|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заказ 56)2 о? 6 страницаК последующему периоду принадлежит получившая известность статья В. С. Тадевосяна «К разработке проекта Уголовного кодекса СССР»2. Автор исходил из необходимости «создать такой уголовный кодекс, который максимально соответствовал бы требованиям нового периода развития советского общества и государства». Имея в виду требования простоты и ясности языка кодекса, В. С. Тадевосян считал, что в нем нет надобности давать определения общеизвестных понятий, таких, как вина, кража, должностное лицо. Все знают, что такое кража, а вот если определить ее как тайное похищение чужого имущества, «то сейчас же возникают новые вопросы». Не объяснив, почему так происходит при попытке определить «общеизвестные понятия», автор рекомендует в таких случаях воздерживаться «от неизбежно расплывчатых, неточных, а следовательно, и неправильных определений, от которых мало пользы для практики». ' «Три проекта реформы Уголовного кодекса», тезисы доклада Н. В. Крыленко на 1 всесоюзном съезде работников советского строительства и правда, 1931, стр. 49. 2 ^Советское государство и право» 1954 г. № 4, стр. 72—80. Ту же программу, построенную по принципу: «хочешь спастись от дождя — прыгай в реку», В. С. Тадевосян рекомендует и для Особенной части. Образцом изложения составов в желательном обобщенном виде автору представлялся Указ от 4 июня 1947 г. Краткость и немногостатейность — вот достоинства кодекса. Он не должен страдать «громоздкостью, сложностью, ненужной и непонятной детализацией составов преступлений...». При этом условии удастся достигнуть и оптимального объема кодекса: в нем должно быть примерно 100—120 статей. Сколько статей по этому расчету предполагается отвести Особенной части—автор не поясняет. Если бы нынешнее соотношение частей кодекса было сохранено, их должно было бы быть (вместо нынешних примерно 210) около 90—100. Как и в других областях, в сфере общественных отношений устойчивость, упорство, закономерность определенной тенденции развития особенно отчетливо проявляются в случаях, когда ей приходится преодолевать и когда она успешно преодолевает противоположные тенденции, взгляды и настроения. Так произошло и в рассматриваемом случае: при проведении законодательной реформы 1958 года тенденция развития в сторону большей определенности уголовноправовых запретов возобладала над другими тенденциями и получила более полное, чем раньше, и многостороннее выражение. Уже сам по себе отказ от применения уголовного закона по аналогии, осуществленный Основами уголовного законодательства вопреки возражениям со стороны ряда юристов', имел большое значение. Так как по ранее действовавшему законодательству уголовный закон мог применяться по'аналогии только к деяниям, прямо им не предусмотренным, то и в условиях действия аналогии преступление могло определяться как общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом—прямо или в общих, родовых чертах. Что же изменилось в этой области в связи с принятием в 1958 году новых Основ? Очевидно, то — и это часто упускается из виду, — что по действующему законода- ' В. С. Тадевосян, цит. статья, стр. 75, 76; А. Н. Васи л ь-е в, К вопросам проекта УК СССР, «Советское государство и пра во» 1954 г. № 7, стр. 119—120. тельству деяние может влечь уголовную ответственность только в том случае, если оно прямо, следовательно, во всех его социальп о-ю риднчески существенных элементах, предусмотрено уголовным законом. Это — с одной стороны. С другой — отказ от применения уголовного закона по аналогии, даже с учетом только что высказанных соображений, мог бы остаться по существу декларацией, если бы он не имел своим «продолжением» такое построение законодательных определений преступлений, при котором специфический характер и степень общественной опасности преступных деяний и выражающие и определяющие ее элементы получили бы возможно более точное, «тесное» выражение. Иначе деяние, прямо предусмотренное законом, могло бы оказаться чрезмерно широким, а его определение недостаточно определенным. Надо сказать, что республиканский законодатель правильно оценил значение отказа от аналогии для построения законодательных определений преступлений. Из многих примеров в этом плане приведем лишь один, относящийся к определению посягательств на социалистическую собственность. По действующим уголовным кодексам республик ответственность предусматривается не за хищение, как это имело место по Закону от 7 августа 1932 г. и Указу от 4 июня 1947 г., а за совершение хищения в той или иной форме—в форме кражи, грабежа, разбоя, присвоения, растраты, мошенничества и т. д. Согласно формулировкам закона для того, чтобы признать лицо виновным в хищении, необходимо установить, что оно совершило в отношении социалистического имущества кражу, грабеж, разбой и т. д. Бесспорное положение о том, что хищения не существует вне определенных форм, в которых это преступление только и может осуществляться, ранее имевшее характер преимущественно теоретического обобщения, теперь получило санкцию законодателя и решающее значение для квалификации. Вполне естественно, что Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 31 марта 1962 г. указал судам на необходимость «обращать серьезное внимание на выяснение форм и способов хищения и на установление других обстоятельств, от которых зависит правильное решение вопроса об ответственности виновного, квалификация его действий и назначение меры наказания»'. Мы полагаем, что это указание в полной мере относится и к составу хищения в особо крупных размерах (ст. 93' УК РСФСР), так как в условиях действующего законодательства «особо крупные размеры» представляют собой обстоятельство, квалифицирующее все ту же кражу, грабеж, присвоение, растрату и т. д. Эта общая тенденция развития не могла не найти выражения и получила подтверждение в советской теории уголовного права. Исследователи стали уделять больше, чем до этого, внимания выявлению специфики преступления по сравнению с другими формами человеческого поведения. Н. ф. Кузнецова подчеркивает, что эта специфика выражается в общественной опасности преступного действия, причем, так как действие понимается как элемент объективной стороны, имеется в виду его объективная общественная опасность2. Подчеркивая, 'что социальные признаки всякого действия определяются тем, что оно совершается в обществе и оказывает положительное или отрицательное воздействие на имеющие общественное значение процессы и явления, В. Н. Кудрявцев замечает, что преступление как общественно опасное действие, противоречащее системе социалистических общественных отношений, имеет «особую, специфическую антиобщественную сущность...»3. Он пишет далее, что в рамках общей характеристики преступления как общественно опасного деяния «вполне правомерно рассматривать и объективную опасность самого способа действия, которым причиняется вредный результат4». Основную опасность преступного действия В. Н. Кудрявцев видит «именно в возможности причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям...»5. Отдавая себе отчет в значении этой проблемы, теоретики вновь и вновь возвращаются к ней. Н. Ф. Кузнецова специфику причинности в уголовном праве усматривает в 1 «Бюллетень Верховного Суда СССР» 1962 г. № 3. 2 Н. Ф. Кузнецова, Значение преступных последствий, М., 1958, стр. 12, 13 (выделено автором). 3 В. Н. Кудрявцев, Объективная сторона преступления М 1960, стр. 68. г ^,, 4 Т а м же, стр. 98. 5 Т а м же, стр. 99. том, что «причинная связь всегда устанавливается между общественно опасным действием или бездействием и вредными последствиями». Поэтому там, «где поведение лица не является общественно опасным в широком понимании (по нашей терминологии — антиобщественным. — Авторы), исключается самая постановка вопроса о причинной связи в уголовном праве»'. В свое время А. Н.Трайнин убедительно показал, что и материальные, и формальные преступления причиняют вред общественной ценности — объекту. «Нет посягательства,—писал он,— если нет объекта, так как в этом случае не на что посягать, и в одинаковой мере нет посягательства, если объекту не причинено ущерба, ибо в этом случае субъект не посягает»2. Мы видим теперь, что для того, чтобы посягнуть, субъект должен совершить опасное, антиобщественное действие. Чтобы причинить вред, причиняющее действие должно быть вредным. Безвредное действие вреда причинить не может. В материальных преступлениях опасность, вредность действия свидетельствуется самим фактом наступления вредных последствий. Поэтому в этих случаях законодатель обычно не указывает на опасный характер самого действия: таковой подразумевается. Однако теория не довольствуется этим. Стремясь создать «двойное обеспечение» против возможности вменения в вину «вредных последствий безвредного действия», она иной раз подчеркивает, что убийство или телесные повреждения—это предусмотренное уголовным законом, противоправное лишение жизни другого человека или причинение вреда его здоровью3. ' Н. Ф. Кузнецова, Преступление и преступность. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юрид. наук, М., 1968, стр. 7. 2 А. Н. Т р а и н и н. Состав преступления по советскому уголовному праву, М., 1951, стр. 191. 3 «Советское уголовное право. Часть Особенная», М., 1965, стр. 149, 169; сУголовное право. Часть Особенная», М., 1936, стр. 161, 180. Правильнее было бы говорить об опасности или антиобщественности способа причинения смерти или нарушения анатомической целости или физиологической функции тканей или органов тела. Иначе трудно ставить и решать вопрос о субъективном отношении лица к характеру способа; интересно, что, когда авторы того же учебника Особенной части 1966 года переходят к рассмотре- В формальных преступлениях вредность действия обозначается в самом законодательном определении преступления—в общем виде через «незаконность» или в более конкретном—путем указания на самовольность, ложность, применение насилия или отсутствие уважительных причин для бездействия. Если бы законодатель поступал иначе, было бы возможно уголовное преследование за производство любого обыска, распространение о лице любых сведений, любое половое сношение и т. д. В тех случаях, когда этого не делает законодатель или когда законодатель делает это недостаточно четко, необходимый социальный элемент вводится в определение теорией или же судами в практике применения закона. Так, вымогательство в ст. 148 У.К РСФСР определяемся как требование передачи имущества под угрозой насилия, оглашения позорящих сведений или истребления имущества- Закон не говорит о том, что это требование само по себе должно быть противозаконным. Однако теория считает необходимым включить указание на противозаконность требования в определение вымогательства, имея в виду, что, например, требование вернуть взятые взаймы деньги, даже если оно подкреплено угрозой огласить позорящие должника сведения,не составляет общественно опасного деяния'. Необходимость включения в законодательное определение преступления или выявления в нем социального элемента определяется также соображениями, непосредственно связанными с темой настоящего исследования. При отсутствии или невыявленности этого элемента нельзя ставить вопрос не только о причинении, о чем было сказано выше, но и об умысле или неосторожности в смысле уголовного права. Нельзя сознавать общественно опасный характер действия, которое не является общественно опасным. Нельзя предвидеть общественно опасные вредные последствия неопасного, безвредного действия. Эта простая истина с особенной очевидностью видна на примере неосторожности: нельзя обязать человека пред - нию субъективной стороны убийства, они говорят о сознании виновным общественно опасного характера своего действия или бездействия (стр. 162). ' <Уголовное право. Часть Особенная». М., 1966, стр. 280. видеть вредные последствия действия, которое само по себе не является вредным. Бесспорно, опасность действия свидетельствуется фактом причинения им вреда; однако вред от опасного действия по тем или иным причинам может и не наступить. Однако, когда действие причиняет вред, этот последний всегда представляет собой материализацию качества опасности действия, и лицо не может ни предвидеть, ни быть обязанным предвидеть наступление вреда, если оно не сознает или не должно и не может сознавать этого качества. Значение этой стороны дела по достоинству оценил законодатель ЧССР, который в § 4 и 5 Уголовного кодекса 1961 года определил, что преступление признается совершенным умышленно, если, в частности, лицо «желало способом, предусмотренным в настоящем законе, нарушить или поставить под угрозу интерес, охраняемый настоящим законом», и по неосторожности, если, в частности, оно «сознавало, что может способом, предусмотренным в настоящем законе, нарушить или поставить под угрозу интерес, охраняемый настоящим законом, но без надлежащих оснований надеялось, что такое нарушение или поставление под угрозу не свершится». К тому же выводу о необходимости выявления социального элемента в законодательном определении преступления мы приходим, подходя к делу с позиций до-казывания умысла. Нет смысла пытаться доказывать и нельзя доказать, что лицо предвидело или должно было и могло.предвидеть неизбежность, вероятность или возможность причинения вреда и желало причинить вред, если не доказано, что оно сознавало или в соответствующих случаях должно было и могло сознавать антиобщественный, опасный характер самого действия. Можно, как правило, считать, что субъект предвидел или должен был и мог предвидеть возможность гибели людей в результате нарушения правил безопасности производства, если доказано, что он сознавал или должен был и мог сознавать, что он находится во взрывоопасном цехе. Сказав, что «стрельба из огнестрельного оружия в условиях города опасна», мы, как указывает В. Н. Кудрявцев, подчеркиваем опасность способа действия, «определенной формы поведения, могущей по влечь несчастный случай»1. Но с этим связан и процессуальный вывод: доказав, что стрельба производилась в условиях города, мы получаем основания для постановки вопроса о вменении несчастного случая стрелявшему в вину. Такие основания, однако, могут иметь место и при стрельбе в иных условиях, скажем, в лесу пли б поле, например при стрельбе по невидимой цгли. Такая стрельба, кстати сказать, запрещенная правилами производства охоты, также опасна. Поэтому доказанность того, что субъект производил стрельбу такого рода, может обосновать вменение ему в вину общественно опасных результатов его поведения2. Субъктивное отношение к социальному э л е м е.н т у Как же, однако, решается вопрос о психическом отношении лица к социальному элементу преступного деяния? Если говорить о материальных преступлениях типа (а- Ь), таких, как убийство или нарушение правил без-опасчости движения транспорта, причинившее телесные повреждения, то в этих случаях в соответствии с определением умысла в законе о психическом отношении к элементу «Ь» (опасности или незаконности поведения) в уголовноправовых терминах умысла или неосторожности говорить вообще не следует. В преступлениях этой группы умысел и неосторожность представляют собой отношение к последствию действия или бездействия, иными словами—к элементу «г», ввиду чего психическое отношение ко всей группе (а • Ь) ни умыслом, ни неосторожностью называться не может. Критикуя иную точку зрения, А. Б. Сахаров писал, что ее сторонники подменяют понятия и в результате у них «сознательное выполнение определенных действии оказалось превращенным в умышленное совершение преступления». Между тем, подчеркивает А. Б. Сахаров, ' В. Н. Кудрявцев, Объективная сторона преступления, М., 1930, стр. 98. 2 Дело Караулова («Бюллетень Верховного Суда СССР» 1966 г. № 5, стр. 24 и ел., а также комментарий к нему). П Заказ 5642 177 «сознательное совершение общественно опасных (мы сказали бы—антиобщественных. — Авторы) действий присуще и неосторожности» в ее обеих формах1. Указанную точку зрения резко критикует также Н. Ф. Кузнецова, подчеркивающая, что нельзя причинить ни неосторожно умышленный, ли умышленно неосторожный ущерб. Она обращает внимание на то, что сторонники концепции «двойной вины» вынуждены говорить о вине в отношении действий, которые в ряде случаев не являются преступными, а представляют собой дисциплинарные или административные правонарушения2. Строго говоря, в случаях этого рода не следовало бы говорить и о сознательном совершении общественно опасных действий, как это в 1956 году сделал А. Б. Сахаров, ибо указание на сознание общественно опасного характера действия закон включает теперь в определение умысла. В условиях действующего законодательства для обозначения психического отношения к интересующему нас элементу в составе материальных преступлений следовало бы подыскать какие-либо другие слова, например «представлять себе», «отдавать себе отчет» и т. п.3. Впрочем, применительно к материальным преступлениям эта проблема не имеет большого практического значения. Каково бы ни было здесь психическое отноше- * А. Б. Сахаров, Ответственность за должностные злоупотребления по советскому уголовному праву, М., 1956, стр. 114. 2Н. Ф. Кузнецова, Значение преступных последствий для уголовной ответственности, М., 1958, стр. 92, 93. 3 А. И. Санталов пишет, что применительно к действиям, не являющимся преступными без общественно опасных последствий, об умысле и неосторожности говорить нельзя. Психологическую сторону таких действий он рекомендует характеризовать терминами «сознательный», «заведомо», «любым, знающим...», «явно» и т. п., «но не формами вины (умышленный выстрел и пр.)» (А. И. Санталов, О единстве психологического и социально-правового аспекта понятия вины, «Тезисы докладов и сообщений на межвузовской конференции по теоретическим и методологическим проблемам правовой науки», Кишинев, 1965, стр. 218). С этой точки зрения следует, по-видимому, признать неточным определение злоупотребления властью в ст. 170 УК РСФСР как умышленного использования служебного положения, если оно, в частности, причинило существенный вред («Уголовное право. Часть Особенная», М., 1966, стр. Э65). Правильнее было бы говорить об использовании служебного положения, если виновный отдавал себе отчет в том, что он действует вопреки интересам службы. ние лица к социальному элементу деяния и как бы эти отношение ни называлось, если лицо предвидит последствия и желает или сознательно допускает их наступление, они могут быть вменены ему в умысел. Более того, при предвидении и желании последствий деяние будет признано «прямоумышленным», сколь бы слабо ни был представлен в нем момент отношения к социальному элементу. Так, если Афанасьев, желая отравить Иванова, подливает в графин с водой, из которого Иванов будет пить, вместо сиропа яд, он совершает убийство Иванова с прямым умыслом, даже если он не уверен, что подливаемая им жидкость ядовита, и всего лишь считает неисключенным, что она обладает этим свойством. Напротив, если смерть Иванова яе нужна Афанасьеву и он подливает в графин яд потому, что из этого графина будет пить также Петров, смерти которого Афанасьев желает, он совершает убийство Иванова с косвенным умыслом, хотя бы он твердо знал, что жидкость ядо-зита, и в то же время надеялся на то, что Иванов, не любящий сладкого, не станет пить воду с «сиропом». Нам представляется, однако, что и в том случае, если отвлечься от определения умысла в действующем законодательстве, решение получится то же самое. В самом деле: можно ли и нужно ли вообще при предвидении и желании или сознательном допущении общественно опасного последствия ставить вопрос не только о сознании, но также о желании или сознательном допущении реализовавшегося в этом последствии социального качества действия—его опасности, незаконности и т, п.? Если Афанасьев знает, что используемая им жидкость —яд, то это, бесспорно, дает основание для вывода, что он знал или считал вероятным, возможным или не исключенным, что от употребления этой жидкости может произойти вред, но в то же время для всех практических целей снимает необходимость постановки вопроса о том, желал ли он, чтобы жидкость была или оказалась ядом, или сознательно допускал это. В ответ на его заявление: «Я знаю, что это — яд», — было бы не очень осмысленно спрашивать его: «А хотите ли вы, чтобы это был яд?» Дело обстоит как будто бы иначе в случае, когда Афанасьев не зяает, яд ли это, но считает это вероятным, возможным или неисключенным. В этом случае, казалось бы, ситуация меняется не только в том смысле, что Афанасьев не знает, наступит ли вред, и может считать это соответственно всего лишь вероятным, возможным или неисключенным, но также и в том, что возникает необходимость выяснить, желает ли Афанасьев, чтобы жидкость была ядовитой, или сознательно допускает, что жидкость — яд. Однако в действительности это не так. Если говорить о желании субъекта, чтобы предмет или событие имели такое-то качество или свойство, такое желание в отличие от сознания того же самого в практической жизни никогда не приходит одно: оно всегда возникает и существует ради некоторого результата, который нужен «желающему». «Я сознаю, что эта жидкость— яд» — не обязательно требует каких-либо смысловых дополнений: сознание качества или свойства, будучи всего лишь его отражением в представлении, может быть «самодовлеющим состоянием» и социально нейтрально. Дело не меняется по существу от того, что сознание качества действия может означать, и обыч'но означает, предвидение неизбежности, вероятности, возможности или не-исключенности «реализации» этого качества (в нашем примере—наступления вреда). И в этом случае ситуация не перестает быть «всего лишь» отражением действительности. Напротив, «я желаю, чтобы эта жидкость была ядом» есть проявление активного отношения к окружающему миру, есть переживание и требует дальнейших пояснений путем указания на цель такого волевыражения, обычно имеющую своим содержанием «реализацию» такого качества, его «результат»: «Я желаю, чтобы эта жидкость была ядом, потому что или для того, чтобы...». Следующие за этим пояснения дают основание для социальной оценки ситуации. Таким образом, при совершении материальных преступлений желание качества действия легко и естественно «переводится» и для большинства практических целей подлежит «переводу» в желание результата или 'В иное отношение к нему. Что же касается сознательного допущения качества или свойства действия, например того, что цодливание яда в графин создает опасность для жизни Иванова, то, по сути дела, речь идет здесь об оттенках все того же сознания. По словарю, сознавать—значит воспринимать сознанием'. Сознавать—значит знать, но не только это. «Сознавать» — понятие более широкое и менее определенное, чем «знать». «Сознавать можно смутно, «знать смутно» нельзя. Пример из того же словаря: «Ребенок начал сознавать окружающее». Таким образом, сознает прежде всего тот, кто знает. Если для того, чтобы отравить Иванова, Афанасьев использует жидкость, ядовитые свойства которой он имел возможность проверить, ввиду чего они хорошо ему известны, он знает, что своими действиями он создает опасность для жизни Иванова. Он может быть, однако, не уверен в том, что эта жидкость ядовита, и поэтому считать, что опасность для жизни Иванова не более как вероятна, возможна или не исключена. В этом случае он не знает, что его действия представляют такую опасность, но... В этом пункте возникает интересный и важный вопрос: как, каким термином обобщенно обозначить указанные выше оттенки интеллектуального отношения лица к опасному характеру своего действия, не являющиеся знанием? Поневоле приходят на ум такие термины, как «допущение», даже «сознательное допущение», либо их смысловые или описательные эквиваленты. По тому же словарю, «допустить» означает, в частности, «счесть возможным»2. В этом, по-видимому, причина того, что в постановлении «О судебной практике по делам об изнасиловании» от 25 марта 1964 г. Пленум Верховного Суда СССР указал, что по ч. 3 ст. 117 УК РСФСР подлежит ответственности лицо, которое «знало или допускало, что совершает насильственный половой акт с несовершеннолетней...»3. Та же тенденция отмечается в определениях по отдельным делам. Б., преследуя Я., спрятавшуюся от него в комнате соседей, выстрелил из револьвера в дверь комнаты так, что пуля прошла через всю комнату на уровне человеческого тела. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР пришла к выводу, что Б. «не только сознательно допускал возможность ее (Я.) убийст- ' С. И. Ожегов, Словарь русского языка, М., 1954, стр. 734. 2 Т а м же, стр. 170. 3 «Бюллетень Верховного Суда СССР» 1964 г. № 3, стр. 20. ва, но и желал ее смерти, т. е, действовал с прямым умыслом»'. Таким путем в описание интеллектуального элемента умысла незаметно вводится термин, использованный законодателем при описании волевого элемента, и допущение начинает противопоставляться не желанию, как это делает закон, а знанию. Было бы, конечно, точнее, если бы в постановлении от 25 марта 1964 г. Пленум Верховного Суда СССР написал: знал или считал вероятным, возможным или не исключенным, что потерпевшая — несовершеннолетняя, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР в определении по делу. Б. выразила бы свою позицию примерно так: считал смерть Я. возможной и желал причинить ее. Дело здесь, однако, не только в неточности терминологии, но также и в том, что вслед за этой неточностью следует совсем уже неправомерная трактовка указанных оттенков интеллектуального отношения как косвенного умысла. Термин «допущение» в терминологическом обороте уголовного права начинает, как мы видели, фигурировать в двух разных—волевом и интеллектуальном— смыслах. В результате возникает своеобразная ситуация. Установив, что лицо считало возможным, что употребляемая им жидкость ядовита, мы вслед за тем должны выяснить, допускало ли оно это обстоятельство лли нет. Как видно, указанное выше двойное словоупотребление ни к чему, кроме путаницы и создания искусственных л трудно преодолимых доказательственных сложностей, привести не может. Мы, таким образом, считаем, что при совершении умышленных преступлений, имеющих структуру (а • Ь • /-) психическое отношение к элементу <кЬ» выражается в сознании («представлении») его социального качества и не может описываться в терминах прямого и косвенного умысла. Вид умысла определяется я виды умысла различаются здесь только применительно к последствиям действия или бездействия виновного. ' «Сборник постановлений Пленума, Президиума и определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР. 1961—1963 гг.», М., 1964, стр. 87. Само собой разумеется, в соответствии с последовательностью элементов указанной выше структуры, если акт внешнего поведения не образует действия с его объективными и субъективными компонентами («а»), вопрос о психическом отношении к «Ь» и «г» снимается. Если действие налицо, но установлено, что субъект не сознавал его социального характера (<й»), вопрос о возможности умысла в отношении последствия («г») снимается. Однако, если лицо не сознавало, но должно было и могло сознавать «&», это может служить основанием для предположения, что оно по меньшей мере должно было сознавать и возможность наступления последствия'. Соображения о «субъективном режиме» элемента «Ьх- в структурах типа (а • Ь - г] с некоторыми уточнениями применимы и для решения вопроса о «субъективном режиме» того же элемента в структурах типа (а •Ь), например при незаконном обыске, и типа (а • Ь • з), например при оскорблении. Уточнение заключается в том, что психическое отношение к элементу «Ь» в структурах типа (а • Ь), может безоговорочно описываться в терминах, использованных законодателем в определении умысла, так как в структурах этого типа, как было показано выше, социальный элемент вместе с фактическим ядром образует «все» общественно опасное деяние. Это, однако, распространяется и на указанный элемент в структуре типа (а • Ь • 5), где этот элемент и сопутствующее обстоятельство «5» в формуле структуры взаимозаменяемы (оскорбление может быть описано как неприличное обхождение с другим лицом—«&», унижающее его достоинство—«5»), ввиду чего сама эта формула может быть представлена в виде (а • Ь\ • Ьч). Здесь общественно опасное деяние образуется двуединством (Ь\ • &г) вместе с фактическим ядром, ввиду чего психическое отношение к юридически однородной группе {Ь\'Ь^) может описываться в терминах законодательного определения умысла. Таким образом, мы считаем, что при совершении умышленных преступлений психическое отношение к элементу «Ь» в интересующих нас структурах выражается всоз- * К вопросу о возможности неосторожного отношения к отдельным элементам указанных выше структур мы вернемся в дальнейшем. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |