|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Либеральное направление общественного движения при Николае IР езкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я. Чаадаева. В 1829-1831 гг. он написал цикл "Философических писем", первое из которых было напечатано в журнале "Телескоп: (1836 гг.). В этом произведении автор резко критиковал и осуждал прошлое и настоящее России, противопоставлял "отсталую" Россию "передовому" Западу, заявляя, что в Европе, в отличие от России господствуют идеи справедливости и порядка. За этими утверждениями скрывался протест автора против современной ему российской действительности. Власти закрыли журнал "Телескоп", а Чаадаева объявили умалишенным и установили за ним полицейский контроль. Развернувшиеся в обществе споры вокруг "Философического письма" сыграли значительную роль в общественной жизни России, ускорив формирование крупных идейных течений. Западники и славянофилы. К концу 1830-х годов в российском обществе сложилось два течения русской общественной мысли - западников и славянофилов. Западники (историки Т.Н. Грановский и П.Н. Кудрявцев, философ К.Д. Кавелин, литераторы В.П. Боткин, П.В. Анненков, Е.О. Корш) придерживались идеи единства исторического развития человеческого общества, общности исторических судеб Европы и России, считали, что в России рано или поздно установятся европейские порядки. Они являлись сторонниками конституционной монархии, политических свобод (слова, совести и др.), выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательской деятельности в России. Противоположных взглядов на исторический путь развития России придерживались славянофилы (А.С. Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы, Ю.Ф, Самарин), которые считали, что у каждого народа свой путь и судьба, развитие России должно происходить на основе самобытности и незыблемости русского самодержавия. По их мнению, русский народ никогда не претендовал на участие в политической жизни, отдавая первенство государству, а государство не вмешивалось в духовную жизнь общества. Основу жизни русского общества составляло общинное сознание и принцип согласия. Большое значение придавалось православной религии, которая призывала к духовному самосовершенствованию, а не к переустройству мира. Допетровская Русь являлась для них идеалом общественного устройства. Славянофилы не являлись сторонниками правительственной идеологии, были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм. У западников и славянофилов было много общего. Их сближали надежды на скорую общественную свободу, на приобретение людьми основных гражданских прав, протест против бюрократии и крепостничества. Общим являлось и решительное неприятие революции. Поэтому оба эти направления русской общественной мысли часто относят к либеральному движению. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |