АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эдмунд Гуссерль – основатель феноменологии

Читайте также:
  1. Гуссерль о кризисе европейских наук
  2. ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  3. И неосновательное обогащение.
  4. Идея феноменологии: пять лекций
  5. Основатель Бон и его Учение
  6. ОСНОВАТЕЛЬ НОВ Н.Ф. ФЕДОРОВ. 1895-1984.
  7. Основатель секты занимался оккультизмом и впал в половую распущенность
  8. Основатель секты поместил себя в одну компанию с апостолом Павлом и Педро Вальдесом
  9. Основатель секты со временем отошел от религиозной деятельности и занялся бизнесом, который стал приносить солидный доход
  10. Ф. Бэкон – основатель опытной науки и философии Нового времени
  11. Эдмунд Берк

Гуссерль (1859-1938) – один из самых выдающихся представителей философии XX века, по праву считающийся основателем феноменологии. Феноменологический поворот, характерный для философии XX века, начался с выхода в свет в 1900-1901гг. "Логических исследований" Гуссерля. Приведенные ниже факты его биографии [1,с.68–71] имеют прямое отношение к становлению феноменологической философии.

Свое образование Гуссерль начал с математики. Его учителями были такие выдающиеся ученые, как К. Вейерштрасс и Л. Кронекер. Интерес к философии у него стал формироваться не в последнюю очередь благодаря им – они уделяли достаточно большое внимание основаниям математики, где не обходится без философии. Впрочем, этому интересу еще предстояло укрепиться и стать доминирующим среди других желаний. Дело в том, что, получив математическое образование, Гуссерль продолжил свое обучение у знаменитого К. Брентано и его ученика К. Штумпфа. Эти исследователи работали на стыке философии и психологии. Под их влиянием Гуссерль оказывается захваченным идеями психологически ориентированной философии. Вслед за другими он стремится интерпретировать основания математики с точки зрения психологии.

Профессиональная деятельность Гуссерля складывалась непросто. Лишь в 1901 г. он занимает должность профессора, а в 1928 г., по возрасту, вынужден уйти на пенсию. В следующем году происходит разрыв между ним и некогда любимым учеником Хайдеггером. Дальше начинается полоса испытаний. И болезни, и предательства некогда близких людей, и издевательства со стороны фашиствующей бюрократии.

По происхождению Гуссерль еврей. В 1887г. он принял крещение, но это не избавило его от неприятностей. Согласно фашистскому закону для университетов, в 1933г. он был вычеркнут из списка университетских профессоров и стал невыездным. Умер Гуссерль в апреле 1938г., речь, произнесенная у гроба его ближайшим учеником Финком, в обход цензуры была опубликована в Чехословакии [1,с.70].

Особо следует упомянуть о последних годах престарелого Гуссерля. Лишенный возможности публиковать свои новые произведения, он продолжал писать "в стол". Об этом было известно многим, но мало кто знал, сколько им написано. Молодой бельгиец Ван Бреда, посетивший через несколько месяцев после смерти Гуссерля его вдову и пожелавший ознакомиться с неопубликованными рукописями знаменитого философа, был чрезвычайно удивлен, когда обнаружил более 45000 страниц, исписанных убористым почерком. Такого Ван Бреда не ожидал. Дипломатической почтой архив Гуссерля был отправлен им в бельгийский город Лувен. Так появился архив, материалы которого составляют источник нескончаемой серии Гуссерлианы. Кроме бельгийского есть еще архив Гуссерля в Кельне (ФРГ).

В Германии, на родине Гуссерля, феноменологическое движение пробивало себе дорогу, находясь в противостоянии с такими мощными философскими течениями, как неокантианство и с конца 20-х годов фундаментальная онтология Хайдеггера, а позднее – герменевтика. Первая мировая война нанесла существенный удар по феноменологическому движению как в Германии, где распалось абсолютное большинство уже конституировавшихся к тому времени центров упомянутого движения, так и в России, где в условиях социализма феноменология была зачислена в разряд буржуазно-идеалистических философий со всеми вытекающими отсюда последствиями. Между тем книгу Г.Г. Шпета "Явление и смысл", опубликованную в 1914 г. в Москве, относят к классике феноменологической философии [2].

Ныне феноменологическое движение представлено архивами Гуссерля, сообществами, журналами, многочисленными изданиями, в том числе и новых томов Гуссерлианы [3,с.426]. Влияние феноменологии распространяется на все современные философские течения.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.)