|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Наше добро перестают ценить, когда оно неуклюже и грубо"Бросьте собаке кость, - сказал один проницательный наблюдатель, - и собака убежит с нею без виляния хвостом. Позовите ту же собаку к себе, потреплите ее ласково по голове и дайте ей кость из рук, и собака начнет от благодарности размахивать хвостом". Итак, даже собака и та, очевидно, понимает и ценит хорошую манеру доброго дела. Те, кто свои добрые дела как бы швыряют, не должны ожидать, что их милости будут подбираться с благодарными поклонами. "Лучше отказать в просьбе, чем удовлетворить ее грубо, - сказал Честерфильд. - Манеры - самое главное во всем". Утонченная вежливость с избытком возмещает все природные недостатки. Самым очаровательным лицом всегда бывает то, которое обладает наиболее привлекательным обращением, а не то, которое обладает наибольшей физической красотой. Мирабо был одним из самых некрасивых людей во Франции; он, как говорили, имел "лицо тигра, изрытое оспой", но очаровательность его обращения была просто непреодолима. Мадам де Сталь отнюдь не слыла красавицей, но обладала тем "неуловимым нечто", перед которым обычная физическая красота кажется заурядной и незначительной. Ее влияние над умами людей было столь велико, что даже Наполеон побаивался ее и потому изгнал из Франции. Эмерсон хорошо сказал, что "жизнь не настолько коротка, чтобы не нашлось всегда достаточно времени для вежливости". Пробным камнем благовоспитанности часто оказывается наше обращение с членами собственной семьи (и прислугой - если она имеется). Генерал Грант, о котором мы уже упоминали, обладал утонченной вежливостью, образчиком которой может служить следующий случай. Одна нью-йоркская дама только что заняла место в вагоне поезда, шедшего в Филадельфию, как какой-то плотный мужчина, сидевший как раз перед ней, закурил сигарету. Дама закашляла и беспокойно задвигалась, но так как эти намеки не произвели никакого действия, она колко сказала: "Вы, вероятно, иностранец, и не знаете, что для курения в поезде имеется особый вагон; здесь же курить воспрещается". Мужчина, ничего не ответив, выбросил свою сигару в окно. Каково же было изумление этой дамы, когда минуту спустя кондуктор сказал ей, что она вошла в частный вагон генерала Гранта. Она в сильнейшем смущении направилась к двери, с опасением глядя на неподвижную фигуру; но та же самая утонченная вежливость, которая побудила Гранта отказаться от своей сигары, была опять проявлена им в том, что он, очевидно, щадя чувства этой дамы, даже не взглянул на нее. "Собственное хорошее воспитание, - говорит Честерфильд, - есть лучшая охрана против невоспитанности других людей. Оно накладывает отпечаток достоинства, которое уважается даже наиболее наглыми; невоспитанность же вызывает и устанавливает вольность обращения даже со стороны самых робких". Истинно порядочный человек не может давать приют в своей душе таким чувствам, как мстительность, ненависть, злоба, зависть или ревность, потому что они отравляют источники духовной жизни и уродуют душу. Порядочный человек мягок, скромен, вежлив, медленно оскорбляется и никогда сам не оскорбляет. Он не спешит отвечать злом и никогда не замышляет его сам. Он обуздывает свои аппетиты, облагораживает вкусы, сдерживает порывы и каждого другого человека считает таким же хорошим, как и себя. Но хотя благовоспитанность и является необходимым качеством порядочного человека, она еще не определяет его характера. Простая вежливость никогда не может быть заменой нравственного превосходства. Этикет есть лишь замена хороших манер и часто - простая подделка их. Высшее качество хорошего обращения - его искренность. Я пришел к заключению, - говорил Бульвер, - что ничто не может создать хорошего воспитания там, где нет доброй натуры". Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |