АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды детерминационный отношений в обществе

Читайте также:
  1. B) Единство производительных сил и производственных отношений.
  2. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  3. I. Россия в мировом сообществе
  4. III. Достижения студента в общественной деятельности
  5. III. ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОЮЗЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НОРМЫ
  6. VII. Концепция отношений личности
  7. XI. ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СПОКОЙСТВИИ
  8. Административно-правовой статус общественных объединений.
  9. Административное правонарушение против общественного порядка и нравственности
  10. Американский профессор Невилл Смелзер утверждал, что социология - это наука об обществе. Социология - socium (общество) logos(наука).
  11. Анализ взаимосвязи коэффициентов на основе методики факторного анализа прибыли Дюпон и прогноз роста с помощью соотношений
  12. Б. Теории человеческих отношений

 

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determinо - определяю) - общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности.

 

В науки выделены различные формы социальных детерминант или причин:

Политический детерминизм.

Культурный

Религиозный

4) географический (Природная среда принимается за главный, основной фактор, определяющий характер социальной жизни)

5) экономический (Экономика всякого общества в любое время неизбежно является продуктом установившегося соотношения между состоянием культуры и окружающей природы. Это равновесие может быть нарушено в результате природных условий. Чтобы его восстановить, необходимы изменения в экономике. Именно этим объясняется переход населения Европы от «доистории» к «истории» в ходе неолитической революции.)

6) технологический ( Идея: Крупнейшим переломом в развитии технологии и общества в целом была аграрная революция. Люди «запрягли» солнечную энергию, воплощённую в форму животных и растений. В результате племенное общество превратилось в цивилизованное. Возникла частная собственность, общественные классы, государство, города. В результате топливной революции (паровая машина) возникли капитализм и демократия.) (Олвин Тоффлер)

7) космический. (Идея: статистический анализ событий истории более 80 народов и стран за 2500 лет дал следующий результат: свыше 60% социальных катаклизмов и массовых движений про-изошло в периоды максимума солнечной активности (длящиеся 2-3 года в 11-летнем цикле), тогда как на периоды её минимума (тоже по 2-3 года) падает лишь 5% их числа.)

8)демографический (В рамках данного подхода выдвинута концепция «народонаселенческого толчка» (population-push). Суть её состоит в том, что рост населения и связанное с ним увеличение потребностей и нужд делает необходимым более интенсивный труд, что вызывает к жизни множество изобретений, прогресс техники и увеличение производительности труда.) (Томас Роберт Мальтус)

9)биологический (Никакой другой теории, кроме дарвиновской, не нужно, чтобы объяснить развитие и постоянство общих черт человеческой социальной организации.) (Осборн Уилсон. -роль генов)

 

10) Идеалистический детерминизм. Другие мыслители при исследовании движущих причин общественного развития решающее значение придавали духовному фактору. Так, французские материалисты XVIII века объясняли все социальные процессы из идей, из принципа: "Мнения правят миром". (пдюс нем. фил. Гегель)

11) Материалистический детерминизм. (Маркс искал движущие силы общественного развития, его детерминанты, но к изучению истории он подошел с диаметрально противоположных, а именно с материалистических позиций. Он считал, что следует исходить не из идей, а из реальных жизненных предпосылок. "Предпосылки, с которых мы начинаем, - не произвольны, они - не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении.

Часть их (видов детерминизмов) зависит от сознания, а часть – не зависит. Если отсутствуют интегрирующие общественные цели, то цели индивидов сталкиваются, возниают несоответствующие ни одной из целей результаты. Индивидуальное сознание не охватывает всех обстоятельств.

Если есть общая цель а сознание направлено на процесс в целом, то всё равно сознание не может быть стопроцентно полным, ясным – это также выливается в объективную детерминацию.

Т.о. субъективные детерминанты не могут быть решающими в истории, но отдельные стороны, моменты, уровни общественной жизни – могут определять.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)