|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Илиада» Гомера как воинский эпос: историческая и мифологическая основа, художественное своеобразие, стиль. Героические ценности в поэме«Илиада» - произведение, приписываемое поэту Гомеру и созданное предположительно в 8 веке до н.э. Это воинская поэма: адресатом (слушателем) подразумевается высшая военная знать, которая и описывается в произведении. Мифологической основой Илиады является часть мифов «Троянского цикла», а именно те, которые описывают осаду Трои, битву Ахилла с Гектором и похороны Гектора. Другие мифы этого цикла, описывающие предысторию конфликта ахейцев с троянцами, а также разрушение Трои и возвращение героев домой, в Илиаду не вошли. Историческая основа Илиады долгое время подвергалась сомнению, пока в 1873 году археолог-самоучка Шлиман не раскопал на холме Гесарлык остатки поселения, которое могло быть древним Илионом (Троей). Стиль поэмы отвечает традициям эпоса, а именно: Монументальность – изображение всех действий (особенно битв) с высоты «птичьего полёта», повествователь моментально переносится от одной сцены к другой; Объективность и беспристрастность изложения – рассказчик не проявляет особых симпатий ни к троянцам, ни к ахейцам, они все герои и достойны восхищения; Эпическое спокойствие – размеренный темп повествования с азличными распространёнными отступлениями; Торжественность, приподнятость слога; Постоянные эпитеты («меднодоспешные ахейцы», крепкостенная Троя»); Параллелизм с природными состояниями, описательность (подробный рассказ о каждой мелочи, будь то деталь вооружения или оснастка корабля). Новаторским приёмом является синекдоха: 10 лет осады в поэме «сжаты» до 5 дня, на протяжении которых и разворачивается основное действие. Поэма содержит нормы и ценности героического мировоззрения. Это, в первую очередь, описание «идеальных» воинов, наделённых всеми подобающими качествами: подчинение приказу, личная доблесть, соблюдение святости добычи, жажда славы. Основной конфликт поэмы разгорается именно из-за того, что Ахилл и Агамемнон нарушают воинский кодекс: первый перечит командиру, второй пренебрегает правом героя на добычу. 7. «Одиссея» Гомера – «поэма странствий»: тема открытия мира, особенности композиции, архаические элементы и их происхождение. Образ Одиссея, его многоплановость. Тема открытия мира. Во времена написания поэмы греки имели представление о том, что находится на определенной территории. Эту территорию они называли ойкуменой. Выйти за пределы ойкумены означало попасть «за край земли», за рамки разумного. В поэме Одиссей выходит за эти рамки, где и проходит его путешествие. Ойкуме́на, экумена, культурная ойкумена (др.-греч. οἰκουμένη, от слова др.-греч. οἰκέω, «населяю, обитаю») — освоенная человечеством часть мира. Термин «οἰκουμένη» введён древнегреческим географом Гекатеем Милетским для обозначения известной грекам части Земли с центром в Элладе. Изначально он обозначал зе́мли, заселённые греческими племенами, позже — зе́мли, заселённые и известные человечеству в целом. В конце XIX века это слово и его производные стали распространяться в западноевропейских языках в связи с началом экуменического движения среди протестантов. В русском языке греческое «οἰκουμένη» традиционно передавалось как «Вселенная», «обитаемая Вселенная». Каждый раз, отправляясь в путь, мы выходим за рамки привычного и сталкиваемся с неведомым. Возможно, поэтому для эпосов всех времен было естественным земли, лежащие за границей ойкумены, населять сказочными существами и чудовищами. Благодаря плаванию Одиссея и других реальных и легендарных путешественников, границы «своего», известного и привычного мира каждый раз немного расширялись. Римские философы-стоики подарили миру понятие человека-космополита, чья душа достаточно велика, чтобы вобрать в себя целый мир. Особенности композиции. Как в «Илиаде» для повествования выбран только один эпизод, «гнев Ахилла», так и в «Одиссее» — только самый конец его странствий, последние два перегона, с дальнего западного края земли до родной Итаки. Обо всем, что было раньше, Одиссей рассказывает на пиру в середине поэмы, и рассказывает очень сжато: на все эти сказочные приключения в поэме приходится страниц пятьдесят из трехсот. В «Одиссее» сказка оттеняет быт, а не наоборот, хотя читатели, и древние и современные, охотнее перечитывали и вспоминали именно сказку. Архаические элементы. «Одиссея» — поэма сказочная и бытовая, действие ее разворачивается, с одной стороны, в волшебных краях великанов и чудовищ, где скитался Одиссей, с другой — в его маленьком царстве на острове Итаке и в ее окрестностях, где ждали Одиссея его жена Пенелопа и его сын Телемах. Поэмы Гомера носят величественный, монументальный характер, присущий героическому эпосу. Однако в «Одиссее» много черт бытовых, сказочных, фантастических. Это и понятно, ведь «Илиада» посвящена войне, а «Одиссея» — превратностям человеческой жизни. Использование в «Одиссее» приключенческого (романтика путешествий, открытия новых для героев, земель и тому подобное), сказочного (волшебные персонажи, посещения Аида и т. пр.) и бытового (быт Итаки, жизнь греков и т. д.) элементов. «Мир» и «дом» – два пространственно-символических центра поэмы. Образ Одиссея. Хотя поэма — героическая, в образе главного героя героические черты — не главное. Они отступают на задний план по сравнению с такими качествами, как ум, хитрость, изобретательность и расчётливость. Основная черта Одиссея — непреодолимое желание вернуться домой, к семье. Судя по обеим гомеровским поэмам, Одиссей — подлинно эпический герой и вместе с тем то, что называют «всесторонне развитой личностью» (πολύτροπον ἀνέρος): храбрый воин и умный военачальник, опытный разведчик, первый в кулачном бою и беге атлет, отважный мореход, искусный плотник, охотник, торговец, рачительный хозяин, сказитель. Он любящий сын, супруг и отец, но он же и любовник коварно-прекрасных нимф Кирки и Калипсо. Образ Одиссея соткан из противоречий, гипербол и гротеска. В нём на первый план выделена текучесть человеческой природы, её способность к метаморфозам в вечном поиске все новых сторон бытия. Одиссею покровительствует мудрая и воинственная Афина, а сам он подчас напоминает морского бога Протея своей способностью легко менять свой облик. На протяжении десяти лет возвращения домой он предстаёт мореплавателем, разбойником, шаманом, вызывающим души мёртвых (сцены в Аиде), жертвой кораблекрушения, нищим стариком и т. д. Чувствуется, что герой при этом как бы «раздваивается»: он искренне переживает гибель друзей, страдания, жаждет вернуться домой, но он и наслаждается игрою жизни, легко и искусно играет роли, предлагаемые ему обстоятельствами (человека по имени «Никто» в пещере Полифема, жителя Крита, обитателя острова Сира и пр.). В его личности и судьбе сплетаются неразрывно трагическое и комическое, высокие чувства (патриотизм, почтение к богам) и житейские прозаическое. Одиссей и ведет себя подчас не лучшим образом: он жадничает, откладывает себе лучший кусок на пиру, ждёт подарков даже от Полифема, проявляет жестокость к рабам, лжёт и изворачивается ради какой-нибудь выгоды. И все же общий баланс и симпатия — в пользу Одиссея — страдальца, патриота и неутомимого путешественника, воина, мудреца, первооткрывателя новых пространств и новых возможностей человека. Образ Одиссея многоплановый: воин; путешественник, мореход, первооткрыватель; рассказчик; муж; отец; царь. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |