|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Примером поколения, как субъект скд является династия Якуба Коласа. В августе 2014 года около могилы Якуба Коласа собрались поклонники творчества поэта и его родственники: в том числе сын и внуки Мицкевичи. Яркий пример того, что Якуб Колас является представителем, основоположником белорусской литературы – поколения конца 19- середины 20 века, а его сын. например, является представителем следующего поколения (поколение середины 20 века – начало 21 века). Внуки Коласа будут уже третьим поколением, которое опираясь на основу его творчества, видоизменяя какие-то элементы, создает что-то новое. Например, поколение людей, которые жили в годы второй мировой войны можно назвать военным поколением. Люди 60-х годов 20 века – называют поколением 80-х. Если есть разница в один год, то это уже можно назвать поколением. Например, поколение 1993 года Беларуси отличается от поколения 1994 года, тем, что последние жили уже в только что образованном унитарном демократическом социальном правовом государстве президентского типа во главе с президентом А.Г. Лукашенко. Или например, как теперешнее мое поколение называют «кнопочным» поколение или еще можно назвать поколение 90-х годов 20 века – начала 21 века.
Литература: 4. Лекция по теории и истории СКД профессора Романенко Л.Е. 5. Культуралогія: тэорыя культуры: вучэб. дапам. / А. І. Смолік, Л.К. Кухто. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры и мастацтваў, 2008. – 281с. 6. Газета «Культура» №33 (1159) 16 жніўня 2014г.
Подрез Наталья 34. Социокультурный институт как субъект СКД: понятие и типология С оциокультурный институт как субъект СКД - устойчивая общественная структура, которая регулирует взаимодействие людей, объединенных ради совместного исполнения ими той или иной социально значимой функции, обладает определенными формальными и неформальными полномочиями, конкретными ресурсами, финансовыми, материальными и кадровыми средствами. С точки зрения культурологии (научная дисциплина, которая изучает сущность и виды культуры, ее социальные функции и динамику ее историчекого развития), эти институты предопределяются культурой и возникают в целях воплощения присущих данному обществу представлений о мире и человеке в нем. Термин "социокультурный институт" обычно употребляется в двух смыслах: непосредственном и расширительном. Социокультурный институт в непосредственном смысле - это некая конкретная организация (структура, учреждение), которая выполняет функцию создания, хранения или трансляции культурно значимой продукции. Таковы, например, библиотеки, музеи, учебные заведения, религиозные общины какого-либо храма, научно-исследовательские институты, политические партии, философские кружки и т.д. Социокультурный институт в расширительном смысле (иногда говорят "институция") - это стихийно сложившийся и функционирующий порядок (норма) осуществления какой-либо культурной функции, как правило, никем не регулируемой специально. Таковы традиции, нравы, обычаи, ритуалы, художественные стили и философские течения, школы, направления в науке и т.п. Следует помнить, что под понятие "социокультурный институт" попадают не только стационарные коллективы людей, исполняющие что-либо, но и сами процедуры исполнения этого (например, институт благотворительности, институт художественных конкурсов, институт богослужения и т.д). Создание какой-либо классификации и типологии социокультурных институтов - довольно сложная задача, поскольку институты реализуют культурные функции в условиях, при которых, во-первых, количество самих культурных функций практически неисчеслимо ( их невозможно подсчитать, но можно как-то дифференцировать на культуропораждающие какие-либо новации; культурорегулирующие порядок исполнения действующих норм; культуросохраняющие какие-либо раритеты социального опыта (СО - приемлемые и эффективные для определенного общества формы осуществления социально значимой деятельности и взаимодействия людей); и культуротранслирующие этот социальный опыт); во-вторых, некоторые функции обеспечиваются по частям разными институтами; и, в-третьих, некоторые культурные институты выполняют сразу множество различных культурных функций. Тем не менее можно выделить несколько типов социокультурных институтов: · институты духовного производства: научно-исследовательские учреждения (музеи) и учреждения искусства (театры и т.д.); · образовательно-воспитательные учреждения (учебные заведения, учреждения дополнительного образования и пр.); · научно-просветительские учреждения (выставки, библиотеки и др.); · культурно-охранные институты (заповедники, архивы и т.д.); · средства распространения культуры (СМИ, киноиздательство, книжные магазины); · культурно-досуговые учреждения (клубы, дома и парки культуры, концертные залы и т.д.); · ведомственные культурно-просветительские учреждения (клуб железнодорожников и т.п.); · санитарно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения (дома и базы отдыха, пансионаты).
Также модно выделить: 1) государственные, общественные и частные СКИ (музеи, клубы, учреждения образования и т.д); 2) религиозные и светские СКИ(церковь, концертные залы и др.); 3) нормативные (институт семьи, религия, язык, образование, литература, искусство) и учрежденческие (учреждения культуры, образования, досуга и спорта) СКИ. При всех этих типологизациях неизменным остается лишь то, что СКИ представляют собой основные инструменты коллективной и в той или иной мере планируемой и организованной деятельности по производству, использованию, хранению и трансляции культурных продуктов, что принципиально отличает их от анологичной деятельности, производимой людьми в индивидуальном порядке.
Примеры. 1)В качестве примера одного из социокультурных институтов можно привести «музей». Классический музей – общедоступное хранилище подлинных памятников цивилизации (картин и скульптур, книг, технических устройств, народных промыслов и т.п.), организованное по тематическому или хронологическому принципу и предназначенное для просвещения современников. В нем получило воплощение представление о связности исторического процесса и о ценности прошлого как исторической «родины» настоящего. Газета "Культура": · У рамках рэалізацыі Дзяржаўнай праграмы адраджэння слуцкіх паясоў ў Нацыянальным мастацкім музеі РБ з 5 лістапада прадстаўлены 6 паясоў з калекцыі Нацыянальнага музея ў польскай сталіцы. 5 паясоў створаны знакамітай мануфактурай Маджарскіх у перыяд іх кіравання (1767-1807), 1 - пасля 1807 года (трансляцыя культурных ценностей).
2)Также СКИ является и библиотека - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. Газета "Культура": · Нацыянальная бібліятэка Беларусі падрыхтавала альбом-каталог "Кніжная спадчына Беларусі", прымеркаваны да 500-годдзя нацыянальнага кнігадрукавання. У выданні прадстаўлены рукапісныя і друкаваныя кнігі, картаграфія, тамы па выяўленчым мастацтве і многае іншае. Праект быў рэалізаваны па замове і пры падтрымцы Міністэрства інфармацыі краіны (хранение и трансляцыя культурно значимой продукции); · унікальная выстаўка, што распавядае пра падзеі так званай "забытай вайны", адкрылася ў цэнтры Гродна. У невялікай зале аддзела мастацтваў Гродзенскай абласной бібліятэкі імя Карскага прадстаўлены фотаздымкі, архіўныя дакументы, узнагароды і манеты, якія з'яўляюцца сведчаннем Першай сусветнай вайны (хранение и трансляцыя культурно значимой продукции).
3)Примером СКИ является институт современных СМИ – это совокупное название устойчивых организационных структур, которые регулируют сотрудничество журналистов, технических и управляющих работников в составе редакций многочисленных газет, радио и телевизионных каналов. Редакции органов СМИ – это организованные объединения («команды») людей, которые выполняют предопределенные структурой редакции служебные функции (роли). Через свои роли они включены в совместное достижение культурно значимых целей.
Вопрос 35 Простота Анастасия “Классификация традиционных и альтернативных учреждений культуры”
Установа культуры – арганізацыя, якая ствараецца для ажыццяўлення інфармацыйных, асветных, адукацыйных, выхаваўчых, забаўляльных і іншых функцый некамерцыйнага характару ў галіне культуры і фінансуецца поўнасцю або часткова яе заснавальнікам.[Закон «Аб культуры РБ»] Культурно-досуговые учреждения (далее, КДУ) – это учреждения, основная деятельность которых направлена на предоставление населению и оргнаизациям разнообразных услуг культурно-досугового, информационно-просветительского, осздоровительного и развлекательного характера, а также на создание условий для занятия любительским художественным и техническим творчетсвом, развитие любительского творчества, традиционных художественных промыслов и ремесел. В процессе реформирования сфер культуры, сложились различные типы КДУ – это клубы, Дома Культуры, Дворцы Культуры, парки культуры и отдыха, кинотеатры, центры досуга, культурно-развлекательные комплексы, центры ремесел, Дома Фольклора и др. Основной деятельностью учреждений и организаций культурно-досуговой сферы, яляется предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, развлекательного характера, со-дание условий для развития любительского художественного творчества и досуга населения. КДС в современной Белаурси иммет достаточно развитую инфоаструктуру ипредставленна деятельностью большого количества государственных, ведомственных, профсоюзных, частнызх учреждений культуры. Основная цель учреждений КДС – содержательная организация КДД населения. Субъектами организации КДД в нашей стране являются: 1. клубные учреждения (Дворци и Дома Культуры, Сельские клубы, центры досуга, центры и Дома Ремесел, фольклора, клубы-библиотеки, эколого-культурные центры и т.д.); 2. учреждения дополнительного образования детей и молодежи; 3. парки культуры и отдыха; 4. зоопарки; 5. кинотеатры; 6. санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения, спортивные центры и комплексы (Дворцы Спорта, тенниса, водно-спортивные комбинаты, спортивные базы), культурно-спортивные центры, горнолыжные комплексы; 7. туристическо-экскурсионные мероприятия; 8. цирки; 9. аквапарки; 10. коммерческие культурно-развлекательные учреждения – дискоклубы, культурно-развлекательные центры, бильярд и боулинг-клубы, караоке-клубы; 11. любительские объединения, общественные организации и т.д. Социально-культурные учреждения (театры, музеи, библиотеки, галереи и т.д.) включены в процесс организации КДД населения, так как предоставляют населению культурные услуги, которые люди потребляют в рамках досугового времени (выставки, спектакли, концерты, экскурсии и др.). Территориальные центры социального обслуживания районов, городов тоже, в свою очередь, организовывают КДД населения – приглашают население в свои кружки и клубы. В зависимости от формы собственности и органа управления, КДУ в Беларуси на: 1. Государственные – клубные учреждения (сельские клубы, Дома Культуры, районный культуры, городские Дома Культуры, Дома Ремёсел и т.д.), которые подчиняются Министерству Культуры РБ; 2. Ведомственные – находятся в подчинении другим министерствам (учреждения дополнительного образования детей и молодежи, Дворцы Офицеров, клубы санаториев, культурно-досуговый центр органов погранслужбы, Дворцы Культуры Железнодорожников, Дворцы Культуры предприятий); 3. Профсоюзные – подчиняются Республиканской федерации профсоюзов, отраслевым и региональным советам профсоюзов (Республиканский Дворец Культуры Профсоюзов, Дворец Культуры Ветеранов, Брестский областной Дворец Культуры федерации профсоюзов Беларуси); 4. Коммерческие (частные) - их учредителями являются частные лица (дискоклубы, культурно-развлекательные центры, караоке-клубы, бильярдные клубы и др.).
По основной цели деятельности, КДУ делятся на коммерческие и некоммерческие.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР: «Танцуюць усе! Але як?..» «Палац культуры чыгуначнікаў, дзе праводзіўся фінальны тур конкурсу “Зорка ўзышла над Беларуссю” ў намінацыі “Сучасны танец”, — гэта менавіта тая сцэна, якая апошнім часам асацыятыўна звязваецца ў нашай сталіцы з сучаснай харэаграфіяй і разнастайнасцю яе плыняў: менавіта тут штогод адбываюцца справаздачныя канцэрты кафедры харэаграфіі БДУКіМ. Конкурсная “справаздача” атрымалася яшчэ больш размаітай: і па напрамках (ажно да рэтра, полістылістыкі ды эклектыкі), і па мастацкіх густах (ад высокага да нізкага), і, у выніку, па мастацкім узроўні асобных нумароў.»
Литература: 1. Смаргович И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И.Л.Смаргович; Мин-во культуры Республики Беларусь, Бел. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – 25-26 с. 2. Бунцэвіч Н. Танцуюсь усе! Але як? / Н.Бунцэвіч// Культура № 19 / 939 за 2010-05-08, С.6.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |