|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИИ. Макаров Для кого предназначена эта статья? Для тех, кто хочет овладеть диалектическим стилем мышления. Для тех, кто в поиске истины опирается не на авторитет гения, не на приказ вышестоящего, не на то, что это так принято или записано в официальном документе. Это необходимо тому, кто сам хочет определять достаточность исходных посылок, доказывать их истинность и нести всю полноту ответственности, вытекающую из признания себя критерием истины. Кто, подвергая сомнению все и вся, в первую очередь начинает процесс очищения от пут субъективности с себя самого. Не познав себя, браться за познание, а тем более за практическое переустройство окружающего человека мира бессмысленно. Тот, кто соглашается с тем, что «надо меньше рассуждать, а больше делать» – рано или поздно превратится в раба чужой воли. В данном случае «меньше» определять должны мы сами, руководствуясь лишь тем уровнем понимания, который считаем для себя нужным. Главный враг для нас здесь не трудность решаемого вопроса, а та легкость, с которой мы откатываемся в своем развитии назад, прикрывая процесс деградации целыми крепостями жизненных обстоятельств, нехваткой времени, достаточностью рассуждений здравого смысла, опирающегося на законы формальной логики. Рассудочное бытие определяет рассудочное сознание. Плохо ли это? Отнюдь нет, если речь идет о превращении общепринятых норм человеческого общежития в привычку. Другой вопрос, не устарели ли эти нормы? Не пора ли лишить их статуса общепринятых? Говоря словами известного героя: «Твари мы дрожащие или право имеем?» Но действительно ли общественное зло заслуживает своей казни, или казни заслуживаем мы за свое нетерпение и неумение его ликвидировать? Не приумножим ли мы его своими бездарными потугами? История общественной жизни консервативна не потому, что ей чуждо развитие, а потому что порой очень высока цена ее нового уровня. Старение начинается с рождения, но каждый ли из нас желает умереть в срок назначенный другим, более молодым и здоровым? Большинство из нас понимает, что, например, человеческое тело, как и любой другой материальный продукт природы или производства, подвержено естественному разрушению, переходу в нечто иное и что только в этом переходе оно обретает свое бессмертие. Другое дело – человеческое сознание, особенно в его общественной форме. Общественное сознание, носителем которого является конкретный человек, никогда не исчезало естественным образом, его всегда уничтожали, вспомним смену язычества христианством, его распространение и т.п. примеры. Тех, кто был не в состоянии вынести подобной «сшибки в своей голове», т.е. смены аксиологических (ценностных) ориентиров, ждали своеобразные «гулаги» и нары «матросской тишины». Да и как иначе? Воспитанные в духе начетничества и догматизма, они были самыми лучшими, образцовыми последователями своих кумиров старого сознания. Именно за это слепое подчинение чужим взглядам они и страдали. И только те, кто не особо тяготился грузом догм, либо был безразличен к появлению новых вместо старых (что в большей мере относится к молодежи), приспосабливались к требованиям новой жизни. В первом случае перед нами позиция непримиримых догматиков - ортодоксов, а во втором – беспринципных догматиков (вертодоксов). Однако, несмотря на разность двух вышеозначенных позиций, они схожи в одном – в безразличии к голосу своего собственного разума, желании (хотя порой и не осознанном) жить в мире иллюзий, навязанных сверху. Мы считаем, что мещанскому, обывательскому образу жизни надо противопоставить активную позицию человека, человека с большой буквы. Вспомним слова А.П. Чехова: «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа». Вот то главное, что, на наш взгляд, делает изучение диалектического стиля мышления актуальным сегодня. Призыв к овладению этим стилем и помощь в познании его тайн и есть одна из самых главных задач настоящего журнала. С чего следует начать? Какую избрать стратегию и тактику познания? Мы думаем, что самым плодотворным подходом в решении этих вопросов будет кропотливый анализ трудов таких выдающихся мыслителей как Гегель и Маркс. Мы считаем, что параллельное исследование «Науки логики» и «Капитала» даст нам богатый материал как для понимания и овладения, так и для применения на практике всех теоретических достижений в области человеческого мышления. Проводя этот анализ, мы будем стараться искать свою опору в самых серьезных трудах и в меру своих способностей излагать сложные вопросы популярно.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |