|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вена. Октябрь 1886 года. Квартира Фрейдов. Несколько дней спустя после свадьбыКвартира Фрейдов. Несколько дней спустя после свадьбы. Еще не стемнело, но уже смеркается. Довольно большая столовая в два окна. Несколько скромных предметов мебели кажутся какими-то потерянными в этой просторной комнате. На столе столовое серебро и посуда. Марта пересчитывает ножи, вилки, тарелки, рюмки, в основном это свадебные подарки, и раскладывает их затем по ящикам буфета или шкафам. Фрейд (властным тоном). Марта! Она поднимает глаза, и перед ней возникает стоящий на лестнице у стены Фрейд, у которого в одной руке картина, а в другой — молоток и гвозди. Он собирается повесить на стену застекленную гравюру "Клятва Ганнибала". Выглядит он молодо и весело, полон сил и жизни. Марта подшучивает над ним, но видно, что она счастлива; супружеское счастье очень ее красит. Фрейд (с насмешливым упреком). Скажи, ты сняла квартиру для того, чтобы поместить в нее своего мужа, или взяла себе мужа, чтобы поместить его в свою квартиру? Послушай же! Он роняет на пол молоток. Марта (вздрогнув). Слушаю! Фрейд медленно спускается с лестницы, чтобы подобрать молоток. Потом становится перед Мартой и мешает ей пройти к шкафу. Фрейд (в шутку напуская на себя страшный вид). Мы можем лечить гипнозом. Марта (смеясь). Приказывая больным снова стать здоровыми? Фрейд. Вот именно. Марта. И об этом ты скажешь им сегодня вечером на своей лекции? Фрейд. Скажу. Марта хочет пройти, но Фрейд в шутку ей мешает. Марта (очень недоверчиво и насмешливо). И поэтому к тебе повалят пациенты? Фрейд. Повалят огромными толпами. Марта. Пропусти меня! Ты мне мешаешь. Фрейд. Предлагаю тебе пари. Известен ли тебе доктор Зигмунд Фрейд, специалист по нервным и психическим болезням? Марта (приняв игру). Я знаю его прекрасно: это мой муж. Фрейд. Сегодня 15 октября 1886 года. Сколько больных у доктора Фрейда? Марта. Ни одного. Фрейд. Через год, 15 октября 1887 года, у него будет пятьдесят пациентов. Марта В день? Фрейд (подумав). Это слишком много. Положим, в неделю. Принимаешь пари? Если я проиграю, подарю тебе золотое колье. Марта Если ты проиграешь, у тебя не будет ни гроша, чтобы его купить. Фрейд. Я выиграю. Послушай хорошенько. Марта. Пусти меня. (Марта начинает проявлять признаки усталости. Ей тяжело держать стопу посуды.) Пусти, или я уроню тарелки. Фрейд (невозмутимо забирает у нее тарелки и ставит их на стол). Марта, доктор Зигмунд Фрейд (вынув из карманчика часы, сверяет время)... ровно через час выступит с сообщением в Медицинском обществе, где соберутся самые знаменитые врачи. Он будет говорить о мужчинах-истериках и предложит новую терапию. Ровно через два часа он будет раскланиваться под гром оваций, слышишь? Оваций. Завтра слух о его триумфе разнесется по всему городу. Послезавтра больные бросятся к нему в кабинет. Марта (с иронией). А на третий день все газеты на первой странице сообщат, что доктор Фрейд, прибегая к гипнозу, вылечил дюжину сломанных ног и три перелома таза. Она подшучивает над ним, но очевидно, что ей хорошо известно, о чем он хочет сказать. Фрейд (по-прежнему в шутку). Ты ничего не поняла. Он притворяется, будто прекращает спор, снова забирается на лестницу и забивает гвоздь. Фрейд. Гипнозом лечат только неврозы. Есть больные, которых без всякой видимой причины охватывают приступы тревога. Это происходит потому, что их терзают психические силы, которых они не осознают. Нужно путем внушения разбудить в них противоположные, но столь же бессознательные силы, чтобы нейтрализовать исходные психические силы. Марта с раздражением топает ногой. Фрейд умолкает, поворачивается и смотрит на нее с высоты лестницы. Марта (с неподдельным раздражением). Я ждала, что ты скажешь о бессознательном! От тебя, кроме этого слова, больше ничего не услышишь! Фрейд. Какого слова? Марта (наполовину с иронией, наполовину с раздражением). Во всяком случае, предупреждаю тебя, что, если я когда-нибудь заболею, даже не пытайся лечить меня внушением. Я — женщина порядочная. И никакого бессознательного у меня нет. Фрейд сошел с лестницы, гравюру он повесил. Он делает вид, будто с огромным спокойствием разглядывает, ровно ли она висит. Он что-то насвистывает с безразличным и лукавым видом. Марта (рассержена, но очень весела). Ты понял меня? Фрейд (с ироничным спокойствием, небрежно, не отрывая глаз от гравюры). Если бы у тебя было бессознательное, у тебя не осталось бы никакого сознания. Он по привычке достает из кармана портсигар. Марта бьет его по пальцам. Марта. Опять за свое! Если хочешь курить, отправляйся в кабинет! (Фрейд с недоумением замечает, что держит в руках портсигар. Он быстро прячет его в карман.) Вот видишь. Ты сам в бессознательном. Ты даже не знал, что хочешь закурить. Что за удовольствие ты в этом находишь? Это же противно, дурно пахнет, всюду пепел. (Шутливо, прокурорским тоном.) Важно знать, что кроется за этим желанием? Фрейд. Не знаю. Марта (лукаво). Вот видишь. А я всегда знаю, что делаю. Фрейд (шутливо). Всегда? Марта (лукаво). Всегда! Фрейд (шутливо). А почему ты не выносишь табак? Я задаю себе вопрос, уж не невроз ли это. Марта. Неужели? А как же я выношу тебя? Фрейд говорит шутливо, но за этой комедией чувствуется его глубокая убежденность в своей правоте Фрейд (шутя). Ну это уже самый серьезный невроз. Ты, должно быть, сумасшедшая, раз любишь меня! Сцена продолжается в игривом тоне. Марта. Ну так лечи меня! Лечи же! Попробуй слегка меня загипнотизировать. Они смотрят друг другу в глаза. Фрейд отворачивается первым, он действительно смущен. Фрейд (с какой-то сухостью, которая должна казаться необъяснимой). Нельзя гипнотизировать собственную жену. Гипноз — это способ лечения, а не светская забава. Марта (с вызовом). Значит, жену гипнотизировать нельзя? В самом деле? Ну а что тогда с ней можно сделать? Фрейд смущен: Марта выжидающе прижалась к нему. Фрейд. Ты хочешь узнать? Правда? Он обнимает Марту. Впервые зритель чувствует, что она ему желанна. Его страсть к Марте (до поездки в Париж) казалась более порывистой и сильной, но не эротичной. Звонок в дверь. Фрейд отстраняется от Марты и идет открывать. Фрейд. Это Брейер заехал за мной. (Выходя, он говорит весело.) Ты узнаешь сегодня вечером, что я намерен с тобой сделать. (14) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |