АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Введение. Конец сомнениям в законности старообрядческой иерархии

Читайте также:
  1. I Введение
  2. I. Введение
  3. I. Введение
  4. I. ВВЕДЕНИЕ
  5. I. Введение
  6. I. Введение
  7. I. Введение
  8. I. Введение
  9. I. ВВЕДЕНИЕ.
  10. II. ВВЕДЕНИЕ
  11. VI. ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ МАССОВОГО ЧЕЛОВЕКА
  12. VI. Введение в анатомию массового человека

Конец сомнениям в законности старообрядческой иерархии

Москва

Типография П.П. Рябушинского.

Страстной бульвар

 

 

Введение

Старообрядчество, разделившееся на несколько согласий, должно объединиться в одну старообрядческую Церковь. С этой истиной, надеемся, никто из старообрядцев спорить не будет. Верим, что в душе каждого искреннего старообрядца отзываются тяжелой болью наши церковные разделения, явившиеся следствием исторических причин. Необходимо покончить с этими разделениями и чем скорее, тем лучше, тем славнее будет торжество объединенного старообрядчества.

Но вокруг чего может и должно объединиться старообрядчество? Какое из старообрядческих согласий располагает такими свойствами, чтобы быть центром, способным объединить в себе остальные старообрядческие согласия? На эти вопросы может быть один ответ. Только то старообрядческое согласие может объединить в себе всех старообрядцев, которое имеет всю полноту священной иерархии и церковных таинств. Беспоповцы не могут быть центром, объединяющим старообрядчество, уже потому одному, что они сами считают свою церковь разбитой антихристом, ограбленной им в важнейших основаниях своего бытия. Нет у них ни таинств, ни иерархии, ни службы священной, ни освящения. Во всем у них крайняя нужда. Крестит ли у беспоповцев простой старик, они говорят, что это творится по крайней нужде. Совершает ли исповедь простолюдин, это допускается тоже по чрезвычайной нужде. Брачит ли мирянин, или погребает, или еще что-либо творит — все это он совершает лишь вследствие крайней нужды. Во всех сторонах духовного существования беспоповцев антихрист сумел произвести беспощадное опустошение, лишил их всего, чем должны жить истинные христиане. Ни полного истинного крещения у беспоповцев нет, ни печати дара Духа Святого, т.е. миропомазания, у них не совершается; нет у них и Тела и Крови Христовой, пролитой Спасителем во избавление всего мира; не от кого у них получить действительного разрешения грехов. У беспоповцев не Церковь Христова, а “овощное хранилище”, как сами они признают свое духовное состояние словами св. Ипполита, т.е., говоря прямее, они представляют из себя, по собственному их верованию, пустой амбар или лабаз. Конечно, вокруг такого опустошенного пункта старообрядцы объединиться не могут. Беспоповцы, нужно в этом отдать им справедливость, и не помышляют об объединении всех старообрядцев в своем согласии. Они прекрасно понимают, что ограбленные, обиженные антихристом, они в своем церковном состоянии представляют чрезвычайно убогий вид, и поэтому выставлять свое согласие центром объединения всего старообрядчества они даже стыдятся.

Не могут быть объединяющим церковным пунктом и старообрядцы-беглопоповцы. Сами они стоят на распутье и ищут выхода из своего тяжелого и неопределенного положения. В огромном большинстве своем они пришли к совершенно верному сознанию, что их положение без личного присутствия и действия в их среде епископа крайне тяжелое и печальное, оно грозит полным разрушением и окончательной неизбежной гибелью всему беглопоповскому согласию. Если “оно уклонится от жизни, то подпишет, — говорят теперешние руководители беглопоповцев, — смертный приговор всему историческому движению, погубит себя”[1]. Современные беглопоповцы с тревогою и болью в душе заявляют: “Мы сознаем, что недостаток нашего положения в том, что священство наше идет не изнутри церкви, не истекает из нее, подобно роднику живой воды, а приходит извне и, таким образом, не всегда имеет крепкие связи в религиозном отношении с душою всего народа”[2].

Нет собственного духовного источника внутри своей церкви, нет живой воды, — ведь одно это страшное сознание способно привести в ужас и отчаяние. Но не в этом еще весь ужас. Беглопоповцы увидели, что внутри их церкви нет духовной красоты, а есть одни лишь развалины, они почувствовали, что сыростью и холодом веет в их разрушающемся здании. “Как много испорчено, изломано и снаружи!.. — плачутся они. — Отлетела штукатурка. Сыро еще и холодно в церкви. За мрачное время очерствели, огрубели сердца. Личные стремления, интересы самолюбия и жадности отталкивают еще людей друг от друга. В темноте шумящей грозной бури развились робость мысли, слабость чувства и полное непонимание того, что делается кругом...”[3].

Само собой ясно, что такое состояние беглопоповцев не может привлечь к себе остальных старообрядцев. Нельзя и думать, что беглопоповское согласие может объединить в себе старообрядчество.

Единственно возможное объединение всего старообрядчества может и должно совершиться только в старообрядческом согласии, имеющем священную иерархию, именуемую Белокриницкой, т.е. в истинной старообрядческой Церкви, обладающей всей полнотой действительной церковной жизни. Только под руководством старообрядческой иерархии завершится уже начатое объединение старообрядцев в одну древлеправославную соборную Церковь. Это сознают и все враги старообрядчества, это понимают и руководители всех других старообрядческих согласий. Поэтому все внимание их направлено на Белокриницкую иерархию. Непримиримые враги старообрядчества, миссионеры господствующей церкви все силы свои напрягают, чтобы опозорить и оклеветать старообрядческую иерархию. Они почти не ведут борьбы ни с беспоповцами, ни с беглопоповцами, последних они даже защищают и охраняют от влияния Белокриницкой иерархии. Целью своей миссионерской деятельности они ставят недопущение старообрядцев объединиться под руководством одной старообрядческой церкви. Наше объединение для них — смертельное поражение. Это они вполне осознают, и поэтому, как в дикой войне, не брезгуют никакими средствами, чтобы только внести в старообрядческую среду разлад и породить сомнение в законности и истинности Белокриницкой иерархии. Все усилия миссионеров в этом направлении не дают желательных для них результатов. Целыми массами объединяются с старообрядческой иерархией и беспоповцы, и беглопоповцы, последние в особенности: сотнями и тысячами душ они примиряются под знаменем законного старообрядческого священства. Но к глубокому прискорбию искренних старообрядцев, болеющих душою о разъединении старообрядчества, миссионерские нападки на Белокриницкую иерархию, их ложь и клевета на нее воспринимаются теми из старообрядцев, которым дорого свое личное, иногда случайное положение в старообрядчестве и которые во имя личного эгоизма портят общее дело всего старообрядчества. Они подхватывают всякую ложь миссионеров, перекрашивают ее в собственный цвет и, вооружившись ею, идут на борьбу с старообрядческой иерархией. Это печальное явление в старообрядческой семье, конечно, унижает только этих борцов, идущих на поводке у общих наших врагов — миссионеров господствующей церкви. Печальнее всего, что в ряды этих борцов становятся по какому-то глубоко-прискорбному недоразумению люди культурные, получившие высшее образование. Правда, их очень немного: всего только один человек. Но и этот факт все же производит грустное, тягостное впечатление. Мы говорим о печатных выступлениях против Белокриницкой иерархии современного руководителя старообрядцев беглопоповцев К.Г. Рубанова. Он напечатал два своих письма к беглопоповцам. В первом из них он говорит о присоединении к Белокриницкой иерархии беглопоповцев с. Больше-Содомово Костромской губернии. Событие это в достаточной степени выяснено на страницах журнала “Церковь”[4]. В настоящем сочинении мы не говорим об этом событии, как имеющем частный характер, не говорим и о других частностях писем г. Рубанова. Второе письмо К.Г. содержит ряд выпадов против Белокриницкой иерархии, недостойных образованного человека. Мы сочли долгом подвергнуть разбору эти нападки г. Рубанова. Пусть читатели судят, насколько неосновательны выступления против законной старообрядческой иерархии современного руководителя беглопоповцев. Необходимо положить конец всяким сомнениям относительно Белокриницкой иерархии, чтобы старообрядцы беглопоповцы, а также и беспоповцы могли с спокойной совестью стать под знаменем старообрядческого, Христом установленного священства. Наших братьев беглопоповцев Господу Богу угодно было поставить в такое положение, что для всех становится ясно, что у них единственный выход из своего гнетущего состояния — это примирение с Белокриницкой иерархией.

Пред нами протокол заседания совета всероссийского братства беглопоповцев от 4–5 сентября месяца 1911 г. На этом заседании был заслушан доклад беглопоповской депутации, ездившей в Сербию для приискания епископа. Доклад вызвал прения. “По выслушании всех прений, — читаем в протоколе настоящего заседания, — и всестороннем обсуждении вопроса о приеме епископа от сербской церкви совет постановил: ввиду того, что в Сербии совершается почти повсеместно обливательное крещение, что нет возможности установить с точностью, как крещен митрополит, желающий воссоединиться с нашей церковью, и боясь посеять смуту и волнение среди народа, — епископа от сербской церкви не принимать”. Что же касается попыток принять епископа от русской господствующей церкви, то и они поставили беглопоповцев в безнадежное положение. В том же протоколе излагается, что один из членов собрания “обратился к г. председателю с просьбой сообщить о том, к чему привели попытки принять епископа от господствующей церкви? Г-н Рубанов говорит, что до сих пор эти попытки не привели ни к чему, и прием епископа от господствующей церкви, как показали переговоры, невозможен”. Таковы результаты обращений беглопоповцев и к сербской, и к русской господствующей церкви.

Что же остается теперь делать нашим братьям, ищущим епископа? Куда они направят свои взоры, уже достаточно утомившиеся от бесплодных поисков архиерея? На эти вопросы может быть только один ответ: они должны объединиться с старообрядческой иерархией. Примирившись с нею, беглопоповцы сразу разрешат все свои затруднения, покончат навсегда с тягостным положением своего общества. Путем примирения, они приобретут возможность совершенно правильно и на канонических основаниях организовать свою церковно-общественную жизнь. Они избавятся от печальной, гибельно отзывающейся на их обществе необходимости постоянно пребывать в поисках, неизменно зависеть от чуждой и враждебной им церкви и иерархии. Никогда они не могли избрать себе пастыря по совести, с качествами, отвечающими их религиозному и церковному сознанию. Приходилось брать то, что попадается под руки. Беглопоповцы переживают и со своим священством, и с своими поисками епископа сложную душевную трагедию. Она может кончиться и для них самих, и для их потомства страшной церковной катастрофой — безвыходность и безнадежность всегда ведут к гибели. От этого катастрофического исхода спасает их тот верный путь объединения с законным старообрядческим священноначалием, к которому ведет их Сам Господь.

В этом одном спасении какая огромная польза, сколько неисчисленных благ! Объединившись в одну дружную, сплоченную церковно-общественную семью, старообрядцы, приемлющие одну и ту же иерархию, сразу же почувствуют в себе больше духовных сил, больше внутренней мощи. В настоящее время и беглопоповцы, и приемлющие Белокриницкую иерархию много тратят напрасно сил на взаимную брань, на обособленную друг от друга церковно-общественную организацию, на созидание разных путей. При взаимном же примирении объединенные силы будут творить одно общее дело. То, что трудно было создать в разъединении, легко будет сделать в единении. Маленькие государства творят маленькие дела, им не под силу крупные задачи. Большие же государства в силе осуществить самые крупные предприятия. Взаимные ссоры, раздоры, отсутствие единства, раздробленность сил и т.п. — все это отзывается тяжелыми ударами на всяком общественном организме. История свидетельствует, что величайшие в мире государства гибли от внутренних междоусобиц, и их место занимали сплоченные народы, сумевшие создать из себя несокрушимую государственную мощь.

Перед старообрядчеством стоят крупные задачи внутреннего созидания и укрепления, вопросы просвещения и воспитания, вопросы экономического развития и т.п. На разрешение всех этих задач требуются большие силы и полное единодушие всего старообрядчества. В беглопоповстве много энергичных, стойких, трудолюбивых духовных деятелей. Они тратили свои способности и энергию преимущественно на совершенно безнадежный труд. Направленные же на должный путь, объединенные с другой однородной церковно-общественной силой, эти способности и энергия могут создать крупное дело. Во главе современных руководителей беглопоповцев стоят люди и с высшим образованием. Для них нужно широкое поле деятельности. Большому кораблю — большое плавание. В теперешнем состоянии беглопоповства они неизбежно замрут, оставив по себе лишь печальное воспоминание. В единении же с другими культурными силами они могут применить свои духовные способности на полезное служение ближним. Руководители беглопоповцев сумели организовать у себя многочисленные всероссийские съезды, собираемые ежегодно, создать постоянно действующий орган этих съездов — совет всероссийского братства, объединить беглопоповские приходы, повсюду пробудить жажду самостоятельного внутреннего развития, желание епископства. Вся эта живая и кипучая деятельность показывает, что наши братья-беглопоповцы уже в достаточной степени подготовлены к единодушной работе всего старообрядчества, что они неудержимо идут к полному его объединению. Проникнутые этой великой идеей единства, воодушевленные порывами к развитию старообрядчества, беглопоповцы не могут равнодушно смотреть на его разделения и раздробленность его сил. Вместе с нами они, несомненно, болеют душой за отчужденность от нас беспоповцев. В среде последних совершается коренной перелом их мировоззрения. Там идет переоценка нажитых тяжелыми условиями религиозной жизни отношений к миру и ко многим его явлениям. Объединение в нашей среде, приемлющей священство, глубоко захватит и беспоповцев. Чуткие к совершающимся вокруг них событиям, они откликнутся на такое радостное в старообрядчестве событие, как примирение одинаково мыслящих старообрядцев под благодатным руководством единой старообрядческой иерархии.

На протяжении многовековой истории Церкви возникало бесконечное число всяких разногласий, распрей и раздоров. Но все они считались прискорбным явлением, и каждый раз пастыри Церкви и народ принимали спасительные меры к их прекращению. “Не суть православных несогласия таковая, как у еретиков, — говорится в “Летописи” Барония, — ибо у еретиков всяк при своем упоре крепко стоит, дабы одолел, не истины, но победы ища. Православные же яко голуби, но прении, егда истину увидят, друг-друга целуют, ибо сея единыя ищут, а не одоления”[5]. Будем все молить Господа Бога, чтобы и наше разногласие с беглопоповцами завершилось братским целованием друг-друга, победой истины церковной, торжеством примерения братий.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)