|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социология религииПри социологическом подходе к изучению религии, её роли в общественной жизни, религия рассматривается как, с одной стороны, система верований о тех силах, которые считаются данной группой людей сверхъестественными и священными. С другой стороны, религия включает в себя совокупность ритуалов, исполняемых членами группы. Для социологии существенным является то, что религия подразумевает наличие группы верующих. В социологических исследованиях выделяются особенности религий объединений, их отличия от других социальных общностей. В классический период развития социологии сложились различные подходы к определению социальных функций религии. Один из таких подходов представлен в работах Маркса, который характеризовал религию как форму идеологии и рассматривал её как искаженное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними природных и социальных сил. Как утверждает Маркс, религия соответствует интересам правящего класса общества, поскольку она отвлекала представителей угнетаемых классов от борьбы против социального неравенства. С точки зрения Маркса, в будущем бесклассовом обществе должна была исчезнуть классовая потребность в религии. Другой подход к изучению социальной функции религии предложил Дюркгейм. Дюркгейм исследовал так называемые элементарные ранние формы религии, существовавшие в первобытном обществе. При этом он основывался на этнографических описаниях жизни племен австралийских аборигенов. Как полагал Дюркгейм, обращение к таким простейшим формам религии должно было выявить те же функции, которые она исполняла в любом, в том числе и более развитом обществе установка кондиционера особенная со склада, для Вас сервис прошедший испытания. Как отмечал Дюркгейм, религия разделяла окружающий мир на две большие сферы: священную и светскую. Священная сфера включает в себя те предметы и явления, которые считаются связанными с действиями сверхъестественных сил, а светская сфера включала в себя предметы, с которыми люди постоянно сталкивались в повседневной жизни. Если Дюркгейм исследовал элементарные, первобытные формы религии, то Вебер обратился к изучению более развитых её форм и в особенности к так называемым мировым религиям (христианство, буддизм и т.д.). Вебер исследовал влияние протестантской хозяйской этики на экономические отношения в странах Запада. Но наряду с этим, он рассматривает религии Востока, религии преобладающие в Индии, Китае, и эти исследования были представлены в работе Вебера, которая называлась «Хозяйственная этика мировых религий». Как отмечал Вебер, различные религии по разному определяют то, каким должно быть отношение к окружающему миру. Для сложившейся в Китае религии — философской традиции конфуцианства, была характерна установка на приспособление к миру, то есть на безоговорочное принятие существующих традиций и общественных отношений. В отличие от этого, религии Индии: индуизм и буддизм проповедовали бегство от мира, то есть уклонение от активной деятельности. Как отмечал Вебер, лишь в христианстве и, в особенности, в некоторых направлениях протестантизма получила распространение установка на преобразование мира.. Верующие протестанты были орудием воли Бога и стремились к тому, чтобы изменить несовершенный мир в соответствии с божественными заповедями. Как подчеркивает Вебер, именно такая ориентация на активное мирскую деятельность в наибольшей степени соответствует потребностям развития капиталистической экономики, тогда как религии стран Востока в той или иной степени препятствовали такому развитию. В дальнейших социологических исследованиях рассматривались разнообразные формы религии, существовавшие в человеческой истории. В числе простейших форм, характерных для первобытных обществ, выделяются: фетишизм, тотемизм, магия. Фетишизм представляет собой поклонение какому-либо материальному предмету, который считается наделенным сверхъестественными свойствами. Считалось, что обладание таким предметом (например амулетом) приносит удачу и предохраняет от опасностей. Тотемизм — поклонение животному или растению, выступающему символом данной человеческой группы. Магия включает в себя обряды и заклинания, которые должны были воздействовать на события окружающего мира и изменить их в желаемом направлении. Следующей формой религии выступает монотеизм, то есть вера в единого бога, что характерно для религий христианства и ислама. Наряду с изучением различных исторических форм большое внимание в социологии уделяется исследованиям структуры религиозных объединений и организаций. В таких исследованиях основные различия проводятся между двумя типами религиозных объединений церковью и сектой. Церковь представляет собой иерархическую организацию, во главе которой стоят профессиональные священнослужители, получающие особую образовательную подготовку. Внутри церкви существуют различия между двумя группами: клир (священнослужители) и миряне (рядовые члены церкви). Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |