АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Театр в Древнем Риме: происхождение, социальные функции, устройство, статус актеров. Типология пьес

Читайте также:
  1. IV. Основные обязанности работников театра
  2. IV. Социальные проблемы попечения о заключенных.
  3. MS Excel.Текстовые функции, примеры использования текстовых функций.
  4. Pochodzenie, rodzina w Polsce - Происхождение, родственники в Польше
  5. Section 3: Социальные сети
  6. V. КРОССВОРД «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОГРАММКЕ»
  7. А32. Социальные движения в Греции в эллинистическое время. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте.
  8. Актер — носитель специфики театра
  9. Анализ формирование межличностных отношений младших школьников в процессе театральной деятельности
  10. Аналитический обзор статей по теме «Социальные представления о субъектах образовательного процесса в условиях модернизации системы общего образования».
  11. Бельский А.В. Важность транзитного статуса для экономики Керчи
  12. Бертольд Брехт. Теория эпического театра

Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины — грубоватые сатирические песни. Были популярны сатуры — представления, ведущие своё происхождение от танцев плясунов из Этрурии (современная Тоскана). Сатуры включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски-характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дель арте. Каждая маска обозначала определённый тип личности.

Всего было четыре постоянных персонажа: Макк — обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон — смышлёный и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и раздутые щёки), Папп — богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен — хитрый горбун, невежа и шар латан. Текст ателланы сочиняли по ходу действия участники спектакля, и только в I в. до н.э. появились литературные обработки ателланы.

На рубеже новой эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как подражание греческим образцам, — паллиаты. Сам термин произошёл от названия греческого широкого плаща — паллия; в таких одеждах ходили герои этих произведений. Действие пьес происходило в Греции, и соответственно персонажи были греками. Однако часто всё греческое — имена, названия городов и т. д. — становилось просто декорацией: герои занимали должности, существовавшие в Древнем Риме, упоминались римские монеты, а само поведение этих «греков» скорее напоминало поведение римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий (около 270—201 до н.э.), а расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта (около 250— 184 до н.э.). Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени. Плавт в своих комедиях стремился, прежде всего, к занимательности. Он широко использовал такой художественный приём, как контаминация («соприкосновение», «смешение»): в одной пьесе «смешивал» фрагменты сюжетных линий пьес разных греческих авторов. В пьесах Плавта интересны не только главные герои, но и второстепенные.

Другой известный римский драматург, писавший паллиаты, — Публий Теренций Афр (ок. 185—159 до н.э.) был рабом из-под Карфагена. Он получил имя Теренций по имени своего хозяина, выучившего его и отпустившего на волю. Слово «афр» означало происхождение (африканец). Образцом для Теренция (как и для Плавта) стали комедии древнегреческого драматурга Менандра. Теренций много внимания уделяет обычному человеку, семейной тематике. Он сатирически рисует и нравы своего времени, и неизбежные конфликты отцов и детей, и ветреность молодёжи, и излишнее морализаторство старшего поколения, но делает это мягче, чем другие авторы. Идеал Теренция — взаимопонимание и взаимоуступки, он призывает к разумным компромиссам, умению слушать друг друга. Герои, как правило, исправляются, или их пороки оказываются не столь ужасными. Комедии Теренция проигрывают сочинениям Плавта в сюжетной остроте и динамичности, но знакомят зрителей с более сложными характерами.

Долгое время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того же общественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках, Римских сентябрьских играх (тогда-то и произошло в 240 г. до н.э. первое театральное представление), Плебейских ноябрьских, Аполлоновых июльских играх, во время Мегалесий — апрельских торжеств в честь великой матери богов Реи-Кибелы. Спектакли могли ставиться и в любое другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились специальные сооружения, которые по окончании действа ломались. Сценической площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого роста. К нему вела узкая лесенка в несколько ступеней — по ней поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Для зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось только стоя.

Первый постоянный каменный театр был сооружён около 55 г. до н.э. полководцем Гнеем Помпеем Великим и вмещал до сорока тысяч человек. К концу I в. до н.э. в Риме появилось ещё два театра — Вальба и Марцелла. Римский театр отличался от греческого. Размеры орхестры уменьшились наполовину, она превратилась в полукруг. Хора в римских пьесах не было, и места на орхестре занимали знатные зрители. Проскениум был поднят на полтора метра над орхестрой, а ширина его увеличилась до шести метров. Римский театр имел занавес; до начала спектакля его опускали перед сценической площадкой. Римские театры в отличие от греческих сооружали на ровном месте, и амфитеатр поддерживал мощный фундамент со сводами.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)