|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура философского знанияПредмет философии Философия (с греч. «любовь к мудрости»). Термин был предложен Пифагором; Платон ввел в широкое употребление. · Форма духовной деятельности, направленная на установку, анализ и расширение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем. · Особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, в наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе и обществу во всех ее основных направлениях. · Наука о наиболее общих законах природы, общества, мышления (марксистское определение)
Необходимость философского познания определяется потребностью ориентации в мире и соответствует динамике социальной жизни, поискам новых мировоззренческих линий, регулирующих человеческую деятельность. Представление о природе, обществе, добре, зле, жизни, свободе и т.д. перестают действовать, и возникает необходимость в поиске новых ориентиров. Философия помогает найти новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа. Превращает их в предельно обобщенные формы выраженные посредствам философских категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры (из неосознаваемых универсалии культуры становятся обобщенными категориями). Философия – как теоретическое рациональное самосознание культуры. Философия осмысливает накопленный человеческий опыт и должна улавливать неосознанные стремления. Однако нельзя ограничивать философию только работой с культурой. Кроме созданного человеком существует природа. Философское осмысление природы возможно с помощью философского естествознания. Философия выделяет наиболее общие свойства природы и строит общую картину. Первичные формы – смыслообразы, метафоры, аналогии. Но смыслообразами философия не ограничивается – основывается более сложный понятийный аппарат. Философия оказывается связанной с интересами социальных групп – выступает как идеология. У философии нет локализованного предмета – она изучает человеческий опыт в сфере природы и культуры, познавательной и практической деятельности. Она выполняет рефлексию над всеми видами человеческой деятельности. Анализирует со стороны опыт, выявляет существенные черты. Наука выявляет свойства, как таковые, философия же обращается и к духовно-практической сфере - формулирует идеалы, ценности, задачи. Предлагает ориентиры à философия неразрывно связана с повседневной жизнью. Философские проблемы: проблема бытия, познания, смысла жизни и жизненных ценностей и т.д. Наиболее важная проблема: бытия и мышления. Эта проблема нашла концентрированное отражение в основном вопросе, сформулированном Энгельсом – вопрос соотношения мышления и бытия. В этом вопросе сфоормулирована и главная область философских размышлений: соотношение человека и мира, его влияние. Функции философии 1. Разработка общей картины мира путем синтеза знаний из различных областей познания (должна соответствовать современности, должна служить основанием в различных видах деятельности) 2. Основание, оправдание и анализ мировоззрения. Приведение его в соответствие с научными и культурными достижениями. Разработка системы ценностей, соответствующей уровню развития. 3. Разработка общей методологии познания деятельности человека в окружающем мире. Решение вопроса «познаваем мир или нет?». 4. Выработка отношения к действиям, активности. 5. Критическая функция. Чтобы выполнять предыдущие 4 функции философия должна заниматься критической деятельностью. Должна освобождаться от устаревших ориентиров. Не должна быть голым всеобщим отрицанием. Так же должны быть использованы старые ориентиры – преемственность.
Структура философского знания В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии. Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др. Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: · собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; · логика - учение о формах умозаключения и доказательства; · эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; · этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры и т.д. Конфуцианство Конфуцианство - философское учение, появившееся в Древнем Китае на рубеже 6-5 веков до н.э. Создателем конфуцианства был Кун - Фуцзы или Конфуций (551-479). Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Таким образом, центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т.д. Конфуцианство призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории: благородные, обычные и низшие. Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао - предела человеческих стремлений. Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Идея покорности сверху донизу - одна из основных идей этики конфуцианства. Сюда относятся покорность и почитание родителей, подчинение младших братьев старшему брату, подчинение подданных своему правителю. Однако даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к решению различных проблем. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права. Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, в котором при наличии сакрального правителя, реальная власть принадлежит «учёным», которые совмещают в себе свойства философов, литераторов и чиновников. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при династии Хань в II—I вв. до н. э. стало официальной идеологией империи. Даосизм - учение о пути - дао, основателем которого явился Лао-цзы, 6 - 5 вв. до н. э, восходит к религиозным верованиям древних китайцев, прежде всего к шаманизму. Даосской традицией Лао-цзы приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте, откуда вытекают взгляды сторонников даосизма на природу человека Понятие дао получило специфическое истолкование в даосизме, где оно выступает как закономерность всего существующего. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Дао – символ “дороги, по которой идёт человек”, символ “пути” в прямом и в переносном, обобщённом смысле. Смысл жизни состоит в том, чтобы следовать естественности, подчиняясь ее законам. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Цель последователей даосизма – находиться в гармонии с естественным порядком, любые попытки изменить этот порядок приводят к сопротивлению и дисгармонии. Истина отражается лишь в чистом и спокойном разуме. Пути Дао присуща сила Дэ. Дэ - это та частица, благодаря которой материализуется Дао, посредством которой оно проявляет себя в мире. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния. В отличие от Лао-цзы, отбросившего одухотворение природы, Чжуан-цзы(369—286 до н. э.), настоящее имя — Чжуан Чжоу, делает шаг назад, привнося в космологию элементы мистицизма. Он индивидуализирует познание дао, т. е. процесс и конечный результат постижения характера существования мира. С точки зрения Чжуа-цзы, человек не может постичь небесную судьбу. С точки зрения позднейшего развития в общем различаются три вида даосизма: философский (дао цзя), религиозный (дао цзяо), даосизм бессмертных (сянь). Буддизм - религиозно-философское учение о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Считается, что это одна из древнейших мировых религий. Буддийская философия — система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание, сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма. Все учения буддизма базируются на следующих доктринах (четырех Истинах): 1) жизнь в мире полна страданий, 2) есть причина этих страданий, 3) можно прекратить страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий. Все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание. Третья истина — о прекращении страданий — вытекает из второй: о том, что несчастье зависит от некоторых условий. Если устранить условия, порождающие несчастья, то прекратится и страдание. Освобождение от страданий достижимо и в этой жизни, если только будут выполняться определенные условия. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека через четыре степени самоуглубления к совершенной мудрости, тогда он освобождается от власти земных страстей. Он порывает узы, связывающие его с миром. Тем самым он становится свободным, освобожденным. Это состояние освобождения называется нирваной — угашением страстей, а вместе с ними и страданий. Четвертая истина указывает путь к освобождению от страданий, путь, по которому следовал Будда и могут следовать другие. Руководство к следованию по этому пути — познание основных причин страдания. Указанный Буддой путь состоит из восьми ступеней, или правил, и поэтому носит название благородного «восьмеричного пути». Этот путь дает представление о буддийской морали; он открыт для всех — и монахов и непосвященных. Следующий этому благородному пути достигает восьми добродетелей: правильные взгляды; правильная решимость; правильная речь; правильное поведение; правильный образ жизни; правильное усилие; правильное направление мысли; правильное сосредоточение. Наиболее важные положения философии буддизма о человеке и мире, лежащие в основе буддийской этики: теория зависимого происхождения, теория кармы, теория изменяемости и теория несуществования души. Школы буддийской философии: мадхьямика, йогачара, саутрантика, вайбхашика. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |