|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПрактикаПрактика – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека по освоению и преобразованию природы и социума. Под практикой разумеется совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества в его историческом развитии. Практика носит общественный характер. Общественная практика находится в единстве с познавательной деятельностью, с теорией. Она является источником познания, его двигательной силой, целью познания, критерием истины. Практика является критерием истины потому, что она – как материальная деятельность людей – имеет достоинство непосредственной действительности. Она соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Вместе с тем, хотя успешность практики доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, «…при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого-то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько «неопределёнен», чтобы не позволить знаниям человека превратиться в «абсолют», и в то же время настоль определёнен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» (Ленин ПСС, т. 18, с. 145-146). В домарксистской философии, когда материализму был свойственен созерцательный подход к миру, деятельное начало в познании развивалось главным образом идеализмом; но последний ограничивал деятельность, творческую активность лишь сферой духа. Согласно Гегелю, практика суть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты под практикой понимают деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознательным началом. Так, прагматист Джемс относил к практике «религиозный опыт», то есть чисто духовную деятельность. Идеалисты абсолютизируют идеальный, духовный момент чувственно-практической деятельности. Практическая деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведёт к созданию материальных продуктов, тогда как в духовной деятельности оперируют образами и понятиями и создают мысли, идеи. «Критерий практики настолько неопределёнен, чтобы не позволить знаниям человека превратиться в «абсолют» и настолько определёнен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» (Ленин). Разберём эту фразу. Критерий практики и определёнен и неопределёнен одновременно. Практика, как и процесс познания не стоит на месте. Появляются новые приборы, разрабатываются новые технологии. Практика богаче теории, как материальная действительность богаче по сравнению со своим отражением. Поэтому, развиваясь, практика обнаруживает неполноту, несовершенство теории. Это рассогласование является стимулом для дальнейшего её развития. Но подтверждение истинности теории для определённых условий – оно абсолютно, неизменно, не подлежит пересмотру, и в этом смысле критерий практики вполне определёнен. Но в определённом смысле и о теории можно сказать, что она богаче практики. Теория, обладая всеобщностью, способна вместить в себя множество практик, то есть конкретных ситуаций с конкретными параметрами.
Контрольные вопросы 1. Дайте интерпретацию следующих высказываний В.И. Ленина: a. «Суверенность мышления достигается в ряде людей, мыслящих чрезвычайно несуверенно». b. «Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зёрна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания». c. «Различие между относительной и абсолютной истиной настолько неопределённо, чтобы помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мёртвое, застывшее, закостенелое, но оно в то же время как раз настолько определённо, чтобы отмежеваться самым решительным и бесповоротным образом от фидеизма и агностицизма, от философского идеализма и от софистики последователей Юма и Канта». d. «Критерий практики настолько неопределёнен, чтобы не позволить знаниям человека превратиться в «абсолют» и в то же время настолько определёнен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма». 2. Существовала ли объективная истина до человека? 3. Проанализируйте следующие определения: 1) «Истина – это соответствие действительности» Аристотель. 2) «Истина – это то, что полезно» Дьюи. 3) «Истина – то, что экономно мыслится» Мах. 4) «Истина – то, что общезначимо» 5) «Истина – это организующая, идеологическая форма человеческого опыта». Богданов 6) «Объективная истина – это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит не от человека не от человечества» Ленин. 4. Истина объективна, относительна, абсолютна, конкретна? Какая она? 5. «Движение вечно», «Материя и движение не существуют друг без друга». Покажите относительность и абсолютность этих истин.
5. О чём эти два противоположных по смыслу стихотворения? Мне сладко спать, мне сладко камнем быть. О, этот мир, печальный и постыдный, Не знать, не чувствовать – удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить! Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |