АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историческая социология Кареева

Читайте также:
  1. Геронтосоциология.
  2. Занятие 1. Социология как наука. Специфика ее объектно-предметной области и методов познания социальной реальности
  3. Илиада» Гомера как воинский эпос: историческая и мифологическая основа, художественное своеобразие, стиль. Героические ценности в поэме.
  4. Историческая концепция Евразийства
  5. Историческая морфология
  6. Историческая наука о целостности украинской культуры.
  7. Историческая наука об условиях становления и периодизации культуры.
  8. Историческая необходимость
  9. Историческая основа романа А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
  10. Историческая оценка.
  11. Историческая справка

Николай Иванович Кареев (1850-1931) — один из классиков русской социологической мысли, стоявший у истоков зарождения социологии в России. Его работу «Введение в изучение социологии» (1897) и сегодня можно считать одним из лучших учебных пособий по курсу социологии. Анализируя социологическую мысль и выделяя в ней конкретные направления, он причислял себя к историческому направлению, «поскольку интерес к социологии вырос... на почве интереса к философии истории». Отталкиваясь от классификации наук Конта и усовершенствовав ее, Кареев разделил науки на феноменологические (например, история, которая описывает последовательный процесс событий) и номонологические (например, социология, которая изучает закономерности процессов социального развития). Если история дает фактический материал, то социология указывает на постоянное в историческом процессе. Итак, Кареев определил социологию как «науку, делающую своим предметом общество во всех сторонах его бытия». Социология, по его мнению, должна давать ответы на следующие вопросы: что такое общество, каковы механизмы его развития, каково взаимоотношение личности и общества. Он считал (и с этим нельзя не согласиться), что социальный организм есть дискретное целое, а не конкретное, как живой организм, и существует для отдельного своего элемента, индивидуума, а не наоборот. На всех ступенях своего развития общество имеет своим принципом солидарность индивидуумов, сплачивающихся в одно целое благодаря психическому взаимодействию, которое ведет к образованию культуры и социальных учреждений — показателей достигнутого уровня социальной эволюции.

Общество по Карееву, - «надорганическая среда», сложная психических и практических взаимодействии личностей, в которой выделяются культурные группы и социальные организации. Первые складываются под воздействием привычки, подражания и воспитания на основе представлений, настроений и стремлений членов общества (изучаются индивидуальной психологией). Социальная организация связана с социальными формами и институтами, является продуктом коллективной психологии и предметом исследования социологии.

Подчеркивая значимость личности в историческом и социальном прогрессе, Кареев писал, что безусловным фактором истории является критическая переработка эволюции «надорга- нической среды»: суть теории прогресса, по Карееву, — идея самоосвобождения личности от подчинения «надорганической среде» при помощи критической мысли. Являясь сторонником детерминизма, Кареев, тем не менее, выступал против экономического детерминизма марксизма. Кроме того, не соглашаясь с теоретиками марксизма о возможности внезапного перехода общества из царства необходимости в царство свободы (при смене капитализма социализмом), ученый утверждал, что «исторический процесс — это процесс постепенного уменьшения необходимости и постепенного же увеличения свободы».

Позитивистская методология, господствовавшая на протяжении второй половины XIX в., на рубеже XIX-XX вв. начинает испытывать глубокий кризис. Односторонний эволюционизм, детерминизм, биопсихический редукционизм, натуралистические и позитивистские медиа общества оказываются не в состоянии охватить сложные процессы социальной действительности. Понятие «прогресса» сменяется теорией «культурно-исторических» типов.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)