|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нелинейная парадигма в архитектуре — весьма острая ситуация, так как в корне меняется метод формообразования, а пришествие нового метода всегда изменяет реальностьНелинейное образование в архтектуре конца 20 – начала 21вв. Новый тип проектирования, его теоретико-концептуальные и технологические основы. Пионеры движения, их основные постройки и проекты. Архитектура последнего десятилетия XX века, ориентированная на новую, сверхмощную компьютерную технологию, продемонстрировала стремление к небывалому, авангардистскому по сути прорыву в области формообразования, на фоне которого переломы постмодернизма и деконструктивизма выглядели уже не столь революционно. Любая немыслимая прежде форма - криволинейная, органическая, техноорганическая - относительно легко просчитывается компьютером. Разнообразие и неповторимость элементов перестает быть препятствием для строительного производства, базирующегося на новых технологиях. Транслируемые в сети Интернет архитектурные объекты и инсталляции, развертывающиеся в виртуальном пространстве, неподвластном законам гравитации, подводят к идее полностью раскованной формы. Особая эстетика освобожденной от архитектонических закономерностей виртуальной архитектуры не может не влиять на реальное проектирование. Однако главное, что определяет дух новой ар-ры - это появление феномена новой науки с ее особым взглядом на мир, на саму Вселенную и происходящие в ней процессы, науки, которая сложилась и методологически оформилась в последние двадцать лет XX столетия. Господствовавшая до сравнительно недавнего времени парадигма Ньютона существовала в рамках линейной логики. Начало заката ньютонианской парадигмы современная наука связывает с появлением теории относительности и квантовой механики. Новая наука построена на парадигме нелинейности, в рамках которой развивается представление о мире как о множестве систем, каждая из которых живет по законам самоорганизации и переживает периоды стабильности и скачкообразных переходов в иное состояние. Сама Вселенная - это сверхсложная система. Она может внезапно «сдвинуть привод» и совершить скачок. Человек, обретя опору в сверхмощном современном компьютере, все же дал волю всему тому, о чем прежде не имел возможности помыслить. Направление архитектуры, которое осваивает сложную математическую парадигму нелинейности и новые динамические принципы формообразования, назвали нелинейной архитектурой. Теоретические работы, повлиявшие на развитие нелинейной архитектуры: 1. Питера Т. Сондерс «Нелинейность. Что это такое и почему это так важно» 2. Мэй Вэн Хо в своей работе «Новая эпоха в понимании организма» раскрывает связи новой нелинейной парадигмы с новейшими представлениями в биологии. Опираясь на квантовую теорию говорит, что «мы больше не можем рассматривать вещи как отдельные предметы, которые имеют простую привязку во времени и пространстве. Напротив, доказано, что каждая вещь делокализована, неопределенна, взаимообусловленна и развивается как организм» 3. В осмыслении математических теорий архитекторы опирались на философское истол-кование топологических представлений. Вышедшая в 1988 году работа Жиля Делеза «Складка. Лейбниц и барокко» кардинально повлияла на сознание архитекторов, настроенных на инновации. Делез развивает свою теорию становления и виртуозно связывает ее со своим философским толкованием концепции складки, отражающей идею саморазвития, самоорганизации сложных систем. Складка, по Делезу, связана с идеей самоорганизации материи. «Квантом» самоорганизации является потенциальный переход энергии становления в материю, иначе — события в складку. Философское толкование складки метафизично. В 1993 году концепция складки впервые предложена небольшой инициативной группой архитекторов для архитектурной теории. Лидерами группы являются американский теоретик-архитектор Питер Эйзенман и представители молодого поколения — американские архитекторы Грег Линн, Джефри Кипнис, голландец Бен ван Беркель. Концепция складки в архитектуре преломляется метафорически и становится основанием новой поэтики. За понятием складка здесь стоит идея нового метода — бесшовного соединения различий —противоположных по своей природе образов, структур, фигур. Это новое для архитектуры понятие рождает ассоциации с генетикой, с природными и виртуальными мутационными процессами. После манифестации 1993 года такие понятия, как становящаяся форма, форма-движение, складка, врастают в теоретический дискурс авангардно настроенных архитекторов. И в начале 1990-х это уже архитектурные метафоры и, одновременно, понятий-ые структуры. В работах инициативной группы метафорически осознаны «силовые поля», рождающие «кванты». Но рядом с философски-метафорическим пониманием явления стоит четкая нацеленность на новые технические возможности.
Концепция Джефри Кипниса отражена в статье «К новой архитектуре: концепция скла-дывания» (1993)5. Кипнис видит складку как прием формообразования, как стратегию глад- космешения, при которой из двух или более типов структурной организации выстраивается нечто принципиально новое. Однако новая архитектура ни в коем случае не должна предписывать принципиальные основы формообразования, а лишь предлагать тактику поиска новизны. Бесценные для архитектуры ресурсы, которые дарит новая техника, как считает Кипнис, пока недостаточно освоены теорией. И новые смыслы прорастают сами, как бы изнутри архитектурной дисциплины, в эксперименте.
Нелинейная парадигма в архитектуре — весьма острая ситуация, так как в корне меняется метод формообразования, а пришествие нового метода всегда изменяет реальность.
Материальный исток архитектурной формы заменен математической формулой. Фактически он отменен. Меняется и тип архитектора. Работа архитектора начинает напоминать труд золотоискателя у некой реки формообразо- вания. Новая форма не постигается в порыве творческого озарения. Она как бы выманива- ется, выбирается из обильно струящегося потока виртуальных образов. Нелинейная архитектура — не стилевое направление, она не является даже движением единомышленников. Эта новая архитектура не связана единой философской, культурной или идеологической установкой, интегрирующей формальный поиск и задающей ему жесткие рамки. Нелинейность в архитектуре определена, прежде всего, особой техникой моделирования архитектурной формы.
Формообразующие принципы нелинейной архитектуры включают в себя: 1. Использование новейших цифровых технологий и компьютерных программ – принцип базируется на теориях современной науки и их философском осмыслении, способствующих развитию нелинейных методов формообразования, основанных на применении компьютерного оборудования, позволяющего моделировать динамические криволинейные архитектурные объекты, открытые к адаптациям и трансформациям формы. 2. Комплексный учет условий – основан на применении математических принципов нелинейности, являющихся опорой для создания индивидуальных компьютерных алгоритмов или программ, применяемых для прогнозирования формального результата, где процесс виртуальных превращений модели способствует получению оптимизированной архитектурной формы. 3. Абстрактный символизм и художественность образа – основан на динамическом восприятии формы «здесь и сейчас», делая объект многосмысловой абстракцией, подчиненной конкретной ситуации и среде, в которой он находится. Динамические изменения архитектурной формы, эстетически наполняют ее абстрактными символами и художественными образами. Методы формообразования нелинейной архитектуры включают в себя: 1. Программный метод – прогнозирование формы на основе компьютерного алгоритма и скриптов Нокс «Софт офис» Рисунок 1 Грег Линн "дом эмбрион"
2. Метод параметрического моделирования – уточнение формы на основе комп. технологий Рисунок 3 кооп хемельбау "bmw центр" Рисунок 2 фенк герри "концертный зал уолта диснея" 3. Метод морфинга (адаптивный метод) – трансформация объект в физическом пространстве, управляемые с помощью цифр.устройств, моб.телефонов, gps-навигаторов 4. Топоаналитический метод – переложение объективных данных в цифровой формат для получения объемно-пространственного силуэта Формальные свойства: 1. Адаптивные свойства – геометрические трансформации формы, направленные на приспособление объекта к изменениям условий внешней среды 2. Топологические свойства – непрерывные искажения структур геометрических форм(текучесть, каплевидность, складчатость) 3. Фрактальные свойства – само подобие геометрических структурных форм 4. Интерактивные свойства – изменение формы объекта и его поверхностей с внешней средой, влияющей на их изменения
Пионеры нелинейной архитектуры: В начале 1990-х Эйзенман создал хоть и спорный, но знаменитый Аронофф-Центр в Цинциннати, Гери — свой шедевр, Музей Гуггенхейма в Бильбао. В числе громких постро- ек начала 1990-х гигантское сооружение — Еврейский музей в Берлине, спроектированный Дэниелом Либескиндом, грандиозный Гимнастический центр в Аликанте, созданный барсе- лонским архитектором Энрико Мираллесом. Следует назвать оригинальный проект Стори- Холла, созданный австралийской группой АRМ, грандиозный проект терминала порта Ио- когама, предложенный группой «Форин Оффис Арчитектс» (Фаршид Муссави и Алежанд- ро Заеро-Пола), построенный много позднее, только к 2000 году. В начале 1990-х в Японии уже приобретала известность группа «Ушида-Файндлей».
1. Питера Эйзенмана Эйзенман относится к наиболее непредсказуемым и даже противоречивым фигурам в архитектуре. Эйзенман принципиально никогда не повторял свои прежние формальные находки, начиная с самых ранних работ 1960-х гг. в духе «картонной» архитектуры (основан-ных на теории Ноама Хомского) до работ 1980-х гг., построенных на идеях постструктурализма и семиотики. В 1990-е гг. он теоретически осмыслил и использовал в проектах модели, взятые из теории фракталов, из микробиологии (моделирование схем к его проекту Биоцентра), из теории катастроф (концепция «складки»), из риторики (понятие «катахрезы»), из булевой алгебры (гиперкуб), даже из психоанализа (концепция замещения).
лось в самостоятельном исследовании топологической концепции складки и возможностей ее применения в архитектуре. Новые идеи незамедлительно отразились в его получившем тогда огромную известность градостроительном решении района Ребсток Хаузинг во Франкфурте. В этом проекте он виртуозно — бесшовно — соединил два кардинально раз- личных структурных подхода — гомогенную картезианскую сетку, характерную для мо- дернизма, классическую иерархическую систему застройки. Позднее Питер Эйзенман про- демонстрировал необычные возможности компьютерного моделирования, используя техни- ку морфинга.
Аронофф-центр американского архитектора Питера Эйзенмана — это школа архитек-туры и дизайна на территории городского Университета в Цинциннати. Университет основан в 1815 году, в нем учится 35000 студентов, находится в пригороде и занимает территорию более 80 га. Новое сооружение, созданное Эйзенманом, –– это волнообразный вплане корпус, расположенный вблизи старого здания школы, выдержанного в духе строгой геометрии.
Проект Аронофф-центра в Цинциннатти создан благодаря оригинальному использова- нию математического нелинейного процесса. Взяв в качестве первоначальных элементов самые простые прямоугольные формы, Эйзенман создал головокружительную геометрию беспорядочных сдвигов. Стратегия формообразования Эйзенмана строилась на принципе суперпозиции. Принципом формообразования стало соединение различий, выстраивание плотной топологической структуры, в которой угадывается присутствие исходных форм. Интерьер здания представляет особую форму пространства, в которой неразличимы черты сопряженных структур. Они срослись в сверхсложной пространственной структуре. Упрощенно процессуальную схему моделирования этой постройки можно описать сле- дующим образом. Вся процедура проектирования поделена на двенадцать шагов. Назовем некоторые их них. 1 — моделирование серии боксов небольших размеров (12×21×4,8), предназначенных для аудиторий, мастерских, холлов, офисов, и т. д. 2 — создание кривой линии — волны — в контраст к существующему зигзагу прямо- угольных построек. 3 — наложение геометрии зигзага и геометрии волны в горизонтальной плоскости на основе логарифмической функции. Алгоритм наложения не допускал ни одного повтора. В шаге четвертом боксам были заданы алгоритм наклонов и алгоритм поворотов по осям х и у. 4 — асимптотическая кривая, которая символизировала и обеспечивала идею непостоянства и непрогнозируемости линейного рисунка 5 — каждому боксу был задан алгоритм собственного независимого вращения по оси z. Было использовано уравнение, позволяющее согласованно управлять и тем и дру- гим геометрическим порядком. Так постепенно появилась форма — не регулярная, но и неслучайная. В ней ни один элемент, строго говоря, не изобретен, но сооружение в целом ни в коей мере не копирует традиционную архитектурную иконографию. Серия операций метафорически отражала идею фазового перехода, известную из физики. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |