АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Читайте также:
  1. B. Социальной напряженности
  2. I. Общее понятие модернизма
  3. I. Стиль социальной науки
  4. I.понятие заработной платы.
  5. II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  6. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  7. III. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ?
  8. III. Проблема социальной политики
  9. III. Этические правила служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания
  10. Participle 1 Понятие о причастии 1
  11. VI. ПЕРВОЕ ТЕОРЕТИКО-НАУЧНОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ, ИЛИ СОМНЕНИЕ В ВЕРНОСТИ ПУТИ ФИЛОСОФИИ
  12. VIII. Проблема типов в современной философии

Общество можно изучать конкретно и философски. Социальная философия изучает общество, но оно развивается – в рез-тате мы имеем процесс, состоящий из прошлого, настоящего и будущего – надо включить философию историю, которая должна рассматривать структуру общества и т.д.

Специфика философского подхода: внимание социального философа направлено не на эмпирию, не на видимые явления, а на внутренние, скрытые, существенные черты общественной жизни. Это обусловлено тем, что люди действуют сознательно, преследуют свои конкретные частные цели, а получают часто несоответствующие им результаты. Такое положение дел возникло постепенно в процессе ускорения общественного развития и роста разделения труда. В античных обществах наблюдались медленные темпы исторических изменений и было слабо развито разделение труда. В этих условиях люди привыкли к стабильности, к тому, что их не очень разнообразные виды деятельности давали желаемые результаты – телеологическия причинность, когда ход истории объясняли человеческими целями. Положение начало изменяться в период кризиса античного общества, в условиях нашествия варваров, усложнения видов деятельности. При переходе к феодализму всё начало меняться – рухнула твёрдая постоянная основа. Но если не сознание людей движет историей, то что? Ответ на этот вопрос впервые был дан в феодально-христианской философии – историей управляет бог.

 

Предмет социальной философии.

Социальная философия нацелена на выявление наиболее общих свойств общества в целом.

Задача: выявление закономерностей социального познания – они не даны, сокрыты – надо обращаться к данным других общественных наук и к практическому опыту. так что предмет социальной философии – социальный опыт в жизни.

Но всякий ли опыт входит в предмет соц философии? – 2 подхода:

1) соц. философия осмысливает наиболее существенный опыт соц. организации и развития.

2) всё можно изучать с философского подхода.

 

Функции соц. философии:

1) познавательная – интерес к обществу создаётся тем, что в своей жизни и деятельности люди выдвигают опр. цели и не всегда получают соответствующие целям рез-таты, особенно в долговременном смысле.

2) практическая

3) идеологическая

4) критическая.

 

Деятельность

В человеческой жизни, истории всё представляет собой продукт человеческой деятельности. Деятельность – важнейшая категория соц. философии. Философское осмысление деятельности начинается с её субъект-объектной природы. Человек, как сознательно действующее существо, отличат себя от того предмета, которым он действует и выступает как субъект, а предмет является объектом. Кроме того, результаты деятельности человеа часто не совпадают с намеченными целями, и тем самым обнаруживается, что предмет, природа имеет собственные законы и твёрдые свойства. Это подтверждает его независимость от сознания, цели – подтверждает то, что он – объект. Человек, реализуя цели, изменяет объект – это называется распредмечивание. Но он, чловек, подвергается обратному воздействию того, что он получит – опредмечивание. Преобразуя природу, общественные отношения, люди изменяют себя – они живут в обществе, действуют коллективно – совершают социальные действия – по Максу Веберу – согласование смыслов.

Человек действует в коллективе, по этому субъект общественного исторического процесса – не индивид, а группа. Согласуя смыслы, люди действуют как коллектив, а индивидуальная задача решается как часть коллективной задачи. Это абстоятельство не всегда прозрачно и осознаётся – тогда кажется, что какие-то внешние силы используют людей в своих интересах.

Итак, субъект деятельности – коллектив, а коллективы бывают разные, они взаимодействуют, двигают историю. От сюда, движущими силами истории являются взаимоотношения социальных групп, структур. Они могут быть в форме сотрудничества, сосуществования или борьбы. Особую роль играют национальные и классовые отношения. Это обстоятельство было открыто фр. историками времён реставрации.

Социальные группы могут лучше или хуже осознавать свои цели и задачи. В связи с этим различают класс в себе (ещё не понял своего назначения) и класс для себя (уже понял).

Субъективная сторона деятельности заключается в наличии побудительных мотивов – они выступают как потребности, интересы, ценности, желания. Потребность – недостаток, нужда в чём-либо, необходимые для функционирования организма или общества. Потребность реализуется и угасает в процессе удовлетворения. Потребности рождаются с появлением новых предметов и изменяются с изменением предметов.

Потребности определяются производством. Они бывают биологические и социальные. Чем разнообразнее и богаче жизнь, тем более развиты и богаты потребности.

Интерес – причина действия групп, классов, наций, государств. В отличии от потребности, всё направлено не сколько на нужду, сколько на соц. учреждения, институты, нормы от которых зависит добывание и распределение благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интерес – в основе человеческих отношений. Интерес лежит в основе любых форм состязательности, сотрудничества между индивидами и группами, где есть реальные интересы, там настоящая жизнь. Интерес – важнейший стимул деятельности и движущая сила исторического процесса. Интерес обладает сложной объективно-субъективной структурой. Его объективная сторона состоит в тех связях мира, которые в нём выражены…. Субъективная сторона интереса – вся совокупность идеальных …..Интерес тесно взаимодействует с идеологией – она является систематизированным выражением интересов классов и наций.

Интересы бывают повседневные, кратковременные и долговременные. Интересы бывают индивидуальные, групповые, общественные, экономические, полит., дух., классовые, национальные, прогрессивные, реакционные, консервативные, реальные и мнимые. Ложные интересы чреваты, неприятностями, но определить их непросто.

Желание – тоже важный побудительный мотив. Желание – первичный биопсихологический импульс, это мотивационное основание сопряжённой поведенческой установки, задающий главные параметры индивидуальной активности человека – как в норме, так и в патологии.

В основу нашего познания мира, теоретической деятельности и сооттветстующих знаний и практик ставится желание – с этой точки зрения. Мир таков, каково наше желание его видеть. Это ещё Фрейд начал со своим либидо.

Цель – конечный результат деятельности человека или коллектива людей. Это предварительное идеальное представление, желание достичь которого предопределяет выбор соответствующих средств и системы специфических действий. Понятие цели сейчас распространяют за пределы человеческой деятельности.

Человеческая деятельность специфична. Человечские цели формируются и осуществляются на основе ценностной ориентации личности – моральных, религиозных, патриотических и т.д. Они детерминированы материальными законами общества и т.д. Цели бывают индивидуальные, коллективные, общественные. Индивидуальные цели и цели небольших групп черпаются из конъюнктуры – повседневности. Цели классов, наций, гос-в – в связи с тенденциями законов общественного развития.

В условиях высоко обобществлённого хозяйства цель получить хорошую работу и не потерять её зависит от общественной цели.

Стимулы деятельности –

1)материальные: - индивидуальные,

- групповые

2) духовные: - идейные

- патриотические

- этнические

3) моральные:

Интересную концепцию стимулов деятельности больших групп – Гумилёв – пассионарность.

Согласно Уотсону, деятельность осуществлятся по принципу стимул-реакция.

Типы деятельности по Веберу:

1) аффективная

2) традиционная – регулятором и стимулом выступает традиция.

3) ценностная

4) рациональная – чёткая ориентация на успех, есть дифференцированная структура, выделяются цели, средства, объект деятельности. Аффективная деятельность всегда была – но чем более человек рационален, тем он менее подвержен влиянию аффектов. Традиционный тип деятельности был определяющим вплоть до капитализма, предпосылками были медленные темпы исторических изменений. Если историческое развитие ускоряется, традиции перестают действовать. Хотя традиция существует и сейчас. По мере того, как ускорялось общественное развитие, традиционный тип уступил ценностному – более сложные и гибкие регуляции – их может быть гораздо больше, чем традиций. Идеология – набор, система ценностей. Рациональное управление и деятельность характерна для буржуазного общества, когда всё подчинено успеху, рационализации и т.д.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)