|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О богеме прежней и современнойБогема - эксцентричный стиль жизни, характерный для определенной части художественной интеллигенции: прослойка между интеллигенцией и другими общественными классами, театральные, литературные круги; круг театральных и артистических деятелей, обычно ведущих образ жизни в условиях нестабильных доходов. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона поясняет: «Богема - интеллигентная беднота, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к благам земным» [2]. Несмотря на свое недовольство окружающим миром, богема не стремится что-то менять вокруг себя, в обществе, в котором живет, у нее нет склонности к бунту, критике, изменениям, революции. Впоследствии оказывается, что мир меняется, в том числе и благодаря богеме, ее пассивному нонконформизму, без всяких сознательных целенаправленных усилий с ее стороны, просто благодаря ее заразительному примеру и таланту. Можно сказать, что с богемой происходит нечто подобное тому, что происходит с некоторыми произведениями искусства в истории: первоначально они могут быть никем не понятыми и не принятыми, а спустя какое – то время объявляются шедеврами, в том числе и в том обществе, которое первоначально их безапелляционно отвергало. Классическим периодом европейской богемы принято считать вторую половину XIX века – эпоху французских натуралистов, символистов и импрессионистов и первое двадцатилетие XX века, когда новое слово европейской мысли и искусства рождалось в транснациональной богемной среде, обосновавшейся в Париже. К 1870 году сфера влияния богемы ограничивалась Латинским кварталом, затем в нее попал весь Париж. С наступлением ХХ века из явления чисто французского богема превратилась в феномен мировой культуры. Люди богемы (рис.9) – люди с ярким внутренним миром и яркие внешне. Одевается богема необычно, эпатируя тем самым общество и сразу выделяясь из него. Анри Мюрже в своей книге писал, что «богема - это непременный этап в жизни каждого художника, предисловие к академии, больнице или к моргу». Т.е. богемность – некий жизненный этап, присущий некоторым людям искусства в молодости, когда свобода внутреннего мира у них сочетается со свободой действий. Рис.9. Богема Искусство для богемы – это самовыражение, но не инвестиция, если это - инвестиция, то исключительно в создаваемый образ. Если дальнейший процесс социализации проходит успешно, то богемная личность понемногу переоценивает нормы окружающей среды и начинает действовать в ожидаемой манере поведения, иногда вообще отходит от искусства. Поэтому вряд ли можно говорить о преемственности, о поколениях в богеме. Богемная личность мало реагирует на внешние факторы, такие как наличие или отсутствие покровительства, сеть распространения, возможности заработка и т. п. Богема никогда не бунтует активно. В результате любви к творчеству может возникнуть настоящий продукт художественного творчества. Для богемы процесс художественного творчества так же важен, как и результат, это - возможность выразить внутренние порывы. В начале своего творческого пути истинный художник руководствуется исключительно своими внутренними ощущениями, невозможностью существования вне искусства. Начальная мотивация для творчества – само творчество, а не материальные ценности. Позже многие артисты отказываются от богемного образа жизни и стремятся сделать свое творчество доходным, но это потом, позже. Примечательно, что для появления богемы необходимо наличие некоторых условий. Например, богема никогда не появляется в сельской местности, где человек очень зависим от природы и, следовательно, от общества, в котором живет и которое помогает ему существовать. Однако условия в ходе истории человечества меняются. Постепенно появляются предпосылки к тому, что человек может выжить и в относительном одиночестве, отпадает жизненно необходимая доселе потребность существовать в обществе, которое регламентирует образ жизни каждого и контролирует его. Само общество становится более свободным. Это происходит в первую очередь в городах (рис.10). Кроме того, по мере развития средств производства человек получает возможность заботиться не только о хлебе насущном и трудиться на радость себе, а, вообще, творить свою судьбу. Творческий процесс богемной личности не ограничен ничем: ни мнением обывателей, ни заботой о надлежащем положении в системе социальных отношений. Богемный художник мало думает о назначении своего творчества, он творит, не умея жить по-другому, это тот самый случай, когда целью процесса является, главным образом, сам процесс, а не его результат. Результат труда богемной личности не известен заранее, творчество в данном случае – жизненная необходимость, средство самореализации и самоидентификации. Богема – особый тип чувствования, внешний и внутренний мир богемы сливаются в единое целое. Рис.10. Студия 54 в Нью-Йорке Несмотря на всю размытость понятия, богема обладает собственными опознавательными признаками. Среди черт, органически присущих богемной личности, можно выделить: - особый стиль жизни, характеризующийся свободой или поиском ее границ; - культурная просвещенность (имеется в виду не только прекрасное высшее образование, но и знания, полученные самим человеком; представители богемы были людьми крайне любопытными и заинтересованными в получении новых знаний и опыта); - индивидуализм[13]; - уверенность в том, что именно свобода творчества занимает наивысшее место на шкале человеческих ценностей; - демонстративно презрительное отношение ко всему, что составляет «толпу»; - неприятие сложившихся в обществе художественной иерархии и системы литературных авторитетов, однако, это пассивный нонконформизм[14]; - легкомысленность, авантюризм, театральность существования; - независимость от материального; - установка на оригинальность; - жизнь сегодняшним днем; - как правило, молодость, пора безвестности и крайностей во всем, максимализма. Богемность может уходить постепенно, когда искусство из образа жизни превращается в ремесло, когда художник исходит из того, что спрос рождает предложение и начинает ориентироваться на этот спрос в своем творчестве. Происходит опредмечивание богемы, богема начинает стремиться к наличию материального в первую очередь. Технический прогресс ведет к тому, что общество все больше начинает стремиться к символически значимым вещам и это преподносится как богемный образ жизни. С началом эпохи промышленного переворота предметы, выполненные вручную, заменяются их механическими копиями, а история искусств вытесняется историей успеха. Культура становится заложницей экономики. Сама история искусств пережила свой богемный период. Богема исчезает, когда желание быть меняется на желание иметь. К концу XX века с богемой произошло невиданное: она срослась с буржуазией, которую отвергала и презирала, появился на первый взгляд противоестественный термин «бобо», возникший из сочетания «буржуазно-богемный» (bourgeois-bohemien). Обычные серьезные люди, увлеченные идеями порядка, строгости, морали и натуры творческие, оторванные от реальности объединились. Бобо двояки по своей сути: от богемы они взяли свободолюбивый дух, а от буржуа переняли любовь к комфорту и власти. Бобо в равной степени заботятся об умственных способностях и физической форме. Сегодняшние творцы испытывают потребность быть услышанными, увиденными, «продаваемыми». У богемы «исторической» подобных амбиций не было. Современная псевдобогема представлена в большей степени блюстителями ритуалов, когда внешние черты, присущие богеме, например, стиль одежды или стиль жизни берутся за основу поведения, а о подлинном искусстве, которым живет богема, забывается. Богемное поведение становится игрой, а не выражением внутренней сущности. Богемное сообщество превращается в обычную тусовку[15]. Хватит этого с меня! Ведь поэзию можно черпать не только в беспутстве, мимолетных радостях и любовных увлечениях, …, не только в эксцентричной борьбе с предрассудками, которые все равно будут вечно царить на земле. Легче свергнуть монархию, чем привычку. Ходить в летнем пальто в декабре еще не значит обладать талантом, можно быть настоящим поэтом или художником и быть хорошо обутым, есть три раза в день. Что бы там ни говорили и что бы ни вытворяли, но если хочешь чего-нибудь добиться, надо идти проторенной дорогой. Анри Мюрже. «Сцены из жизни богемы» [6]. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |