|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гражданские постройки. Палаты Поганкины, Подзноевы и МеньшиковыК XVI веку псковская ментальность подвергается серьезным испытаниям. Мирное «взятие» Пскова (присоединение к Москве) сопровождалось действиями знаково-ритуального характера: во-первых, был снят и увезен символ независимости города - вечевой колокол, затем отменено вече и учреждена московская администрация. «Московский плен»,- пророчествовали псковичи, приведет к упадку родной земли: «И тогда отняшеся слава псковская…и бысть пленен не иноверными, но своими единоверными людьми… И ту начаша быти… много зла от них, и быша немилостиви до псковичь; И кто ли сего не плачет или не воздыдает. О славные граде Пскове великии во градех… А псковичи бедные не ведуще правды московския». В целом в течение XVI века из Пскова в другие земли было выселено 800 «лутчих», социально-активных семейств «с чады и домочадцы» с заменой их москвичами – носителями другой культуры. (Вскоре, правда, сильный псковский «дух» ассимилировал их.) XVII век с его тенденцией к созданию общерусского единства, также не способствовал сохранению региональной самобытности. Псков «держался» значительно дольше других городов благодаря своей важной корневой черте - упрямой приверженности «к старине», крайнему консерватизму. С другой стороны, увеличение богатых купцов в Пскове привело к массовому строительству новых архитектурных построек – купеческих палат. Палаты и хоромы псковских богатейших купцов — «великих гостей» — имели огромные размеры и содержали в себе по три каменных этажа. Два из трех каменных этажей предназначены были для хранения ценностей, а потому имели толстые стены, своды, редкие небольшие окошки, защищенные железными ставнями и решетками. Верхний, жилой этаж был обязательно деревянным. Псковичи считали, что в камне жить вредно. Жилище псковского богача того времени представляло собой объединенные в одном объеме каменное хранилище, помещения с каменными стенами для приема гостей, оборудованные всем необходимым (большим количеством окон, печами, вытяжными отверстиями для вентиляции, обширными деревянными навесами над крыльцами — «гульбищами») и, наконец, деревянные этажи, заключавшие в себе собственное жилище, устроенное в соответствии со всеми требованиями комфорта и гигиены того времени. К этому первому периоду развития псковской гражданской архитектуры XVII века относятся такие памятники, как Солодёжня (улица Гоголя, 42), Поганкины палаты (ул. Некрасова, 7), Палаты Подэноевых (ул, Некрасова, 3/5), Первые палаты Меншиковых (улица Советская, 50), Вторые палаты Меншиковых (ул. Советская, 50), Палаты Русиновых (улица Карла Маркса, 10). Общие черты этих построек позволили не только свести их все в одну группу, но и на основании некоторых различий «расположить» их в хронологическом порядке. Новый этап развития гражданской архитектуры Пскова начался вслед за подавлением псковского восстания 1650 года. После неудачных попыток псковских «меньших» людей изменить существующий порядок наступила реакция. Сила богатства, власть собственности стабилизировались. Теперь купцы стали тянуться за «гостями». Каждый, кто был в силах, строил каменные палаты. Жилые здания богатейших купцов также изменили свой характер. Их размеры, массивность стен и сводов заметно сократились. Этажи, предназначенные для хранилищ, перестали в этих постройках доминировать над всем остальным, так как упрочнение полицейского аппарата избавляло богачей от необходимости неусыпно следить за своим имуществом — теперь они часть его стали держать в отдельных складских помещениях. Таким образом, талантливая псковская церковная архитектура, запрещенная Московской властью, вылилась в псковскую школу гражданской архитектуры. Также можно рассказать о появившемся к XVII веку, в купеческих палатах «Поцелуйного обряда». Когда жена купца, а иногда и все женщины в палатах должны были выйти к гостям с чаркой вина, угостить и трижды расцеловать, затем удалиться в свою часть. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |