|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации. Основная цель занятия − определить социальные черты науки и рассмотреть основные положения этики учёного
Основная цель занятия − определить социальные черты науки и рассмотреть основные положения этики учёного. 1. На сегодняшний день в историографии науки присутствует две противоположных оценки её общественной значимости. Интерналистская оценка науки (А. Койре, Р. Холл, Дж. Рэнделл, Дж. Агасси) исходит из того, что научные идеи возникают и развиваются объективно, независимо от субъекта познания. Все научные теории взаимосвязаны между собой и внутренне образуют целостную и последовательную систему, в которой нет место для случайности и личной инициативы. Экстерналисты (Р. Мертон, А. Кромби, Г. Герлак, Э. Цильзель, Дж. Нидам, С. Лили) убеждены, что на деятельность учёного накладывает отпечаток его индивидуальность и социальное окружение. Преувеличивая значимость внешних социальных факторов, экономических, религиозных, политических и т. д., экстерналисты превращают результаты научной деятельности в общественную ценность. Их не интересует само по себе научное знания, но только степень его практической применимости, способы трансляции, профессионального и широкого признания. Начиная с первых Академий наук XVII в. и заканчивая междисциплинарными сообществами учёных XX века, наука, с их точки зрения, активно вмешивалась в решение общественных проблем. Современное образование и подготовка научных кадров несёт уже прямую ответственность за социальные последствия развития науки. Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили два противоположных общественных течения — сциентизм и антисциентизм,сложившихся уже к середине XX в. Сторонники сциентизма утверждают, что «наука превыше всего» и её нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью науки можно успешно решать все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как якобы не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой. В противоположность сциентизму возник антисциентизм — философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами враждебными и чуждыми подлинной сущности человека. Методологическая основа антисциентистских воззрений — абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.). Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить её место и роль в современном мире. Необходимо объективно, всесторонне относиться к науке, к научному познанию, видеть их противоречивый процесс развития. При этом следует рассматривать науку в её взаимосвязи с другими формами общественного сознания и раскрывать сложный и многообразный характер этой взаимосвязи. Характерная черта современного общественного развития — все более крепнущая связь и взаимодействие науки, техники и производства, все более глубокое превращение науки в непосредственную производительную силу общества.При этом, во-первых, в наши дни наука не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Во-вторых, если прежде наука развивалась как изолированный социальный институт, то сегодня она пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними. В-третьих, наука все в большей степени ориентируется не на одну только технику, но и на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего развития. В настоящее время наблюдается неуклонный рост интереса к социальным, человеческим, гуманистическим аспектам науки, складывается особая дисциплина — этика науки, укрепляются представления о необходимости соответствия научных концепций моральным принципам. Сегодня все более широко в научный оборот внедряется понятие «этос науки»,обозначающее совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в данном научном сообществе и определяющих поведение ученого. Говоря о необходимости свободы научного искания, следует сказать, что во взаимоотношениях государства и науки власть не должна ограничивать научную мысль, но только всемерно способствовать ее плодотворному и беспрепятственному развитию. 2. Современный английский социолог науки Р. Мертон в своей книге «Нормативная структура науки» (1942 г.) обозначил главные ценности науки. Это универсализм, всеобщность, бескорыстность (незаинтересованность) и организованный скептицизм. Универсализм провозглашает, что истинность научных суждений должна быть общезначима независимо от научного авторитета, расы, возраста и т. д. выдвигающего их ученого. Наука всегда демократична в вопросах критического осмысления и проверки всех изучаемых явлений. Всеобщность научного знания предполагает, что оно должно свободно становится общим достоянием. Единоличное владение каким-либо открытием ещё не делает его научным. Только рассмотрение его в контексте мирового исторического опыта, а также достижений других профессионалов в данной области научного знания, даёт право на истинность научных суждений. Незаинтересованность − другая ценностная ориентация науки, включающая в себя отсутствие личной выгоды и бескорыстное служение науки. Признание или денежное вознаграждение не должны рассматриваться в качестве цели научной деятельности, но только её возможным следствием. Тщеславие или алчность обезображивают не только самого учёного, но и результаты его исследований. Публичное признание или карьерный рост тоже являются сомнительными стимулами объективных научных открытий. Организованный скептицизм заключается в достоверности критической оценки научных исследований как со стороны автора, так и со стороны коллег. Неподтвержденные или слепо принятые на веру данные являются причиной личной безответственности, тормозящей развитие науки. Скептицизм учёного не должен быть следствием заведомого сговора или завистливого соперничества, но только квалифицированным изучением фактов и представленных трудов. Результаты научного исследования должны быть гласными, и к их обсуждению может быть привлечено любое заинтересованное лицо. В работе 1965 г. «Амбивалентность учёного» Р. Мертон уточнил некоторые из этих этических нормативов и пришёл к выводу, что перечисленные ценности не всегда носят однозначный характер. Они зависят от самоорганизации научного сообщества, темпа научного исследования, не дающего права на преждевременное оглашение окончательных результатов, ограниченности в информации о новейших достижениях в данной области знаний и т. д. Такая неопределённость должна проясняться учёным в зависимости от конкретных условий и личной убеждённости в своей правоте, особенно в условиях массовой ортодоксии и идолопоклонничества. 3. Экономическая этика (или предпринимательская этика) занимается вопросом, какие моральные нормы или идеалы могут иметь значение (для предприятий) в условиях современной экономики и общества. Это требует некоторых пояснений. Отличие задач экономической этики и предпринимательской этики предполагается достаточно ясным на данном этапе: адресатом моральных ожиданий или требований являются в предпринимательской этике предприятия, частично также предприниматели и менеджеры, тогда как в экономической этике в центре находятся действующие лица экономики в целом, чаще всего представленные в лице государственных институтов.
Вопросы для самоконроля. 1. Основные различия интерналистской и экстерналистской оценки науки. 2. Охарактеризуйте компоненты нормативной структуры науки Р. Мертона. 3. Какие этические нормы предпринимательской деятельности вам представляются наиболее существенными в современной науке и производстве? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |