|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль психодинамических качеств в специализации музыканта
Главным моментом в выборе музыкантом той или иной специальности могут оказаться совсем не музыкальные способности, а такие чисто психологические показатели, как уровень нейротизма (внутренняя психологическая неустойчивость), интроверсии, экстраверсии, преобладания правополушарного или левополушарного сознания. Такие виды специализации музыкальных профессий, как учитель музыки, концертный исполнитель, артист хора или оркестра, композитор, дирижёр, музыковед, теоретик для своей реализации требуют разных психологических качеств. Далее протестировать группу по тесту Г. Айзенка. Тест Г. Айзенка направлен на выявление в личности уровня нейротизма и фактора экстраверсии, интроверсии. Люди с высоким уровнем нейротизма характеризуются как вспыльчивые, нервные, впечатлительные, беспокойные и тревожные. Лица с низким уровнем нейротизма отличаются уравновешенностью, невозмутимостью, высокой самооценкой. Экстраверты характеризуются общительностью, обращённостью во внешний мир, лёгкой приспособляемостью к социальной среде. Но они могут быть излишне импульсивны, поверхностны в чувствах и склонны совершать необдуманные поступки. Интроверты отличаются обращённостью в свой внутренний мир, замкнутостью, склонностью к уединению. Они малообщительны, но обладают настойчивостью, глубиной чувств и размышлений. Интроверсия + высокий уровень нейротизма – нерекомендуются специальности связанные с интенсивным общением с людьми. Здесь больше всего подходит исследовательская работа, теоретическое музыкознание, композиторское творчество, работа музыкального редактора. При сочетании экстраверсии с высоким уровнем нейротизма предпочтительнее специальности, в которых человек может удовлетворять свои потребности в интенсивном общении. Это работа в оркестре, хоре, ансамбле. Показана педагогическая деятельность, если уровень нейротизма не очень высокий. Интровертам с низким уровнем нейротизма можно рекомендовать административную деятельность, связанную с организацией и управлением, исследовательскую и редакторскую работу, а так же изготовление, ремонт и настройку музыкальных инструментов. Экстроверты с низким уровнем нейротизма оказываются хорошими организаторами, дирижёрами, концертными исполнителями. Все эти рекомендации, однако, нельзя понимать как нечто абсолютное. Можно найти множество примеров из жизни, когда в результате самовоспитания и упорной работы над собой, музыкант может компенсировать у себя недостающие психологические качества для выполнения той работы, которая ему нравится или которую ему приходится выполнять в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Есть тесты, направленные на выявление предрасположенности к занятиям в конкретных видах музыкальной деятельности. Очевидно, что качества личности, необходимые эстрадному исполнителю, могут оказаться необязательными для работы педагога, или музыканта – теоретика и наоборот. Так для специализации в области сольной концертной деятельности важным моментом оказываются такие черты личности, как желание демонстрировать свои таланты перед публикой, стремление к тщательности отделки деталей произведения, потребность в соревновании с другими. Для специализации в области педагогики, наиболее важными моментами оказываются: стремление к общению, любовь к детям, интерес к методике обучения. Для дирижёрской деятельности наиболее значимыми оказываются: умение организовать и вести за собой коллектив, общительность, пластическая и мимическая выразительность в передаче характера музыкальных интонаций. Для музыковедческой деятельности наиболее важным моментом оказываются способности к аналитическому и образному мышлению, умение передавать свои мысли и чувства хорошим литературным языком. Для композитора самым важным будет стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов, а не демонстрация своих возможностей, как это можно увидеть у исполнителей, и не общение с другими людьми, как это можно видеть у педагогов и дирижёров. По данным английских психологов: Кемпа, Мартина, Дэвиса, которые исследовали черты личности студентов музыкальных колледжей при помощи тестов Айзенка, Кёттела, для учащихся струнного отделения оказались наиболее характерными такие черты, как интровертированность, застенчивость, самодостаточность и повышенный уровень тревожности. У студентов, занимающихся на медных духовых инструментах, исследователи обнаружили невысокий уровень интеллектуальных достижений, малую чувствительность, зависимость от мнения группы, т.е. конформизм, тенденцию к соглашательству с другими. Более разнообразные характеристики были обнаружены при исследовании пианистов. Для них оказались свойственны экстравертированность, хорошее приспособление к социальным требованиям, консерватизм в привычках и взглядах, низкое рабочее напряжение, проницательность. Вокалисты имеют отчётливо выраженные черты экстравертированности, независимости от мнения окружающих, выраженную чувствительность, артистичность и утончённость натуры. Уровень психического самочувствия можно проверить тестом Спилберга на определение тревожности. Чем выше тревожность, тем меньше удовлетворённость жизнью и больше шансов заболеть какой либо болезнью. При высоком уровне тревожности, в исполнении часто страдает ритмическая сторона, а при публичном исполнении возможны нежелательные срывы. Высокая тревожность часто связана с повышенной эмоциональностью, что может способствовать композиторской деятельности, но мешает в исполнительской и педагогической работе. В любой деятельности музыканта, да и всякого человека кроме способностей необходимы волевые усилия. Преодоление лени, гневливости, застенчивости, расхлябленности в работе требует немалого труда, а труд требует воли, а воля – большого желания. Первый шаг в воспитании желаемых качеств характера – осознание степени волевых сторон личности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |