|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Заказ 56)2 о? 7 страницанации его социального качества и исчерпывается этим сознанием; оно не может описываться в терминах прямого и косвенного умысла. Такое решение вытекает из определения умысла в законе, различающего прямой и косвенный умысел в зависимости от характера волевого отношения лица к общественно опасным последствиям своих действий; между тем элемент «Ь» в интересующих нас структурах, как и в ранее рассмотренной структуре (а •Ь-г), к категории последствий не принадлежит. Но и независимо от законодательного определения умысла, если установлено, что лицо совершает действие, сознавая его незаконность или его иначе определяемый общественно опасный характер, можно ли и нужно ли ставить после этого еще и вопрос о том, желается или не желается, допускается или не допускается эта незаконность? Если Афанасьев знает, что осуществляемая им охота незаконна, что, например, он в сентябре охотится на тетеревов, на которых в этом месяце охотиться запрещено', есть ли смысл пытаться сверх того выяснить, желал ли он, чтобы это был именно сентябрь, а не какой-либо другой месяц. По-видимому, никакого криминологического или юридического смысла в этом 'нет—в частности, потому, что желать этого Афанасьев может лишь ввиду чего-то другого («потому, что...» или «для того, чтобы...»), что находится за пределами состава преступления. Ну, а если Афанасьев, нетвердо зная правила охоты, охотится на тетеревов в сентябре, считая вероятным, возможным или неисключенным, что в этом месяце на них охотиться запрещено, полезно ли, сверх того, устанавливать, допускал ли он или яе допускал, однако не в интеллектуальном («считал возможным»), а в волевом (безразлично относился) смысле, что сентябрь уже наступил? Мы не видим пользы и в этом. Мы считаем, что формула: «Лицо, охотящееся в сентябре на тетеревов и сознающее, что в этом месяце охотиться на них запрещено, действует умышленно не только в том случае, когда оно желает, чтобы это был именно сентябрь, но и тогда, когда ему это не нужно, но оно в то же время не рассчитывает ни на ка- ' По правилам охоты, на тетеревов разрешается охотиться п течение десяти дней в августе по скользящему графику. кие реальные обстоятельства, которые по его расчету должны и реально могут предотвратить то, чтобы это был сентябрь»,—криминологически беспредметна и юридически бессмысленна'. Мнения практиков о субъективном отношении к социальному элементу Проведенный опрос практических работников показал, что значительная часть опрошенных считает, что деление умысла на виды применительно к таким умышленным преступлениям, в состав которых общественно опасные последствия деяния не включены (например, незаконный выезд за границу или въезд в СССР, клевета, сопротивление представителю власти, хулиганство), невозможно или нецелесообразно. Из 100 опрошенных работников судебных и прокурорско-следственных органов по этому вопросу высказались 75 человек, из которых 37 (49%) считают, что такое деление проводить можно, 28 (37%) —что его невозможно провести, 8 (11%) —что его проводить нецелесообразно и 2 опрошенных (3%) сообщили, что не имеют по этому вопросу определенного мнения. Таким образом, 48% ответивших высказались против деления умысла на виды применительно к формальным преступлениям. Переходя к анализу собранного в результате опроса материала, следует заметить, что в ряде анкет вывод за деление или против деления умысла на виды в отношении формальных преступлений не подкрепляется какими-либо аргументами. Ответ, характерный для первой группы: «Можно делить». В одном случае сказано: «Можно и это будет полезно для общества, это даже необходимо». Другая анкета: «Можно», и здесь же, несколько неожиданно, имея в виду перечисленные выше преступления: «В этих случаях имеет место прямой умысел». К этой группе ответов примыкают такие, в которых вывод в пользу деления обосновывается общей ссылкой ' Б. С. Никифоров, Об умысле по действующему уголовному законодательству, «Советское государство и право» 1965 г. № 6, стр. 34. В этой статье вопрос о психическом отношении к социальному элементу в составе формальных преступлений решался иначе, чем в настоящей работе, и, как мы теперь думаем, неточно. на ст. 8 УК. РСФСР или словами: «Формально можно» или «По волевому критерию». Ответы, типичные для второй группы: «Отличить невозможно» или, оставляя в стороне теорию: «На практике этот вопрос не возникает», «В таком разграничении не усматривается потребности». Однако многие ответы в той и другой группе сформулированы детальнее и снабжены аргументами. В группе «за деление» авторы некоторых ответов проводят различие между отдельными преступлениями, входящими в приведенный выше перечень. Одни допускают косвенный умысел при сопротивлении представителю власти, для всех других случаев считая необходимым прямой. Другие считают прямой умысел необходимым только для клеветы и хулиганства. Третьи указывают, что при сопротивлении и хулиганстве умысел можно, а пр.и выезде за границу и при клевете нельзя разграничивать на виды. Четвертые придерживаются мнения, что умысел можно делить на виды во всех указанных случаях. Один из ответивших, допуская косвенный умысел при клевете, в то же время ответил, что сопротивление и хулиганство «совершают... в основном в нетрезвом состоянии, не думая о последствиях». Это пояснение, которое может показаться беспредметным, на самом деле дает возможность уяснить подход'многих сторонников «деления» к интересующему нас вопросу и может служить «введением» к ряду более подробно аргументированных ответов этой группы. В некоторых из этих ответов указывается, на первый взгляд, не очень предметно, что в формальных преступлениях деление умысла на виды следует проводить по характеру действий, с учетом обстоятельств дела, в первую очередь мотивов и целей действия. Например, при хулиганстве, если мотив связан с диспозицией ст. 206 УК РСФСР — прямой умысел, а «при опосредствовании преступных действий иными мотивами» — косвенный. Предметность этим соображениям придают другие ответы, как бы развивающие, иногда не очень четко, намеченную в указанных соображениях мысль. Не раз встречающийся вариант: умысел в этих случаях разграничивается на виды по характеру психического отношения виновного «к самому факту совершения действий, образующих состав преступления, ибо в конечном счете любое преступление причиняет ущерб социалистическому правопорядку». Продолжение той же линии: «Это можно решить, исходя яз того, на что конкретно был направлен умысел». Еще один шаг в том же направлении: «Если и разграничивать, то по отношению к возможным последствиям». Наконец, та же идея в наиболее развитом виде в нескольких вариантах. Один вариант: «В формальных преступлениях общественно опасные последствия деяния не включены потому, что они очевидны. Это и дает возможность разграничивать прямой и косвенный умысел. Например, отношение к нарушению общественного порядка». Другой: «Видимо, только в том случае, если действие (клевета, выезд и т. д.) считать одновременно и результатом». Еще один вариант: «Прямой в отношении са-м.их действий и прямой или косвенный в отношении последствий». Нетрудно, таким образом, видеть, что идею деления умысла на виды применительно к формальным преступлениям ее сторонникам удается провести только в результате отказа от самой концепции беспоследственных преступных деяний и на этой основе путем трактовки умысла и его видов как отношения субъекта к последствию своего действия. Аргументы противников деления умысла в формальных преступлениях на виды не столь разнообразны. Некоторые из них, поверив часто встречающимся утверждениям, что прямой умысел опаснее косвенного и что смысл их различения заключается в этом, возражают против деления, исходя из этих позиций. Один из ответов: «Не следует разграничивать, так как эти преступления являются общественно опасными, и снижать борьбу с ними не следует». Встречаются я ответы, что «в данном случае косвенный умысел лучше исключить». Однако большинство ответивших (19 из 28, т.е. 68%) считают, что деление в этих случаях неприменимо потому, что преступления этого вида совершаются только с прямым умыслом. Этот вывод обычно не аргументируется, однако в одном случае указывается, что разграничение умысла на виды здесь «является искусственным, так как при совершении такого рода преступлений виновный действует с прямым умыслом к совершенным им общественно опасным действиям». Другой аргумент в пользу того, что здесь возможен только прямой умысел: «...нормы поведения лица....—это общественная мораль». В одном случае прямой умысел отождествлен с сознанием противоправности: «хулиганство совершается с прямым умыслом потому, что в результате разъяснения законодательства по этому вопросу каждый гражданин прекрасно знает об усилении ответственности за хулиганство и о последствиях своих поступков». Скептическое отношение ряда практических работников к делению умысла на виды в отношении формальных преступлений отражает отсутствие такого деления в практической жизни, с которой эти работники имеют дело: в практике борьбы с преступностью в таком делении и в самом деле «не усматривается потребности». Что же касается ссылки на то, что здесь возможен только прямой умысел, то это—точное отражение того, что обнаруживается в литературе: забвение того, что прямой умысел, как.и косвенный, есть форма отношения не к действию, а к последствию, и того, что умысел во всех случаях есть отношение не к самому действию, а к его социальному характеру. В этом смысле представляет интерес мнение одного из опрошенных прокуроров, указавшего, что перечисленные преступления являются умышленными, «так как, совершая указанные действия, виновный сознает их общественно опасный характер». Автор допускает в этих случаях возможность прямого и косвенного умысла, однако проводит это деление в рамках все того же сознания: при прямом умысле лицо сознает, что его действия являются общественно опасными, а при косвенном—что они могут быть, а могут и не быть таковыми. Пределы вменения социального элемента в неосторожность Нам предстоит рассмотреть вопрос о возможности неосторожного отношения к элементу «&». Находясь за рамками настоящего исследования, он тем не менее непосредственно примыкает к рассматриваемым в настоящей работе теоретическим вопросам и имеет большое практическое значение. Прежде, однако, чем приступить к рассмотрению этого вопроса, следует ответить на возможное возражение, что сама его постановка неправомерна. Как было подчеркнуто выше, действующее законодательство раскры вает понятие неосторожности только в терминах отношения виновного к последствиям своих действий. Мы видели также, что теоретики делают из этого иной раз вывод, что за «неосторожные действия», которые не вызвали общественно опасных последствий, нельзя привлекать к уголовной ответственности1. Однако это не мешает теории рассматривать в качестве неосторожного преступления разглашение государственной тайны, в состав которого последствия не входят2. Так как в подобных случаях, с одной стороны, привлечение к уголовной ответственности является необходимым, а с другой — это решение не соответствует определению неосторожности в законе, следует прийти к выводу, что это определение не отвечает жизненным потребностям борьбы с общественно опасными проявлениями. Выход из этого несоответствия следует искать на путях перестройки общего определения неосторожности3. Пока этого не произошло, мы считаем возможным для характеристики неосторожного отношения к элементу «&» пользоваться, ти^аНз ти^апсИз, терминами, употребляемыми законодателем в действующих определениях умысла и неосторожности, т. е., в частности, говорить в.этих случаях о том, что лицо не сознавало, но должно было и могло сознавать общественно опасный характер своего действия или бездействия. Само собой разумеется, это относится лишь к тем случаям, когда психическое отношение к элементу «&» не обрисовано в применяемой статье Особенной части как умышленное (графы 3—6 приведенной выше схемы)4. Возвращаясь к поставленному вопросу, следует заметить, что мы можем юридически обязать человека сознавать нечто лишь в том случае, если для такой обязанности имеется основание. Когда речь идет об обязанности и возможности сознавать (предвидеть) возможность наступления общест- ' <Советское уголовное право. Часть Особенная», М., 1965, стр. 53—55. 2 «Уголовное право. Часть Общая». М., 1956, стр. 221—222. 3 Здесь авторы идут дальше, чем это сделал один из них — Б. С. Никифоров — в статье «Об умысле по действующему уголовному законодательству» («Советское государство и право» 1965 г. № 6, стр. 36). 4 См. стр. 161, 162. венно опасных последствий опасного или антиобщественного действия, вопрос решается сравнительно просто. Сознавая или будучи обязан и имея возможность сознавать подобный характер своего действия и, несмотря на это, совершая его, человек создает для себя по меньшей мере обязанность сознавать или предвидеть возможность наступления естественных непосредственных последствий этого действия. При этом, так как субъективное отношение во втором случае есть умозаключение от субъективного отношения в первом, границы второго субъективного отношения определяются границами первого. Если Б., сознавая или будучи обязан и имея возможность сознавать, что в комнате за дверью находится Я., стреляет в дверь так, что пуля проходит через всю комнату.на уровне человеческого тела, он создает для себя по.меньшей мере обязанность сознавать возможность смерти Я. Если же он стреляет в дверь при отсутствии указанного субъективного отношения, он не создает для себя обязанности и не получает возможности построить только что обозначенное умозаключение. Например, прежде чем произвести выстрел, Б. заглянул' в комнату и никого не увидел там, так как в этот момент Я. пряталась в шкафу. Вопрос об обязанности и возможности сознавать социальный характер самого действия представляется более сложным. Контуры и границы обязанности и возможности умозаключать установить значительно легче, чем контуры и границы обязанности и возможности знать. Упрек: «Ты не знал, но должен был и мог знать» — может быть, конечно, адресован должностному лицу, действующему в пределах своей должностной компетенции. Однако он, по-видимому, не может быть сделан гражданину, не знавшему о том, что деньги, которыми он расплачивается, поддельные. Граница между наличием и отсутствием обязанности и возможности знать проходит где-то между этими двумя крайними примерами. Вопрос заключается в том, где именно она проходит. Подходя к решению этого вопроса, необходимо заметить, что обязанность знать не может возлагаться;и не возлагается на граждан уголовным законом. Веления и запреты уголовного закона чрезвычайно разнообразны и относятся к самым различным сферам общественных отношений. Обязанность знать их не может быть возло жена на граждан уже по одному тому, что ее невозможно выполнить. Если гражданин не обладает знанием уголовного закона, он не может восполнить это знание никакими умозаключениями: не будучи ни произвольными, ни субъективными, правовые нормы в то же время не являются суждениями, они не отражают реальности, а лишь говорят о том, какой она должна быть, и поэтому не истинны и не ложны'. Отсюда, принадлежность лица к числу граждан или нахождение иностранца или лица без гражданства на советской территории не создает ни презумпции знания ими велений и запретов уголовного закона, ни обязанности для них строить умозаключения к факту существования этих велений и запретов или к их содержанию. В нашей теоретической литературе часто встречаются соображения о том, что знание уголовного законодательства широко распространено среди граждан. Эти соображения обосновываются, с одной стороны, ссылкой на то, что граждане широко информируются о новых уголовных законах, а также принимают активное участие в осуществлении социалистического правосудия. Помимо этого, воспитание в школе и семье, воздействие печати и литературы, вся проводимая в стране культурно-воспитательная работа создают у советских граждан «достаточное представление о том, какие действия являются общественно опасными»2. Отсюда вывод: только в исключительных случаях «лицо действительно не могло знать о признании того или иного умышленного деяния преступным»3. С другой стороны, так как «общественная опасность и противоправность деяния связаны в уголовном праве как содержание и форма», «едва ли возможно сознавать со- * Георг Клаус, Сила слова, М., 1967, стр. 181, 184. Это, само собой разумеется, относится только к характеристике нормы в качестве запрета или веления. Ее несубъективность обусловлена тем, «)то ее существование вызвано объективно существующими интересами и она должна быть пригодной для того, чтобы воздействовать на избирательное поведение людей. Что касается содержащихся в норме определений (преступления, умысла, кражи), они так или иначе отражают реальные явления (см. стр. 42 и ел.). 2 А. А. Пионтковский, Учение о преступлении по советскому уголовному праву, М., 1961, стр. 354. * Т а м же. держание—степень общественной опасности, требуемой для признания деяния преступным, и не сознавать правового выражения этого содержания—противоправность деяния в смысле уголовного права»1. В ходе подготовки настоящей работы было опрошено 218 проживающих в Москве граждан, не имеющих профессионального отношения к уголовному праву и деятельности органов юстиции. Целью опроса было выяснить, в какой мере граждане, знающие, кояечяо, что нельзя хулиганить или воровать, ориентируются, так сказать, в следующих после этого и дальнейших «эшелонах» запретов и велений уголовного права2. Среди опрошенных был-м: 31 человек с высшим образованием, 31 студент, 36 учащихся 9—10 классов дневной школы и 100 прочих, в том числе значительное число учащихся школ рабочей молодежи. К «первому эшелону» интересующих нас явлений мы отнесли.некоторые положения Общей части. Ответы на вопросы о них отражают общие представления граждан об основаниях и границах уголовной ответственности. Допускает ли закон осуждение к лишению свободы 13-летнего подростка, который из хулиганских побуждений совершил поджог принадлежащего государству дома: правильных ответов—58 (27%3), неправильных—87 (40%), «не знаю»—73 (34%); таким образом, не ответили правильно 160 (74%). Подлежит ли ответственности Л., если он убил преступника, видя, что тот пытается зарезать незнакомого А. человека: ответов правильных—148 (68%), неправильных—38 (19%), «не знаю»—32 (13%); не ответили правильно 70 человек (32%). Считаете ли вы преступлением лишение жизни человека, совершенное душевнобольным: ответов правильных— 133 (60%), неправильных—75 (35%), «не знаю»—10 (5%); не ответили правильно 85 человек (40%). * Там же, стр. 355; см. также «Уголовное право Часть Общая», М., 1906. стр. 179—180. 2 Даваемое ниже деление уголовноправовых запретов на «эшелоны» весьма условно. Оно должно быть значительно более дробным (это особенно чувствуется в разрыве между вторым и третьим (•эшелонами»). 3 Здесь и далее процентные данные округлены. Считаете ли вы, 'что лицо, совершившее преступление в состоянии глубокого опьянения и не помнящее о содеянном, подлежит ответственности: ответов правильных— 215 (99,9%), неправильных—3 (0,1%), «не знаю» — нет. На дополнительный вопрос: подлежит ли такое лицо более суровой или более мягкой ответственности, было дано ответов: правильных—162 (76%), неправильных— 53 (24%). Ко «второму эшелону» запретов мы причислили те, которые сформулированы, как правило, в простых диспозициях и могут быть уяснены без обращения к подзаконным актам. На вопрос: подлежит ли уголовной ответственности лицо, которое хранит без разрешения кинжал, ответили правильно 57 человек (21%), неправильно— 124 человека (62%), «не знаю»—37 человек (17%). Всего на этот вопрос не ответили правильно 161 человек (79%); ... хранит без разрешения пистолет, было ответов: правильных—170 (78%), неправильных—24 (11%), «не знаю»—24 (11%); не ответили правильно 48 человек (22%); ...не сообщает властям о достоверно известном ему факте неосторожного убийства, совершенного соседом по квартире: ответов правильных—15 (7%), неправильных—161 (74%), «не знаю»—42 (19%); не ответили правильно 203 человека (93%); ... яе возвращает знакомому значительную сумму денег, взятую взаймы: ответов правильных—63 (29%), неправильных—110 (50%), «не знаю»—45 (21%); не ответили правильно 155 человек (51%); ...получает в ателье проката аккордеон с целью пропить его и пропивает: ответов правильных—170 (78%), неправильных—16 (7%), «не знаю»—32 (15%); не ответили правильно—48 (22%). К «третьему эшелону» запретов мы отнесли такие, которые содержатся в бланкетных диспозициях, однако содержащих описание преступлений, не связанных с нарушением технических'норм. В этой области было поставлено два вопроса. Первый. Уголовный закон устанавливает наказание за занятие запрещенным промыслом. Назовите известные вам запрещенные промыслы. На этот вопрос был дан только одни (!) верный ответ (0,4%) в форме приведения нескольких правильных примеров. Неправильных ответов было дано 181 (83%), ответов «не знаю»—36 (16,6%); не ответили правильно 217 (99,6%). Любопытно при этом, что в неправильных ответах в качестве примеров запрещенного промысла упоминались, как правило, деяния, запрещенные уголовным законом в качестве самостоятельных составов. Это варианты незаконной охоты («браконь&рство», охота на бобра, лося, котиков, зубров, из нарезного оружия—145 примеров), незаконного занятия рыбным промыслом (глушение, травля рыбы—39), самогоноварение (39), спекуляция (47), контрабанда (15), торговля наркотиками (13) и др. Второй. Закон предусматривает уголовную ответственность за частнопредпринимательскую деятельность v. коммерческое посредничество. В чем может выражаться то и другое? На этот вопрос было получено всего лишь 10 правильных ответов (4,5%). Неправильных ответов 'было 85 (39%), «не знаю»—123 (56,5%). И в этом случае в неправильных ответах в качестве примеров частнопредпринимательской деятельности и коммерческого посредничества нередко упоминались деяния, самостоятельно запрещаемые уголовным законом: спекуляция (55); самогоноварение (42), перекупка краденых вещей (8), контрабанда (4), взяточничество (6), сводничество, а также «блат», «плагиат», «фарцовка», «махинации» и т. п. В нескольких случаях были названы разновидности запрещенного промысла. Таким образом, по «первому эшелону»—по вопросам Общей части—на 872 вопроса (по последнему вопросу мы взяли только дополнительный вариант) было дано ответов: правильных—501 (58%), неправильных—253 (29%), «не знаю»— 115 (13%); ответы не были правильными в 368 случаях (42%). По «второму эшелону» запретов на 1090 вопросов было дано ответов: правильных—475 (43%), неправильных—435 (40%), «не знаю»—180 (17%); ответы не были правильными в 615 случаях (57%). По «третьему эшелону» запретов на 436 вопросов было дано лишь около 10 (3%) правильных ответов, неправильных было 266 (60%), «не знаю»—160 (37%); ответы не были правильными в 426 случаях (97%). Приведенные данные могут дать основания для вывода, что по мере движения от первого к третьему «эшелону» запретов и велений уголовного закона представления граждан об их содержании становятся все менее определенными: процент правильных ответов уменьшается (58, 43я3), процент неправильных ответов растет (29, 40, 60), растет и число ответов «не знаю» (13, 17, 37). Соответственно процент лиц, не давших правильных ответов, выражается по этим трем группам в 42, 57 и 97. В нарисованной нами картине нет ничего ни неожиданного, ни тревожного. Вменяемый человек, достигший возраста уголовной ответственности, сознает «незаконность» большинства преступлений: сознавая общественную опасность убийства или кражи, он умозаключает, что эти действия запрещены законом. Что касается других преступлений, то можно быть прекрасным гражданином и хорошим работником в своей области, не имея ни малейшего представления о том, что перемещение через границу оружия влечет уголовную ответственность, что хулиганство включает в себя не только грубое нарушение общественного порядка, но и явное неуважение к обществу и что уголовную ответственность влечет недонесение не о любом изнасиловании, а только о таком, которое сопряжено с угрозой убийством или какими-либо другими отягчающими обстоятельствами, указанными в законе. Напротив, нормы неуголовного закона, регулирующие более или менее специализированную деятельность людей, можно и нужно знать. Они всегда более или менее однопредметны и поэтому более или менее однородны. Лица, занятые деятельностью такого рода, как правило, специально изучают нормы, без знания которых они в ряде случаев не только не вправе, но и фактически не могут заниматься ею. Если врач, бухгалтер или шофер, не знающие правил своей профессии, попытаются работать в своей области, такая «работа» будет представлять опасность для общества и быстро приведет их к конфликту с уголовным законом. Кстати сказать, они обычно имеют представление и о том разделе уголовного законодательства, с которым в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей они могут войти б «соприкосновение». Более того. Если исключить 'нередкие, как мы видели, случаи, когда лицо, занимаясь нормативно урегулирован- ной деятельностью, не сознает этого ил.и не сознает такого ее характера, например пересекает государственную границу без разрешения в результате потери ориентировки (но не потому, что оно не знало, что для этого требуется разрешеяие) или занимается тем или иным промыслом, яе зяая, что для производства промыслов установлены определенные правила (в отличие от незнания самих этих правил), в подобных ситуациях ответственность за 'незаконные действия должна быть исключена. Факт нахождения лица в той или иной должности или его занятие той или иной профессией или тем или иным промыслом и т. п. создает для него одновременно и возможность, и обязанность строить умозаключения от этого факта к существованию и содержанию правил, регулирующих отправление должности или профессии. Если оно не использует эту возможность и совершает правонарушение, оно должно пенять на себя. Поэтому в отличие от того, что обычно говорится об этом в литературе', мы считаем, что неосторожность возможна при воспрепятст-вовании законной деятельности профсоюзов, незаконном распространении чужого произведения, незаконной порубке леса, незаконной охоте и вообще при совершении всех преступлений, предусмотренных статьями с бланкетной диспозицией, если, конечно, в ней тем или иным способом не выражено желание законодателя ограничить ответственность лишь случаями, когда субъект действует умышленно2. Поэтому выпуск недоброкачественной продукции из промышленных предприятий (ст. 152 УК РСФСР) может влечь ответственность также при наличии неосторожности, в то время как выпуск в продажу заведомо недоброкачественных товаров (ст. 157 УК РСФСР) —только при наличии умысла. Если же, напротив, лицо осуществляет ту или иную деятельность в сфере, нормативно не регулируемой в только что указанном смысле, мы не видим оснований обязывать его сознавать (знать или считать вероятным, * См., например, «Уголовное право. Часть Особенная», М., 1966, стр. 233—234, 245, 320, 343. 2 Авторы «Научного комментария к Уголовному кодексу РСФСР» (Свердловск, 1964. стр. 193, 194) почему-то считают, что указание в определении преступления на незаконность делает преступление умышленным, возможным или неисключенным) нечто, чего оно не сознает. В соответствии с этим лицо, расплачивающееся поддельными деньгами, не сознавая того, что деньги — поддельные, какую бы степень небрежности оно при этом ни проявило, не подлежит уголовной ответственности за сбыт поддельных денег. Эта совокупность вопросов получила интересное отражение в материалах опроса практических работников. Перед практическими работниками органов суда и прокуратуры был поставлен вопрос о психическом отношении субъекта к характеру своих действий, с одной стороны, при изнасилований и доведении до самоубийства, с другой—при нарушении техники безопасности,.незаконной охоте и частнопредпринимательской деятельности1. Как видно, в первом случае субъект нормативно не обязан, а во втором—обязан сознавать социальный элемент совершаемого. В связи с этим суть дела в значительной мере сводится здесь к тому, допустимо ли в рамках состава соответствующего преступления неосторожное отношение к этому элементу. Постановка вопроса в этой последней плоскости была полезна еще и потому, что она имела известное «отвлекающее».значение и поэтому, как мы увидим, дала возможность «попутно» выяснить некоторые другие важные моменты, имеющие значение для проблемы умысла. Такое значение имел, в частности, вопрос: «Возможна ли неосторожная вина при изнасиловании». Как и следовало ожидать, подавляющее большинство опрошенных (91 человек из 98, т. е. 93%) ответили на этот вопрос отрицательно. Однако изучение выдвинутых опрошенными аргументов выявило любопытную картину. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |