных ансамблей, многие из вышеназванных коллективов современной хореографии дали толчок профессионализации современного танца Беларуси.

Согласно официальной статистике, всего в республике насчитывается около 4 тыс. хореографических коллективов. Их художественный и исполнительский уровень возрос, в репертуаре появились оригинальные произведения. И, как результат, - выход на столичную сцену, на мероприятия государственного уровня, участие в престижных международных фестивалях и конкурсах. Почти в 100 странах мира побывали самодеятельные артисты Беларуси, представляя свою республику, ее культуру.

 

50. Стернад Виктория.
Современное состояние и теденции развития вокально-хоровых жанров любительского творчества.

Любительское музыкальное искусство - самодеятельное творчество в области музыкального искусства включает:

-вакально-хоровое

-вакально-инструментальное

-инструментальное исполнительство

Музыкальные коллективы по возрасту:

1 взрослые

2 молодежные

3 детские

Вокально-хоровое творчество представлено хоровыми коллективами капеллы, ансамбли с академической и народной исполнительской манерой и исполнителями народной, духовной, эстрадной музыки, вокальными ансамблями, ансамблями песни и танца, а также и сольное исполнительство.

Репертуар любительских музыкальных коллективов включает образцы мировой классики, произведения бел. композиторов, обработки и аранжировки народных песенных и танцевальных мелодий, авторские произведения, вокально-инструментальные и вокально-хореографические композиции и др.

Активно развивается эстрадное исполнительство, что вызвано большими возможностями создания шоу-программ и популярностью таких программ в Молодежной среде. Стимулирующая фактор-целенаправленная работа с талантливыми детьми. Направление определяется задачами выведения, поддержки, пропаганды их таланта, поддержки укрепления существующих коллективов и создания новых.

 

Вопрос 51
Простота Анастасия

«Современное состояние и тенденции развития любительского инструментального искусства»

Важную роль в социально-культурной жизни страны играют и продолжают играть творческие самодеятельные коллективы инструментально-оркестрового жанра. По данным статистики, на 01.01.2002 г. в Беларуси насчитывалось более 1028 инструментальных коллективов. В последнее десятилетие 2- века в Беларуси эффективно начал развиваться процесс отражения национальных истоков инструментального народного музицирования. Стали появляться капеллы белорусской народной музыки, аутентичные группы народных музыкантов, появилось много талантливых солистов-инструменталистов. Этот процесс проявляется в многочисленных фестивалях и конкурсах народной музыки. В рамках фестивалей организуются конкурсы гармонистов, ансамблей народной музыки и оркестров народных инструментов. Основными критериями для определения победителей являются сценическая культура, исполнительское мастерство, соответствие исполняемой программы особенностям того региона, который представляют музыкальные коллективы или индивидуальные исполнители. Во время фестивалей нередко работают открытые творческие лаборатории исполнителей на народных инструментах

 

Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

Большую популярность завоевали ведущие музыкальные коллективы страны:

  • Президентский оркестр Республики Беларусь
  • Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыкипод управлением М.Финберга
  • Государственный академический симфонический оркестр
  • Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы
  • Национальный академический народный хор Республики Беларусь им. Г.И.Цитовича
  • вокальная группа "Чистый голос"
  • вокально-инструментальный ансамбль "Песняры"
  • вокально-инструментальный ансамбль "Сябры"

В Беларуси ежегодно проходят фестивали, представляющие различные направления и жанры музыкального искусства:

  • "Белорусская музыкальная осень"
  • "Минская весна"
  • "Золотой шлягер"
  • "Музы Нясвіжа"

Символом фестивального движения Беларуси стал Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", участие в котором принимают популярные артисты из разных стран мира.

 

Литература:

1. Грыгаровіч Я.Д., Смолік А.І. Прыкладная культуралогія: вучэб.дапам..МН.: Адукацыя і выхаванне, 2005., 137с.

2. Официальный сайт Республики Беларусь «О Беларуси» [Электронный источник] Код доступа: http://www.belarus.by/ru/about-belarus/culture. Дата доступа: 12.11.2014

 

Вопрос 52 - Современное состояние и тенденции развития театрального любительского искусств (общая характеристика)

Значительные изменения, произошедшие в жизни обще-

ства за последние 20 лет, не могли не повлиять на состоя-

ние и направление развития любительского художественного

творчества как социокультурного явления. Характерной осо-

бенностью нового этапа развития общества с начала 90-х гг.

ХХ в. стали изменения культурологического порядка, выра-

зившиеся в динамике форм социально-культурной активности

и художественной деятельности, которые постепенно приобре-

тали новое содержание и организационную структуру.

Любительское художественное творчество включает в себя

различные виды и жанры: детское и семейное художественное

творчество, студенческую самодеятельность, художественное

творчество любительских коллективов и отдельных исполните-

лей, практику функционирования любительских художествен-

ных объединений и кружков по увлечениям, социально-

культурные инициативы в области музыкальной культуры и др.

Оно состоит из большого числа художественных подсистем,

связанных с различными видами, направлениями и жанрами:

фольклора и искусства, фольклорного и постфольклорного

творчества, эстетических и утилитарно-художественных фено-

менов, традиционного и инновационного искусств.

Развитие любительского художественного творчества в нача-

ле 1990-х гг. было обусловлено общим состоянием общества,

неста бильностью политической обстановки, серьезными эконо-

мическими трудностями, а также социальными противоречия-

ми, которые отразились на культурном содержании обществен-

ной жизни. Кризисная ситуация, сложившаяся в деятельности

субъек тов социально-культурной сферы, во многом изменила

условия функционирования коллективов художественного твор-

че ства, как профессиональных, так и любительских. Любительское искусство в Беларуси представлено коллективами разных направле-

ний и жанров художественного творчества. Выделяются следующие жанровые направ-

ления: театральное (драматический, музыкальный, кукольный театры, театры поэзии,

пантомимы, миниатюр и др.); вокально-хоровое (хор, ансамбль с академической, народ-

ной и эстрадной манерой исполнения и др.); хореографическое (танец народный, клас-

сический, бальный, эстрадный и др.); музыкально-инструментальное (оркестры,

ансамб ли народных инструментов, духовой, эстрадной, джазовой музыки и др.);

декоративно-прикладное и изобразительное (студии живописи, лозо- и соломоплете-

ния, керамики, вышивки и ткачества, флористики, обработки дерева и кожи и др.);

цирковое; фото-, слайд-, кино- и видеостудии и др.

Жанровое разнообразие характерно и для объединений любителей искусства (клу-

бы самодеятельной песни, классической музыки, народной песни, самодеятельных

композиторов и поэтов, джаз-клубы, арт-клубы и др.). В 1993 г. в Мозыре (Гомельская обл.) состоялся Республиканский фестиваль само-

деятельного театрального искусства, посвященный известному белорусскому драма-

тургу А. Макаенку. Его участниками стали известные народные театры Копаткевич-

ского сельского Дома культуры, Рогачевского районного Дома культуры, Хойникского

районного Дома культуры (Гомельская обл.), Обуховского центрального Дома культу-

ры (Гродненская обл.), театр-студия «Диоген» Пинского городского Дома культуры

(Брестская обл.), театр Лепельского районного Дома культуры (Витебская обл.), Слуц-

кий народный театр (Минская обл.), Краснопольский народный театр (Могилев-

ская обл. Традиционные смотры любительских театров продолжил Республиканский фести-

валь «Гасціны ў Галубка» (1995) в Барановичах. Он был посвящен памяти В. Голубка,

писателя, драматурга, одного из основателей белорусского театра, первого народного

артиста БССР. жественного творчества сыграла Республиканская научно-практическая конференция

«Любительское творчество: устойчивые и новые тенденции» (1998), посвященная ито-

гам Первого республиканского фестиваля народного искусства «Беларусь — моя пес-

ня». В ходе конференции были подробно проанализированы процессы развития кол-

лективов песенного творчества, хореографического, инструментального и театрального

жанров, рассмотрены проблемы формирования репертуара и особенности концертно-

постановочной деятельности, различные аспекты художественно-творческой деятель-

ности коллективов в условиях городской и сельской культур, вопросы создания сцени-

ческого имиджа коллективов, сценического костюма, проблемы концертно-гастрольной

практики и др. Социально-культурная деятельность любительских коллективов выражается в раз-

нообразных формах культуротворческой сферы: проведении выставок, концертов,

смотров, конкурсов, праздников, фестивалей и других мероприятий. На рубеже ХХ —

XXI вв. значительно расширилась карта фестивальных акций, в которых принимали

участие коллективы различных направлений и жанров любительского творчества. С целью поддержки, стимулирования и развития любительского творчества, усиле-

ния роли народного театра в современных культурных процессах, развития способно-

стей участников самодеятельных театров, рациональной организации досуга населе-

ния, расширения и укрепления культурных связей между народами в 2000 г. в Слуцке

прошел Республиканский фестиваль театрального любительского искусства «Теат-

ральные перекрестки» Любительское творчество ХХI в. — уникальное социокультурное явление с много-

типной и многофункциональной структурой, обладающей характеристиками, прису-

щими социокультурной деятельности ценностями художественной культуры. В рамках

любительской деятельности происходит параллельное развитие творческих направле-

ний, видов и жанров на основе различных традиций и в связи с различными уровнями

культуры (художественно-профессиональной, бытовой, классической, фольклорной,

массовой, элитарной, авангардной и др.). Одновременно любительское творчество

являет ся действенной социально-педагогической системой, так как имеет большой

воспитательный потенциал. В нем органично сочетаются культурно-образо вательные

и креативные технологии, индивидуальное и коллективное начала, организационные

и воспитательные подходы. Любительское творчество Бела руси на протяжении десяти-

летий активно способствует инкультурации и социа лизации личности средствами

искусства.

Вопрос № 53
Современное состояние и тенденции развития любительского декоративно-прикладного искусства.

Подготовила:
студентка 111 гр. ФК и СКД
Платун Анастасия Геннадьевна


Декоративно-прикладное искусство
- область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).

Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Поэтому декоративно-прикладное искусство является не менее значительным и интересным направлением развития народной культуры. В нем воплощается необъятная, вечно живая душа народа, его богатый жизненный опыт и эстетический вкус. Выполненные по законам прекрасного, изделия народных мастеров никого не оставляют равнодушными, а соприкосновение с ними вызывает чувство гордости за свой народ, давший миру чудесных мастеров, творящих настоящие произведения искусства из самых разных материалов - дерева, глины, лозы, соломы, льна и др.

В условиях бурного развития техники, промышленности, создания новых материалов и техник их обработки, декоративно-прикладное творчество также переживает значительные преобразования. Если раньше, когда для создания декоративных, но в то же время полезных предметов быта, использовались традиционные «старые» материалы, такие как глина, дерево, хрусталь, и обрабатывались вручную, то сейчас используются современные материалы: пластики, всевозможные полимеры, обрабатываются исключительно на машинах. Таким образом, декоративно-прикладное искусство в наше время постепенно переходит из кустарного в промышленный сектор производства. Одновременно, полезное предназначение вещей, декорированных определенным способом (практичность изделия ранее являлась главным требованием к изготавливаемому предмету), в настоящее время все больше отодвигается на второй план, вследствие чего теряется его утилитарность и за главную остается эстетическая функция.

Бесспорно, белорусское декоративно-прикладное любительское творчество стремительно развивается. Сегодня белорусское декоративное искусство находится в состоянии поэтического видения мира. Основной тенденцией развития является трансформация традиционных материалов и приемов их обработки в современные формы декоративного искусства. Гобелены становятся станковыми картинами, стекло - объектами поп-арта, керамика превращается в скульптуру. Привлекает обилие индивидуальных техник в экспериментальном ткачестве и художественной керамике. В настоящее время разработана и действует Государственная программа поддержки народного творчества, декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов. Одно из направлений этой программы - интересный культурологический проект “Траецкі кірмаш” - направленный на развитие народного прикладного искусства, в том числе и детского творчества. Благодаря ему, творчество самобытных мастеров становится известным не только в нашей республике, но и за её пределами. Программа выходит в Интернет, разрабатывается её электронно-информационное обеспечение, создается виртуальный магазин народных промыслов.

Развитию декоративно-прикладного творчества способствует:

1. Организация в мастерских декоративно-прикладного творчества кружковой работы. Учитывая важность эстетического воспитания, большое внимание во внеурочное время уделяется организации работы кружков различных направлений, таких как, например:

· Кружки «Керамика», «Работа с деревом», «Работа с соломкой», «Флористика», «Плетение из бисера», «Мягкая игрушка», «Работа с бумагой» и др.

Кружковая работа организуется с целью развития интересов и творческих способностей не только детей, но и взрослых, их самосовершенствования и самореализации.


Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь студия декоративно-прикладного творчества «Беларускі сувенір» и «Скарбонка»


В Государственном учреждении дополнительного образования «Центр творчества детей и молодёжи Солигорского района» работают два «Заслуженных любительских коллектива Республики Беларусь» студии декоративно-прикладного творчества «Беларускі сувенір» и «Скарбонка».

Студия декоративно-прикладного творчества «Беларускі сувенір» была основана в 1982 году педагогом Раманеней Раисой Александровной.

Основным направлением деятельности является работа с соломкой. Силами учащихся и педагога был обновлен характерный для южного региона Минской области такой вид творчества, как соломенный ковёр.

За последние годы работы учащиеся приобрели свой отличительный творческий стиль, их можно узнать по особой технике исполнения, особенностям композиционного решения, тонкому сочетанию цветовых оттенков соломки.

Наряду с аппликацией, ребята любят плести из соломки. Сочетая традиционные виды плетения с современными, учащиеся создают интересные образы родного края. Особенно дети любят мастерить птиц и подвесные конструкции, т.н. «пауки», веря в то, что они обязательно принесут счастье.

Лучшие работы учащихся демонстрировались на выставках в Беларуси и за её пределами.

В 1992 году студия представляла нашу страну на форуме «Российский Олимп» в городе Туапсе, в 2001 году – на выставке в школе Ф.Скорины в Вильнюсе (Литва). В 2005 году – на выставке «Казкі саломкі» в рамках II Международного фестиваля соломенного искусства (г. Минск), в 2006 году – на Американском фестивале по соломке в городе Альбукерк, в 2007 году – на конференции по сохранению и развитию традиций соломоплетения в городе Печворд (Венгрия) так же была представлена коллекция качественых работ педагога и учащихся.

В 2007 году Белорусским телевидением снят документальный фильм о творчестве педагога и его учениках «Найменні і вобразы».

В виртуальном музее «Беларуская саломка», созданном в 2002 году, представлена галерея «Майстар і яго вучні», где можно увидеть работы студии «Беларускі сувенір», а также личную галерею Раманени Раисы Александровны.

В 1992 году студии «Беларускі сувенір» было присвоено звание «образцовая», а в 2004 году за вклад в развитие национальной культуры Белоруссии присвоено звание «Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь».

Наталия Владимировна Бойко – второй педагог в студии. Она необыкновенно заинтересована искусством соломоплетения, дарит своё мастерство детям. Под её руководством учащиеся создали много интересных работ по анималистике, разработали новые узоры соломенной пластики.

Наталия Владимировна постоянно совершенствует своё мастерство, участвует в конкурсах и фестивалях различного уровня. Только в 2012 году за участие в республиканской выставке «Калядныя узоры», в республиканском фестивале-ярмарке ремёсел «Вясновы букет» и конкурсе-фестивале «Саламяныя дзівосы» Бойко Н.В. получила дипломы первой степени.

Воспитанники студии «Беларускі сувенір.» - постоянные участники и призёры областных фестивалей-выставок «Саламяныя дзівосы», «Скарбонка талентаў», «Саламяны павук», «Калыска талентаў», «На аблоках дзяцінства», республиканских «Калядная зорка», «Птушка года».

 

 

Игнаткевич Илга

54.Арт-менеджмент в сфере СКД

21 век – это эпоха, где культура становится одним из важнейших факторов экономического потенциала страны. Учитывая то, что производство и потребление культурных продуктов и услуг требует определённых ресурсов, мы с уверенностью можем позиционировать культуру как самостоятельную отрасль социально-экономической сферы.Современное общество само определяет превалирующие направления СКД, ориентиры производства и потребления искусства, степень актуализации художественной деятельности при помощи устоявшейся нравственно-ценностной структуры. В наше время культура развивается очень интенсивно и в соответствии с этим требует расширения направлений деятельности.

В последнее время стало необходимостью появление арт-менеджеров, продюсеров, концертных агентов и др. Эти специальности требуют определённых систематизированных знаний в данной сфере. Эти факторы обеспечили систематизацию и концептуализацию знаний об арт-менеджменте и выделение его как одного из направлений СКД.

Понятие арт-менеджмента в СКД связано с:

-созданием художественного продукта и его продвижением на арт-рынок

-обеспечением благоприятной культурной среды средствами искусства

-реализацией механизма вовлечения людей в мир художественной культуры

-удовлетворением и дальнейшим развитием художественных, духовных интересов и потребностей групп населения

-технологией стимулирования художественной и художественно-творческой деятельности

[Л.Е.Романенко.Арт-менеджмент в сфере социально-культурной деятельности.-Минск:БГУКИ,2012.-12 с.]

ПРИМЕР:

«У Мінску бульбу “запусцілі ў космас”...
Мінск зладзіў адну з самых адметных мастацка-”бульбяных” падзей — выставачны праект “Арт-бульба”.
Выстаўка, што адбылася ў галэрэі “Універсітэт культуры”, сабрала больш за 40 мастакоў, дызайнераў, фатографаў і скульптараў, маладых творцаў — усіх, каму было цікава асэнсаваць “феномен матэрыяльна-культурнага жыцця беларусаў”. Бульба — як касмічны аб’ект, як аб’ект спакушэння, аб’ект філасофскіх разваг, урэшце, — аб’ект кулінарыі…
Неардынарны падыход, добрае пачуццё гумару ўдзельнікаў праекта абумовілі незвычайны поспех выстаўкі ў гледача. Мо таму гэтую экспазіцыю назвалі “бульбяной сенсацыяй”?»

 

55. Логотько Полина Современные тенденции развития СКД в РБ

1.Влияние социокультурной ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей социума. Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков и взрослых в содержании социально-культурной деятельности.

2.Создание и развитие традиционных и нетрадиционных досуговых общностей (любительских объединений, клубов по интересам; студий, кружков и т.д., разнопрофильных досуговых программ (информационных, развивающих, зрелищных и т.д.), традиционных и альтернативных форм.

3.Поддержка социально значимых видов деятельности, народных инициатив, ремесел и промыслов, национальных культурных обществ, ассоциаций, культурно-информационных центров и объединений, других самодеятельных формирований.

4.Общественно-политическое направление, его особенности, объем и перспективное содержание. Социально-культурная деятельность как фактор развития межнациональных отношений в условиях полиэтнических, трудовых, учебных и других видов социума 5.Формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданственности, социального равенства и справедливости.

6.Ориентация на человека, его интересы и потребности. Гуманизм, опора на богатство общечеловеческих ценностей, направленность на развитие политической и гражданской активности людей.

7.Приобщение людей к политической и экономической культуре.

8.Опора на духовный потенциал трудовых коллективов, на создание и развитие "социально-культурных осей", социальных контактов детей, подростков, молодежи, взрослых.

9.Возрастающая роль информационно-познавательных, активных, дискуссионных, развлекательных и развивающих программ.

10.Выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных территорий, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов.

11.Возрождение и развитие народного творчества, художественных промыслов, ремесел, поддержка мастеров и семейных династий в прикладном искусстве.

12.Развитие самодеятельного любительского творчества. Особенности, объем и перспективное содержание художественного, научно-технического, народно-прикладного самодеятельного творчества Формирование художественно-творческих способностей, потребностей, увлечений личности.

13.Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности. Дня здоровья, массовых спортивных соревнований, спортивных и физкультурно-оздоровительных клубов и объединений.

14.Деятельность общественных организаций и населения по развитию межнационального и международного культурного сотрудничества, расширению международных культурных обменов

15.Производство материалов, оборудования, реквизита, инструментов и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.049 сек.)