|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Пятая картинаДорога. Пыль, солнце, сухие листья – и небо, тихое и теплое. По дороге идут люди с тележками, узлами, чемоданами. Леся, Ваньки и Шурка стоят у калитки, смотрят на людей. Шурка грызет яблоко, Ванька распечатал шоколадку, положил на хлеб, ест. Ванька: жиды. Шурка: жиды, ага... Куда выселяют-то? Ванька: на Правобережье. Говорят, им там хорошо будет. Шурка: оказывается, жидам нельзя жить в доме, где водопровод. Волосы у них от этого выпадают. Ванька: а еще нельзя, чтобы у жидов всякие красивые вещи были. Они от них болеют и умирают. Шурка: а еще им кушать вообще никогда нельзя... Ванька доедает яблоко, бросает огрызок в толпу. Огрызок падает у обочины, Леся бежит его подбирать.
Ванька: ты голодая что ли? Леся: нет. Вообще не голодная. Ванька: сказала бы сразу, я бы тебе точно такое же яблоко принес. Леся: да не... куда мне целое яблоко? Мне огрызки самое то.
Молчат. Ванька: а я знаю, где похлебку раздают. Шурка: с курицей. Леся: с курицей? Ладно брехать-то. Ванька: а шо брехать! Вот еёшный батя на раздаче работает! Шурка: работает, ага. Ванька: там у них кухня на колесах, и тебе полный котелок наливают. Шурка: горячей, настоящей... Леся: с укропом? Ванька: хошь с укропом. А не хошь – не с укропом... Леся: и пальцы обжигает, когда держишь? Ванька: еще как обжигает! Леся: здо-здорово... и прямо можно подойти? И тебе просто так раздадут? Ванька: конечно! Леся: (Пауза) а мамке? Можно принести будет? Ванька: конечно, можно! Шурка: можно-можно... Леся: так тогда... побежали скорее что ли...? Ванька: побежали. Ванька и Шурка смеются.
Леся: а где раздают-то хоть? Ванька: а не скажу! Леся: (Пауза) да мне и не надо. Я вообще не голодная! Ванька: ну не голодная, так вали. Шо смотришь тогда? А? Леся: и не смотрю вовсе... Ванька: эй... глянь... учителька наша – по музыке! Элеонора Иосифовна! Слушай, а давай ты запулишь ей землей в глаза? Леся: я... не, в нее не буду… Ванька: тогда скажу, где похлебку раздают. А не запулишь – ходи дальше тут везде.
Пауза. Леся: она тете Маре скрипку обещала подарить…
Пауза.
Да я никогда и не пробовала даже. Чтоб в глаза.
Пауза. С курицей, значит? Смотрит на немолодую женщину, идущую по дороге. Леся: только... чтоб я не одна бросала, ладно? Ванька: ай, надоела. Не хочешь жрать – так и скажи. Леся: ну хорошо...
Садится на колени, берет горсть земли с клумбы палисадника. Смотрит на нее, подносит к уху. Ванька: ну? Леся: тише! Ванька: что? Леся: да тихо! На, сам послушай! Ванька: это же просто грязь... Леся: не слышишь разве? Ванька: что? Леся: думала, рыдает она, а на самом деле хохочет. Ванька: над кем? Леся: надо мной. Над тобой. Над всеми? Ванька: не хочешь ты, Леська, жрать! Леся: да ладно, послышалось!...
Выходит за калитку, догоняет женщину в сером пальто.
Женщина: Леся? Здравствуй... Леся: здравствуйте…
Шагает по обочине вслед за женщиной. Женщина: живете? Леся: ой, Элеонора Иосифовна. А это Вы? А я у вас… Женшина: как живете-то? Леся: обычно, хорошо живем. (Молчит) Похлебки только хочется. А так нормально, хорошо, обычно. А я у вас спросить хотела… Женщина: ну а Маша-то как? Бросила теперь музыку-то? Леся: она к клубу несколько раз ходила. Да. Там скрипку кто-то первее нас взял. Да. А так бы играла… А я хотела давно у вас спросить...и... в общем, вот.
Бросает землю ей в лицо. Женщина: (улыбается) ничего страшного, что спросила... (Вытирает глаза). Можешь еще что-нибудь у меня поспрашивать... Леся: нет, я... все... Женщина: передай Маше, будет ей скрипка. Найдем. Скажи ей, очень важно играть дальше. Просто продолжать играть. В то же самое время, изо дня в день. Просто закрыть глаза и играть. Из Бетховена, особенно. Первым делом из Бетховена, понимаешь? Конвоир: разговоры! Пошла, пошла! (Лесе) А ты брысь отсюда! Женщина оглядывается на Лесю, та остается стоять на месте, смотрит ей вслед. Девочка с ребенком на руках: привет, Леся… Леся: привет… Девочка: а мы папку твоего видели. Леся: моего… моего папку..? Где? Девочка: на Колхозной площади. Конвоир: ррразговоры! Пошла-пошла! Пристрелю! Ванька: ну что? Побежали? За похлебкой-то? Эй-эй, ты куда???
Леся бежит по обочине дороги, Ванька и Шурка несутся за ней. Выбегают на Колхозную... Площадь почти пуста. Опрокинутые прилавки, дома с обвалившимися крышами, вместо противопожарной стены – груда кирпичей. В центре площади трое арестантов под охраной надзирателей строят помост. Леся: папка! Ванька: где похлебка? Шурка: нет похлебки! Ванька: (смеется) черт! Шурка: (смеется) закончилась, какая жалость. Ванька: соображала долго. Вот из-за нее опоздали... Шурка: обманули дурочку на жареную курочку! Леся: папка? (Подходит ближе к людям на площади, вглядывается сначала в лица арестантов, потом в лица надзирателей) Надзиратель: шо потеряли? А ну марш отсюда! Леся: простите, дяденька, показалось мне… Вспышка фотоаппарата. Леся оглядывается, видит Курта. Курт подходит ближе, улыбается, фотографирует детей еще раз. Курт: Hei, wen suchst du? Ванька: он спросил нас что-то? Леся: он сказал, если ты сейчас задницу ему не покажешь, он тебя убьет. Ванька: да врешь ты все! Леся: Сам спроси, если не веришь. Курт: (улыбается) wartet mal. (Достает из коляски мотоцикла тетрадь, читает) Ты – уро-дина и ско-ти-на без-мозг-лая. Мож-но при-гла-сить тебья тан-це-вать?
Дети молча смотрят на Курта.
Ah, nö-nö, ich habe was anderes gelesen. Ein Moment. (Просматривает записи в тетради). Ah, so, jetzt habe ich es: «Ме-нья зовут Курт Майер. Но вы мо-же-те звать ме-нья просто: фа-шист-c-кая сволочь». Richtig?
Вопросительно смотрит на детей.
Леся: бедная ты, бедная фашистская сволочь… Ванька: это он сам пишет что ли? Леся: берет откуда-то… у него там много написано. Курт: oh, warte, ich habe alles vergessen. So ein Pech. Warte. Versteht ihr mich nicht? (Перелистывает в тетради несколько страниц). «Я до-ве-зу тебья до дома». (Пауза) Я до-ве-зу тебья до дома. (Смотрит на детей, заводит мотор, кивает на коляску). Я довезу тебья до дома. Ванька: так он чего? Покатает нас сейчас? Леся: не поеду я с ним, он хлебом не делится. Ванька: (Курту) а можно, да? Курт: ja, komm! Kommt alle! Ванька: (забирается в коляску) а можно мне порулить будет? Курт: (кивает) ja-ja, klar! Шурка: а можно сиденье потрогать? Курт: natürlich! Шурка: кожаное такое. Вот это да. Леся: а колеса проткнуть можно будет? Курт: (кивает) ja! Steig doch ein! Садит Лесю в коляску мотоцикла, садится на мотоцикл, снова листает тетрадь. Курт: (читает) ска-жи маме, что Курт ка-тал тебья на мото-цикле. Леся: я… Курт: (читает) обяза-тельно ска-жи маме, что я все время тебья катал на мото-цикле. Леся: но… Курт: (читает) иначе нака-зание. (Улыбается). Ска-жи маме, что ты с Куртом – друзья. Это важ-но. Мы – друзья. Иначе наказание. Verstanden? Леся: ферштанден.
Выезжает с площади, разгоняется, едет на всей скорости по дороге, выезжает за город на полевую дорогу. Шурка и Ванька радостно визжат. Курт улыбается.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |