|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Комната СесилиТа же самая, что мы видели накануне вечером. Ставни раскрыты. Это комната кокетливой и чувственной девушки, она гораздо меньше холла и обставлена с очаровательным вкусом (в стиле XVIII века). Зеркала, туалетные столики, глубокие, мягкие кресла. По стенам полки, сплошь забитые книгами. Кровать застелена и покрыта белыми меховыми шкурами. Сесили изысканно одета. Она в светлом платье, тщательно причесана (золотистые локоны). Сесили сидит на диване, подложив под голову две подушки и укрыв ноги одеялом. Она вяжет, но глаза упрямо не открывает. Входя, Брейер тихо говорит Фрейду с восторгом, который ему едва удается приглушить. Брейер (медленно и тихо). Как она прекрасна! Фрейд суровыми, пронизывающими насквозь глазами глядит на больную. Он молчит: ясно, что красота Сесили его не волнует. На губах Сесили блуждает едва уловимая улыбка, словно она услышала слова Брейера, произнесенные, однако, совсем тихо и очень далеко от нее. Брейер делает знак Фрейду остановиться и подходит к Сесили. Улыбка девушки становится все заметнее. Сесили (весело). Здравствуйте, доктор. Брейер. Вы услышали мой голос? Сесили. Я узнала звук ваших шагов. Брейер стоит рядом с больной. На протяжении всей сцены он будет говорить с ней нежным, полным страсти, но сдержанным голосом. Будет проявлять такую поразительную нежность, словно он глубоко чувствует всю хрупкость девушки. Сесили (показывая кончиком указательного пальца на глаза). Моя несчастная мама пожелала одеть меня, но видите: я сдержала слово. Теперь ваш черед. (С несколько насмешливым пафосом.) Доктор Йозеф Брейер, верните меня к свету. Брейер склоняется к ней. Он прикасается большими пальцами рук к глазам Сесили. Та открыла веки. Ее глаза — это мы видели накануне — поражены косоглазием. Она немножко приподнимается, берет руку Брейера и, держа ее двумя руками, подносит к глазам. Брейер. Что с вами? Сесили. Я хочу видеть вашу руку. Теперь я могу видеть только совсем вблизи. Какая огромная рука, огромная. (С приглушенным стоном.) Чудовищная! Она отводит руку, словно отбрасывая ее прочь от себя. Закашливается. Брейер кладет ей руку на лоб, и кашель прекращается. Сесили (голосом, который еще прерывается кашлем). Нужно вылечить мои глаза. Брейер. Не бойтесь, Сесили. Мы попробуем. Прямо сегодня. Сесили. Мне будут "прочищать мозги"? Брейер. Конечно. Сесили. На "прочистку" согласна. Брейер делает Фрейду знак подойти ближе. Тот ступает тяжелыми шагами; мы чувствуем, что он намеренно производит шум. Несмотря на звук шагов, Сесили, похоже, не замечает его присутствия. Фрейд кланяется. Брейер делает ему знак, что можно говорить. Фрейд. Мое почтение, мадемуазель. (Сесили не отвечает.) Я тоже врач. Мой большой друг, доктор Брейер, любезно разрешил мне навестить вас. Она откладывает вязанье на столик, стоящий рядом с канапе, но с большим трудом: косоглазие мешает ей точно локализовывать предметы. Рука шарит в пустоте, касается столика и выпускает вязанье, которое падает на пол. Брейер быстро наклоняется, поднимает вязанье и кладет его на столик. Он берет руку Сесили, опуская ее на диван. Сесили (восхищенно). Вы подняли мое вязанье! (Сесили, по-прежнему не обращая внимания на Фрейда, улыбается Брейеру.) Как вы любезны! Благодарю вас! Фрейд настороженно и внимательно наблюдает и за Брейером, и за Сесили. Его взгляд скользит от одной к другому, словно улавливая какую-то глубокую и странную связь между ними. Брейер. Сесили, вы не поздоровались с доктором Фрейдом. Сесили. Разве здесь кто-то есть? Брейер. Да. Один из моих друзей, которого я хочу вам представить. Сесили (с раздражением). А... (Пауза). Как вы сказали? Фрейд (громким и четким голосом). Зигмунд Фрейд. Лицо Сесили ничего не выражает. Брейер (почти шепотом). Доктор Зигмунд Фрейд. Сесили (послушно повторяя). Доктор Зигмунд Фрейд. (Совсем нелюбезно.) Извините меня, доктор Фрейд, я плохо слышу и почти не вижу. (Быстро, сухим тоном.) Не понимаю, чем я могу вас заинтересовать. Брейер (с теплотой). Сесили! Вы — не глухая, раз вы слышите меня. Сесили (пожимая плечами). Конечно, я вас слышу. И слышу еще мою бедную маму. (Пауза. С улыбкой, обращаясь к самой себе.) Это разные вещи. Брейер тоже улыбается с плохо скрываемым удовлетворением. Он склоняется к ней, поднося свой указательный палец к переносице. Брейер. Смотрите на мой палец. Сесили. Я лишь его и вижу. Брейер. Сейчас вы будете спать. Фрейд берет два стула и ставит их рядом с канапе. Садится на один из них и смотрит на Брейера снизу вверх. Брейер говорит, скорее, как влюбленный, чем врач. Он смягчает свою властность нежностью. Сесили несколько беспокойна. Брейер. Спите, прошу вас. Ей не удается заснуть. Сесили. Вы не один. Мне это мешает. Брейер. Не беспокойтесь, Сесили. Спите. (Она снова пошевелилась. Брейер настаивает. Он упрям, как мужчина, который знает, что любим.) Сделайте это ради меня. Сесили. Ради вас? Она закрывает глаза и улыбается. Фрейд нахмурил брови. Слишком интимный контакт врача с пациенткой ему явно не по душе, но нисколько не уменьшает того страстного интереса, который он проявляет к опыту. Сесили уже спит, закрыв глаза. Она ровно дышит. В соседней просторной комнате. Флисс сидит за столом на венском стуле. Напротив госпожа Кёртнер. Оба натянуто молчат, словно враги. У обоих красивые, суровые лица и грозные глаза. Кажется, ожидание раздражает Флисса. Пальцами левой руки он барабанит по столу. Бьют часы. Они вздрагивают и оборачиваются: десять утра. В комнате Сесили. Брейер вытащил часы и проверяет время. Брейер (сквозь зубы). Пора. (Склоняется к Сесили.) Сесили! Откройте глаза. (Она открывает. Пауза. Потом он спрашивает.) Когда у вас появились нарушения зрения? Сесили. Не помню. (Теперь она говорит более хриплым голосом. Без жестов и мимики.) Очень давно. Это возникает и исчезает. Брейер. А глухота? Сесили. Точно так же. Когда я плохо вижу, то и слышу плохо. Брейер. Когда-то же это началось? Сесили. Конечно. Брейер. Когда? Он склоняется к ней и ждет. Сесили. Дайте мне руку. Помогите мне. (Брейер берет ее за руку,) Однажды я проснулась глухой и наполовину слепой. Брейер. Что же случилось? Сесили. Когда? Брейер. Перед вашей болезнью. Сесили. Ничего. Я спала. (Она делает над собой усилие, пытается что-то вспомнить.) Ах, да! Я приняла снотворное. Брейер. Почему? Сесили (ее удивляет вопрос). Почему? Потому что не могла уснуть. Брейер. Что же вам мешало? Сесили. А вы бы могли уснуть накануне похорон вашего отца? Брейер. Значит, нарушения проявились в день похорон? Короткая пауза. Сесили явно потрясена. Сесили. Ну да! Брейер. Вы были в церкви? Сесили. Нет. Брейер. А на кладбище? Сесили. Я не могла. Брейер. Но вам хотелось туда пойти? Сесили (с раздражением). Я же вам сказала, что хоронили моего отца! Брейер. Но на похороны вы не пошли. Сесили. Потому что мне помешало... Брейер. Что? Сесили. Что... что... (Тоном отчаяния.) Я больше ничего не вижу. Брейер. Что же произошло накануне? Сесили. Ничего. Был вторник. Я стояла у гроба. Брейер. А в понедельник? Сесили. В этот день принесли тело. Брейер (удивленно). Понедельник? Наверное, вы ошибаетесь, Сесили: так быстро людей не хоронят. Сесили (упрямо). В понедельник к нам принесли тело. Брейер. Дитя мое, прошу вас, соберите ваши воспоминания. В понедельник вашего отца на улице сразил сердечный приступ и привезли его тело. Во вторник его положили в гроб, а в среду похоронили. (Сесили беззвучно плачет. Слезы текут у нее по щекам. Брейер глубоко растроган.) Отвечайте, Сесили. Не плачьте! (Явно нервничая.) Не плачьте! Довольно! Слезинка осталась на щеке Сесили. Брейер протягивает руку и кончиком указательного пальца смахивает ее. Фрейд, смущаясь, смотрит на Брейера, потом сразу же отводит глаза и глядит на Сесили. Та слегка расслабилась, почувствовав легкое прикосновение пальца Брейера к своей щеке. Сесили (неожиданно бесстрастным голосом). Он умер не в понедельник. Приступ случился в ночь с субботы на воскресенье. Брейер (потрясен). Как так? (Бросает многозначительный взгляд на Фрейда.) Вы мне никогда об этом не говорили. Что произошло с субботы до понедельника? Где находилось тело? Сесили. Оно было.. Брейер. Где? Сесили. В... в... больнице. Брейер. В больнице? Почему? Она не отвечает. Фрейд подался вперед, жадно вглядываясь в ее лицо. Сесили. Потому что матери в Вене не было. Брейер. Где же она была? Сесили. В Граце. У своего брата. Брейер. А вы? Сесили. В доме, совсем одна. (В кадре - только подушка и лицо Сесили.) Совсем одна. Она открывает глаза, встает. Перед нами — та же комната, но ставни закрыты. Горит ночник. (10) Фрейд и Брейер исчезли; стулья, на которых они сидели, стоят на привычных местах. У Сесили — зритель видит ее лицо — теперь зрение нормальное; косоглазие совсем исчезло. Она в ночной рубашке. Торопливо хватает халат, набрасывает его, завязывает пояс, сует ноги в домашние туфли и берет ночник. Голос Сесили за кадром. Было за полночь. Я думала, они дверь разнесут. Сцена должна быть снята с абсолютной достоверностью, точно так же, как все предыдущие. За кадром слышатся лишь голоса Сесили и Брейера. Ни одного постороннего звука. Она подходит к двери своей комнаты, открывает ее, выходит в прихожую и приближается к входной двери. Прислушивается. Брейер (за кадром). Кто они? На парадной лестнице. Все залито лунным светом. Двое полицейских стучат в дверь. Сесили. Как кто? Брейер. Кто стучался? Сесили (за кадром). Врачи. Створки двери раскрываются, и мы видим двух мужчин — они в меховых шубах, с длинными бородами, — которые кланяются с изысканной вежливостью, держа в руках цилиндры. Сесили (голос за кадром). Они пришли мне сообщить. Сесили слушает их (губы мужчин шевелятся, но не слышно ни единого слова); глаза ее в ужасе расширяются, она закрывает рот рукой и падает. Они бросаются к ней, подхватывают и ласково ведут к запряженному парой лошадей экипажу с открытым верхом. Вся эта сцена должна быть сыграна актерами без малейшей утрировки, но оставлять впечатление некоей искусственности. Ее усаживают на заднее сиденье: на переднем сидят, поставив цилиндры на колени, два врача. Кучер стегает лошадей, которые берут с места в карьер. Откинувшаяся на заднее сиденье, не говорящая ни слова, Сесили прекрасна, бледна, трагична. Фрейд (голос за кадром). Какие врачи? Образ Сесили буквально "взрывается", и мы возвращаемся в комнату. Фрейд. Обычно посылают курьеров или санитаров. Сесили с широко раскрытыми глазами, похоже, не слышит его. Брейер отпускает руку Сесили и резким, даже грубым жестом, который контрастирует с его изысканными манерами, велит Фрейду замолчать. Тот, оробев, не возражает. Брейер снова берет Сесили за руку. Брейер (с нежностью). Продолжайте, дитя мое, продолжайте. Сесили. Мы приехали в больницу после полуночи. Коридор. На стенах фрески, изображающие мифологические сцены: Венера, выходящая из пены морской (подражание Боттичелли), Да-ная и золотой дождь (подражание Тициану), Весна (подражание Боттичелли). Слева и справа полуголые статуи-кариатиды, подпирающие потолок. Двери (маленькие, но роскошные: из мореного дуба, с медными ручками). Над ними таблички: "Отделение офтальмологии", "Отделение неврологии" и т.д. Все тихо, только слышатся звуки оркестра, исполняющего венский вальс. Сесили. Для больных играли музыку. Сесили вместе с двумя докторами, которые вновь надели цилиндры, торопливо идет по коридору. Сесили. Я вспомнила! Ковер был протертый, я чуть не упала. Мы видим, что пол покрыт красным ковром. Ковер грязный и местами порван. Правой домашней туфлей Сесили зацепилась за край дырки. Она оступается, но удерживает равновесие. Врач опускается на колено и протягивает ей туфлю. Музыка звучит громче, становясь игриво-веселой. Сесили. Я не могла ее вынести! Брейер (голос за кадром). Что? Сесили. Музыку. (Сухим тоном.) Вальсы не играют, когда покойник в доме. Внезапно с правой стороны распахивается дверь. Врачи становятся по обе стороны двери и, склонившись в поклоне, показывают, куда ей следует идти. Она входит в небольшую комнату, стены которой обиты шелком. Фреска на низком потолке изображает пифий Микеланджело. Их фигуры скомпонованы вокруг стеклянной люстры (освещение газовое). Громко звучит музыка. Во всех углах какие-то безглавые греко-римские статуи. Сесили. Мы вошли. Это была какая-то странная комната. Всюду статуи. Санитарки дрожали от холода, у них мурашки бегали по коже. Мы видим, что вокруг кровати, заслоняя лежащего на ней человека, толпятся женщины в коротких рубашечках, на которые они наспех набросили больничные халаты, даже не позаботившись их застегнуть. Все ярко накрашены, но лица у них суровые и строгие, волосы стянуты в пучок. Брейер (с удивлением). Мурашки? Почему? Сесили. Было поздно, наверное, их подняли с постелей, как и меня. Под халатами у них были одни рубашки. (Одна из санитарок поворачивается и идет к Сесили.) Так глупо. Санитарка в одной рубашке подходит к Сесили и показывает на кровать. Сесили. Так нелепо. Я видела одну, которая была совсем без халата. (Крупный план: Сесили в ужасе смотрит на санитарку, ту не видно.) Должно быть, я вспомнила что-то не то. Снова появляется санитарка в застегнутом на все пуговицы халате. У нее строгое, без косметики, лицо, строгая прическа. Она берет Сесили за руку и подводит к кровати. Голос Сесили за кадром (совсем изменившийся, несколько пошловатый). Живо, девочки, катитесь отсюда! Брейер (потрясен). Что вы сказали? Сесили. Это не мои слова. Женщины отходят от кровати. Кровать железная. Похожа на ту койку, что мы видели в первой части, в больнице. Сперва в кадре ступни и отвороты брюк какого-то мужчины. Камера скользит снизу вверх. Мужчина в сюртуке, с орденами. Головы его мы не видим. Сесили. На больничной койке я увидела моего отца. Брошенного всеми, как собака. (Спокойным тоном.) У него была голова мертвеца. Брейер. Голова мертвеца? Сесили. Да, как у скелета. Должно быть, маска. Разве в больницах мертвым не надевают таких масок? Брейер. Вам, наверное, было тяжело видеть это. Сесили (по-прежнему спокойно). Очень тяжело. Сесили в слезах бросается к изголовью трупа. Она хватает руку мертвеца, прижимаясь к ней лицом. Сесили (безмятежно). Чтобы не видеть эту голову, я схватила его руку. (С неожиданной страстностью.) Перед глазами у меня были только пальцы, эта тонкие пальцы, которые я обожала. Она осыпает руку поцелуями. Влюбленно разглядывает большой палец, поднеся его совсем близко к глазам. В кадре — лицо Сесили анфас, крупным планом. Она глядит на этот палец, и ее глаза, уставившиеся на палец, который она прижимает к губам, к носу, снова начинают косить.
(11) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |