|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общественные движения 1881-1894 ггРеволюционные и радикальные течения. Народные движения. Убийство Александра II 1 марта 1881 г.- наивысший пик деятельности революционеров-народников - стало началом их заката: гибель императора не вызвала, как рассчитывали народники, ни разрушение политической системы самодержавия, ни народной революции. Полиция с помощью преследований и провокаций разрушала внутренне ослабленную "Народную волю"; к 1884 г основной костяк этой организации прекратил существование. Безуспешной попыткой возродить народовольческие методы стало покушение группы петербургских студентов под руководством А. И. Ульянова (старшего брата Ленина) на Александра III 1 марта 1887 г. На первый план в 1880-е гг. выходит либеральное народничество, идеологами которого были В.В. Воронцов, И. И. Каблиц и др. Сохранив веру в крестьянскую общину как зародыш социализма, либеральные народники сосредоточились в первую очередь на культурных, просветительских мерах. Взгляды, близкие к народническим, выражал журнал "Отечественные записки", руководимый М.Е. Салтыковым-Щедриным и Н.К. Михайловским, а впоследствии - журнал "Русская мысль". Вступление России на путь капитализма сопровождалось усилением рабочего движения и появлением рабочего вопроса. В 1885 г. на Никольской мануфактуре в Орехове - Зуеве, принадлежавшей Т.С. Морозову, разразилась "морозовская стачка". Стачечники потребовали учредить действенный государственный контроль за положением рабочих, принять законодательство об условиях найма. Правительство вынуждено было запретить ночной труд женщин и детей, более чётко определить обязанности фабрикантов по отношению к рабочим. Попыткой объяснить новые социально-экономические реалии стала деятельность русских марксистов. В 1883 г. эмигранты-народники, перешедшие на позиции марксизма, - Г. В. Плеханов, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод и др. - основали группу "Освобождение труда". Она развернула активную переводческую и издательскую деятельность. Плеханов в работах "Наши разногласия", "Социализм и политическая борьба" доказывал, что Россия уже вступила на путь капитализма и надежды народников на приход к социализму через крестьянскую общину беспочвенны. Революционеры, заявлял Плеханов, должны ориентироваться не на крестьянство и на пролетариат - единственный последовательно революционный класс. Марксистские кружки возникают и в России: Петербургские группы Д.И. Благоева (1884-1885) и М.И. Бруснева (1889 - 1892), группа Н.И. Федосеева (1888 - 1889), в деятельности которой принимал участие В. И. Ленин. Либералы и охранители. Очагами либерального движения в 1880 - 1890-е гг. были земства, университеты, различные органы печати. В начале царствования Александра III, когда правительственный курс еще не определился, либералы активно выступали за преобразования; главной их целью был созыв общероссийского представительства. Переход правительства к реакции похоронил надежды либералов, однако они в меру сил пытались отстаивать свои принципы, выступали против контрреформ, ратовали за свободу совести, печати, соблюдение законности. Главным либеральным органом был журнал М.М. Стасюлевича "Вестник Европы". Флагманом реакционно-охранительной прессы стала газета И.М. Каткова "Московские ведомости". Убежденный либерал во второй половине 1850-х гг., Катков в 1880-е гг. столь же убеждённо требовал утверждения контроля правительства над всеми сферами русской жизни, ратовал за идейную национальную монолитность России. Сложную позицию занимал И.С. Аксаков - славянофил, издатель газеты "Русь". С одной стороны, Аксаков выступа против конституции и парламента, за усиление религиозных начал и русификацию окраин Империи. С другой стороны, он настаивал на развитии местного самоуправления, защищал свободу слова, требовал терпимости по отношению к старообрядцам. Такое достаточно противоречивое сочетание представлялось Аксакову средним путем между либерализмом и реакцией, отвечающим исконным национальным основам русской жизни. Для многих общественных деятелей эпоха Александра III была временем, когда, по словам А.А. Блока, "в сердцах царили сон и мгла"; иным она представлялась эрой национальной возрождения и социального мира, сменившего потрясения рубежа 1870 - 1880-х гг. Общественные противоречия, однако не исчезли - они лишь ушли вглубь, чтобы с новой силой выйти на поверхность в начале 1900-х гг.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |