|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эволюционные идеи в древности. Средневековье и эпоха ВозрожденияУченых разных времен и народов всегда волновали проблемы происхождения человека, возникновения жизни на Земле, многообразие живых существ и их удивительная приспособленность к окружающей среде. Первые материалистические идеи о единстве живой и неживой природы стихийно появились на Древнем Востоке: в Индии и Китае. Еще в начале I тысячелетия до н.э. индийские философские школы, которые отстаивали идеи развития материального мира, утверждали, что человек произошел от обезьяны. В Китае за II тысячелетия до н.э. проводилась специальная селекция для выведения различных пород крупного рогатого скота, лошадей, рыб и декоративных растений. В конце I тысячелетия до н.э. там уже были распространены учения о возможности превращения в процессе эволюции одних живых существ в другие. Эти взгляды разделяли философы-материалисты Древней Греции и Рима. Так Гераклит Эфесский (IV в. до н. э.) считал, что все живые существа и человек в том числе, развились естественным путем из первичной материи. В фундаментальных произведениях Аристотеля (IV в. до н.э.) “О частях животных”, “Истории животных”, “О возникновении животных” говорится о существовании переходных форм у растений и животных. Во времена мрачного Средневековья тысячи книг древних философов были уничтожены, тысячи людей сжигались на кострах за высказывание идеи развития природы. Однако и в Средневековье звучат призывы к объективному изучению природы. Сочинение Авиценны “Канон медицины” (Ибн-Сина, 980-1037) содержит оригинальные мысли в области изучения животных и растений, а также самого человека. Крупным сводом средневековых знаний о живой природе было многотомное “Зеркало природы” Венсена де Бове (XIII в.), на Руси в IX в. ходило в списках “Поучение Владимира Мономаха”. В этих произведениях животные и растения интересуют авторов как символы, выражающие идею творца. С наступлением Эпохи Возрождения вновь получили распространение сочинения древних мыслителей Аристотеля, Плиния, Платона, Теофраста. В это же время создаются благоприятные условия для развития естествознания. В 1583 г. Чезальпино ввел классификацию растений на основе строения плодов, цветков, семян. В 1628 г. Гарвей опубликовал работу “О кровообращении”. В 1665 г. Гук описал строение растительных и животных тканей с помощью микроскопа. В 1683 г. Левенгук увидел под микроскопом микроорганизмы, эритроциты, сперматозоиды. Английский биолог Дж. Рей описал более 18 600 видов растений в труде “История растений” (1686-1704), впервые ввел понятие рода и вида. Ж. Бюффон написал “Естественную историю” (1749), М. Ломоносов “О слоях земных” (1763), Чемберс “Следы творения” (1844). 1.2. "Система природы" Карла Линнея Первую относительно удачную искусственную систему органического мира разработал шведский натуралист Карл Линней (1707-1778). В 1735 году он опубликовал большую работу “Система природы”. За основу своей системы он принял вид как элементарную единицу живой природы. Его определение вида звучало так: “Вид- множество родственных сходных по строению организмов, при размножении воспроизводящих себе подобных”. Близкие виды объединил в роды, роды – в отряды, отряды – в классы. Для обозначения вида Линней ввел так называемую бинарную номенклатуру, где первое слово обозначает родовое название, второе – прилагательное, определяющее характерный признак вида. Например, Смородина красная. Первое (родовое) название всегда начинается с большой буквы, а прилагательное – с маленькой. Этот принцип бинарной номенклатуры, а также разделение животных на классы, отряды, роды, виды, сохранился до настоящего времени. Первая настоящая систематика – это главная заслуга К. Линнея. Однако, у него были ошибки. Недостатком классификации является то, что за основу он брал 1-2 признака. Так, в состав одного из классов попали ель, сосна, кукуруза, ряска. Искусственность систематики Линнея проявилась и в систематизации животных. Например, к классу Червей он отнес одноклеточных, губок, кишечнополостных, моллюсков, иглокожих и даже круглоротых. Хотя К. Линней придерживался идеи сотворения мира и считал, что виды неизменны, в вопросе о месте человека в системе живой природы естествоиспытатель проявил себя как истинный натуралист, поместив в один отряд человека и обезьян на основе сходства их строения. Линней рассматривал животный мир в порядке деградации: от млекопитающих к наиболее простым формам – червям. И лишь в конце своего жизненного пути Линней признал способность к изменениям в пределах вида. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |