|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Досократовский – досократики – 7-4 ввПредставители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит. Философия возн. в ионийских городах – Зап. поб. М. Азии. Ионийская философская школа. Рабовладельч. строй, торговля, общение, влияние Вавилона, Финикии, Египта. Первые ростки философии – Гомер, Гесиод и др. Далее – Милетская школа. Первая греческая философия - натурфилософия – главная задача – понять из чего всё: искали первопричину мира, откуда всё возникает и во что превращается. Фалес – купец, путешественник, предсказал солнечное затмение, всё из воды – путём сгущения и разряжения, земля – диск на поверхн. воды, везде боги. Анаксимандр: апейрон – первоисточник – из него происходит тёплое и холодное, образуются вещи, земля – цилиндр. Анаксимен – всё из воздуха, сгущение и разржение, земля – диск в воздухе. Гераклит – 530-480. аристократ, был у власти, считал что всё существующее приходящее и изменчиво, первовещество – огонь – он наиболее подвижен, причина вечного изменения – борьба противоположностей, душа – материальна, но и она из огня, миром правит логос – закон, необходимость, всё течёт, нельзя дважды войти в одну реку, в основе мышления – ощущения, логос – основа всеобщности и источник познания. Стихийный материализм соединён с диалектикой. Философия Гераклита – вершина стихийного диалектического понимания мира во всей античной философии. Пифагор – 570-500. Происходил из Регии, Пифагор – прозвище – «убеждающий речью», учеи Анасимандр, считался мудрецом, чудотворцем. Прожил 22 года в Египте, посетил Финикию, затем – в Южно-Итальянском Кротоне – основал общество пфагорейцев. Ничего не писал – только читал лекции – они до нас и дошли. Лекции о природе, душе, гос-ве, мире, воспитании. Он первый назвал вселенную космосом – упорядоченная, единая. Первый окрестил себя философом – до этого были мудрецы. Особо занимался сущностью бытия. Суть бытия – множественность чувственных элементов. Множество надо объяснять единым. Число – принцип всего сущего. Бог – число чисел. Он геометризировал физический мир: земля из кубиков, огонь из тетраэдров, 1 – точка, 2 – линия, 3 – плоскость, 4 – тело. Всё имеет своё число, душа – самодвижущееся число. Он положил начало аналитической геометрии. Анаксагор – 500-428 – идеолог рабовладельческой демократии, его обвили в безбожии, приговорили к казни, он бежал. Признавал бесконечное качественное разнообразие бесконечно делимых первичных элементов материи – семена вещей, геометрии – из их сочетания образовывались все вещи, движущей силой считал «нус» - ум – тончайшее вещество. Его космогония объясняла возникновение небесных тел из первичного беспорядочного движения частиц вещества. Он объяснил солнечное затмение тем, что солнце загораживается луной. Нус – ум – с именем Анаксагора связывают зарождение евр. интеллектуализма. Демокрит – основатель атомистического учения. Мир состоит из атомов – неделимх физических первоэлементов. Между атомами – пустое пространство. Движение и столкновения различных атомов образует всё. Он дал и атомистическое обоснование ощущений. Он считал, что от вещей истекают атомы, которые действуют на чувства, душа – принцип движения тела, душа – дыхание, движение, жизнь тела. У него впервые дана биологическая (телесная) хар-ка души. Боги – из огненных атомов и живут дольше людей – они смертны.
Школа Элеады: Ксенофан, Парменид, Ксинон, Мелисс Самосский. Они подняли греческую философию до абстрактных проблем бытия и небытия, бытия и мышления. Отодвинули на 2й поан физ. и физ-мат картины мира как мнимые. Парменид – 540-480 гг. Осн. произв. – поэма о природе. Осн. проблема – бытие и нибытие, бытие и мышление. Продолжил начатое Ксенофоном разграничение истинного бытия и неистинного бытия – реальной, доступной чувствам природы. Имеет место противопоставление реального и ирриального бытия. Создал учение о бытии – 2 часть. 1 часть – интерпретация бытия, являющегося предметом исследования истины, 2 – анализ мнения, кот. распространяется на физ. мир. Им вводится 2 осн. положения: 1) бытие есть, а небытия нет (положение истины) 2)бытия нет, а небытие – есть (ложн) Мышление применимо относительно бытия! О небытии, как о несущечтвующем, не может быть никакого мышления. Бытие вечно, неделимо, вне времени и пространства. Отрицательные черты применимы к умственной природе, но в познании природы истины нет – только кажемость – по этому бытие есть, а небытия нет, единое есть, а множественного нет. Истина выводится из метафизика, а мнение и кажимость – из физики. Бытие у него из мысли (Гегель: это – восхождение в царство идеального) Зенон – ученик Парменида – сою задачу видел в подтверждении и обосновании учения Парменида. Зенон выразил противоречия в форме афорий (затруднений) в данных опыта и их анализа. Дихотомия – чтобы пройти расстояние – надо пройти его половину, потом половину половины, и так до бесконечности. Летящая стрела – покоится – в каждый момент времени она занимает опр. отрезок пространства – значит движение состоит из суммы состояний покоя – значит его нет. и ещё много афорий. Из бесонечной делимости пространства и из допущения делимости отдельных моментов временя вытекает: ни множество ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво – значит они пребывают только во времени.
2) Классический – полов. 5 – 4 вв. Протагор, софисты, Сократ, Платон и Аристотель. 3) Эллинистический – 4-2 вв. до н.э. Киники (Антисфен, Диоген), скептики (Пиррон), эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон, Хрисипп, Сенека, Лукиан, Эпиклет, Марк Аврелий) 4) Начало христианства – 1 в до н.э. – 5-6 вв. н.э. Неоплатонизм – Лотин
ГЕРАКЛИТ
Великим диалектиком античного мира является Гераклит из Эфеса(530-470 до нэ). ОН принадлежал к царскому роду. Отказ от высшего сана в гос-ве в пользу брата, но ходил в пурпуре со знаками царской власти. По Гераклиту: - все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое. «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». - Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, бытие и небытие- связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. - ничего нет, все лишь становится - в ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. - переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей!!! «огонь разумен и является причиной управления всем» «разум управляет всем через все» Космос- вечно полыхающий огонь.(божество) Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.
ДЕМОКРИТ
Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Это гипотеза была развита Демокритом(470/60- глубокая старость) и она связана с древним востоком. Первоначала других античных мыслителей демокрит и его последователи сводили к атомам. -земляводаогоньвоздух сост из атомов - рассматрив мир как единое целое, сост из множества неделимых частичек- атомов движ в пустоте. - атомы неделимы вследствие абсолютной плотности и малости. - соединение атомов образ все разнообразие природы - атомы обладают силой самодвижения душа сост из тончайших круглых атомов Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдении и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения представляют источник и основу познания. Вселенная Демокрита строго подчинена принципу причинности: все возникает на каком-либо основании и в силу причинности. Именно в причинности Д. усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий. «Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!» Он первым высказал идею проэктивной объективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие поверхности, втекающие в глаза, уши и тд. От предметов истекают флюиды, кот попад в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения. признавал существование бога. -боги сост из атомов, Бог- космич разум. в сочетании атомов наход сила, начала разума наход в мирах, кот он наделяет божественностью.
Сократ Объективно идеалистической позиции Платона предшествует философия Сократа (469-399 гг. до н.э.). Его поиски в основном посвящены нравственным вопросам. Они не заканчиваются предложением каких-то метафизических конструкций, а направлены на прояснение смысла тех моральных понятий, которыми мы реально пользуемся в повседневной жизни. В этом смысле Сократ идет вслед за софистами, но, в отличии от них, он пытается преодолеть позицию морального релятивизма, выявить независимый от субъекта смысл общих понятий. Этика Сократа начинается с утверждения о том, что благо тождественно удовольствиям, счастью. Однако Сократ тут же ставит вопрос о том, правильно ли мы понимаем, что есть удовольствие. Это приводит к утверждению о том, что добродетель тождественна знанию. Зло по незнанию, согласно Сократу даже хуже, чем зло, совершенное намеренно. Однако это чисто умозрительное допущение, т.к. невозможно себе представить, чтобы кто-то стал намеренно творить зло. Общее, существенное для человека, в том числе представление о добродетели, о справедливости, дано у Сократа как некоторое, неосознанное первоначально, содержание понятий, которое раскрывается тогда, когда отбрасываются все остальное, т.е. то, что вызывает противоречия при логическом анализе связанных с этими понятиями суждений. Сами же суждения строятся как демонстрация следствий принятия некоторого исходного тезиса. Та же методика, по существу, была у софистов. Но они использовали ее для демонстрации относительности всякого знания. Сократ же пытается получить такое знание, которое может быть использовано для того, чтобы найти устойчивые жизненные ориентиры. Сократ полагал, что добро, благо обязательно самореализуется. Его просто осуществляет тот субъект, который, обладая знанием, хочет быть лучше, хочет иметь большее благо. Поиски смыслов бытия, начатые Сократом, были продолжены в так называемых «сократических школах». Из них наиб. Известны были киники и киренаики. Киники считали, что жизнь должна иметь аскетический характер. Киренаики же наоборот считали, что смысл жизни заключается в получении максимально возможных чувственных удовольствий.
Платон Платон (427-347 гг. до н.э.) заимствует у Пифагора идею перевоплощения душ. Так же, как и Пифагор, Платон рассматривал земное бытие человека как пленение души, от которого можно освободиться только в результате ряда перевоплощений. Согласно философии Платона, душа, по существу, не может выйти из земного цикла бытия, т.к. души, освобожденные от земного плена, возвратившиеся в мир идей, снова пытаются заглянуть в занебесную сферу, ломают крылья и, отягощаясь, вновь попадают на землю. По Платону наш мир – это лишь отражение подлинного мира, в котором находятся эйдосы – идеальные формы, представляющие прообразы всех вещей. Эти общие идеи онтологически более реальны чем те обычные вещи, которые мы можем наблюдать. В этом же мире обитают бессмертные души. Чувства могут нас обманывать, они способны фиксировать лишь поверхностные уровни реальности, создавать видимость знания. Все знание, доступное человеку Платон считает относительным. Но прорыв к действительному знанию возможен. Это достигается тем, что душа человека способна вспомнить то, что видела, когда была в мире идей. Такое познание-припоминание предполагает само сосредоточение и одновременно является, по Платону, нравственным очищением. Так ка общее по Платону более истинно, чем единичное, и душа стремится именно к постижению общего, жить нравственно, т.е. реализовывать в свей жизни общие черты человеческого бытия, также оказывается предпочтительнее, чем безнравственно. Государство по Платону, представляет сознательное усиление, концентрацию красоты и справедливости. Это достигается за счет выполнения людьми строго определенных функций, соответствующих их природным способностям, свойствам души. Душа, согласно Платону, включает три части: разумную, волевую и аффективную (вожделеющую). В соответствии с преобладанием этих частей и распределяются государственные функции. Управление принадлежит философам, у кот. Преобладает разумная часть души. Воины, у которых преобладает волевая часть души, обеспечивают защиту от врагов. Ремесленники и крестьяне, у которых преобладает аффективная часть души, занимаются материальным производством. Платон признает, что они обеспечивают госуд-во необходимыми для жизни и других дел материальными продуктами. Однако гос-во, выполняющее общие функции, заботится о них как о единичном. Таким образом, гос-во уравновешивает различие душ путем обмена деятельностью между людьми. Оно позволяет людям, у которых разумное начало выражено слабо, приобщиться к мудрости тех, кому досталась более совершенная душа. Это позволяет им обуздать свои аффекты и осуществлять деятельность на благо всего общества.
Аристотель Аристотель – 384 – 322 – родился во фракийском городе Стагир – его нередко называют Стагиридом. Учился в Платоновской гимназии, потом жил на Лесбосе, потом был при дворе Филиппа и воспитывад. В 325 г. Возвр. В Афины и основал ликей (лицей) Работы: «о душе», «Физика», «Метафизика» Он подвёл итоги античной науки – выступил как систематизатор. Он делил философию на теоретическую, куда входила физика и метафизика (наука о сущем), и практическую (этика и политика). Он раскрыл логичесую природу доказательства в форме силлогизма: способ умозаключения, когда из двух посылок (большей и меньшей) с помощью среднего термина приводится заключение. Он отвергает общую идею добра, красоты и т.д. Для него формы, кот. Содержатся в божественном разуме («Нусе») задают общий идеал совершенства, присущий каждому отдельному виду. Так каждый желудь, по Аристотелю, стремится стать хорошим дубом, а каждый человек стремится в совершенстве реализовать свое предназначение. Кроме формальной причины развития Аристотель выделял ещё три: бог как перводвигатель, целевая причина и причина материальная. Первосущностью Аристотель называл божественный разум. Он самодостаточен, способен к самосозерцанию и не нуждается для этого в чем-то внешнем. Мир предметов, с которыми человек имеет дело на Земле, это становящийся мир, мир возможностей. Но предметы, изменяясь, в то же время сохраняют свою сущность. Такое постоянство объясняется присутствием божественного первоначала. Сами же отдельные вещи представлены в единстве противоречивых характеристик – формы и материи. Аристотель выделял пять стихий: огонь, воду, землю, воздух и божественный эфир, из кот. Состоят небо и небесные тела. Он считал возможным сохранение лишь высшей интеллектуальной части души после смерти, но не чувственных проявлений. Он подчеркивает позитивную роль эмоций, подвергает критике учения Сократа и Платона за предельный рационализм, т.к. связав мораль с разумом, они не учитывают страстей. Но необходимо не просто знать добродетель, а действовать в соответствии с ней. Невозможно быть добродетельным и не радоваться добродетельному действию. Добродетели согласно Аристотелю воспитываются. Но человек, совершенно не предрасположенный к восприятию этического знания окажется глух к учению. Этот вывод опять же связан с введением в теорию представления о необходимости эмоционального настроя для совершения нравственного действия. Аристотель разделяет душу на разумную и неразумную. Последняя делится на растительную и стремящуюся. Растительная душа способна заботиться о воспроизведении потомства, она способна чувствовать недостаток в пище, но в ней нет никаких чувственных стремлений, никаких аффектов. Поэтому она не имеет отношения к добродетели. Стремящаяся же, наоборот, содержит аффекты и, соответственно, имеет отношение к добродетели. А взаимодействие разумной и неразумной частей души обеспечивается её слушающей частью. Этические добродетели формируются, согласно Аристотелю, на базе аффектов под влиянием слушающей части. Принципом их определения является нахождение меры между двумя пророками. Но мера – это не просто середина, а определенное для каждой конкретной добродетели отношение. Он первый определил и систематизировал основные категории познания: сущность, количество, качество, отношение, время, причина, форма, материя, цель, возможность, действительность, явление. Бытие у Аристотеля характеризуется материальными и формальными признаками – материей и формой. Ведущая роль принадлежит форме. Материя – то, из чего состоят вещи – субстрат – это только возможность – в действительность её превращает форма – актуальное начало. Платоновское понятие идеи у Аристотеля заменено понятием формы. Всё обладает сущностью. Высшая сущность – форма, а наивысшая сущность – чистая, лишенная материи форма – перводвигатель или Бог – он неподвижен. Материя обладает способн. Движ-я, изменения – причинностью. Аристотель говорит о четырёх видах причины. 1) материальная причина. – то, из чего делается какая-либо вещь. 2) Формальная причина. – образец, в соответствии с которым создаются вещи – причина как форма вещи. 3) Мотив – вызывает изменение бытия. 4) Телеологическая причина. – связь причины с целью Оющее представление о мире у Аристотеля основано на механистических принцыпах, движение – осуществление возможности под влиянием этих причин. 1) перемещение. 2) Превращение 3) Убывание 4) Возрастание Механика земного связана с механикой души. Эта механистическая картина мира существовала вплоть до 20го веа. Аристотель разрабатывал и теорию познания – 3 принципа: 1) доказательность устанавливающая всеобщность, необходимость. 2) Объяснительность – установление причин движения и изменения 3) Описательность – классификации на основе родовых и видовых признаков явлений. Он разрабатывал правила дедуктивного и дедуктивного выводов. Дедукция даёт всеобщность и необходимость, а индукция даёт вероятность и связана с опытом. Познанием управляет душа человеа, а души подразделяются на растительные, животные и человеческие. Душа – форма выражения тела. Она может радоваться, скорбеть, гневаться, страшиться, запоминать, видеть, слышать и размышлять. Аристотель определял человека как политическое животное, которое должно жить в соответствии с моралью и тем самым становиться добродетельным и достич счастья. Добродетель строится на основе меры. Мужество – середина между отчаяньем и трусостью. Человек отличается от политических или общественных животных наличием морали – только он может воспринимать понятия добра и зла. Образование государства у него определяется главным образом нравственными соображениями, и только в государстве человек может удовлетворить естественные потребности и может достичь высшей цели – блага. Аристотель разработал классическую теорию общего – она содержит 4 положения. 1) общее не существует отдельно, помимо единичных вещей. 2) характеризовать признак предмета, как единичный или общий, можно только по отношению к фиксированному классу. 3) общее следует выводить через приведение сходных единичных случаев. 4) общих, т.е. сходных, одинаковых признаков в мире столько же, сколько и обладающих ими предметов. – теория сходства по Аристотелю. Он определяет высшее благо как созерцание, поскольку это деятельность, содержащая цель в самой себе. Аристотель отрицал крайние формы политической организации и поддерживал умеренные.
Эллинизм 3 –й период античной философии. 4 в до н.э. Упадок Греции, полисов Оптимизм, стремление познать объективный мир, активное участие в политической жизни сменяется индивидуализмом, скептицизмом, агностицизмом. К 4 в до н.э. философскими центрами стали школы киников, скептиков, эпикурейцев и стоиков. Киники - Диоген. Считали, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Человек не ждет божественных указаний для решения собственной жизни, он способен к независимому существованию и самоограничению. Освобождение от догм религии и культуры. Скептики - Пиррон. Считали, что утверждать ничего нельзя, не признавали истину. Счастье понимали, как достижение атараксии- спокойствия. Эпикурейцы - Эпикур, Лукреций Кар. Главная ценность в жизни заключается в наслаждении, удовольствии, свободе от тревог. Сторонники материализма, сенсуализма. Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Считал, что атомы отклоняются от прямолинейного движения, приписывает им волю. Утверждал, что у человека есть свобода выбора. Лукреций — поэма «О природе вещей», в которой он описывает неуловимое действие испускаемых атомами «эйдосов» на органы чувств, которое вызывают у людей чувства и эмоции. Атомы по Лукрецию не есть минимальные дробные частицы вещества, но своего рода творческие образы, материал для природы. Как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц. Стоики - Зенон Китийский, Хрисипп, Сенека, Марк Аврелий. Учение о добродетели, единственное благо- жить в согласии с разумом. Этика сознательного отказа в смирении с судьбой. Отводили внимание от внешнего мира к внутреннему человека. Считали, что внутри себя у человека главная и единственная опора. Заложили корни естественного права- идея о равенстве людей от рождения. Неоплатонизм- последнее цельное учение Античности. Плотин, Аммоний Саккас, Порфирий. Отказ от рационализма. Центральное понятие – единство. Основой всего сущного является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный непознаваемый принцип- абсолютное бытие. Плотин: Эннеада. На основе платоновских идей красоты, вырабатывает понятие святой троицы- связи трех элементов- единства, ума и божественной души. Центральное понятие- первоединство- непознаваемо. Ум и душа истекают из первоединства. На вершине всего - божественный принцип. Акцент на духовности и подавлении телесного.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |