|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отличие мышления от непосредственно-чувственного познанияМЫШЛЕНИЕ и РЕЧЬ Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственно-чувственного познания. Мышление -процесс отражения объективной реальности, составляющей высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, и осуществляет в процессе познания переход от явления к сущности. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредствованое отражение действительности. Хотя мышление имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах и связях, отношениях действительности, котрорые не могут быть востриняты его органами чувств. (Леонтьев А.Н.) Наше познания объективной действительности начинается с ощущения и восприятия, но на этом не заканчивается, а переходит к мышлению. Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувсвенно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно - умозаключением - раскрыть то, что непосредственно - в восприятии - не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания. Ощущения и восприятие отражают отдельные стороны явлений,моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувствено не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Раскрытие отношений, связей между этими предметами сотавляет задачу мышления: этим определяется путь, которым мышление идет ко все более глубокому познанию бытия. В действительности уже в восприятии дана непростая сумма изолированных элементов; уже в восприятии различные свойства и предметы действительности даны в некоторых взаимоотношоених, сочетаниях, связях, и мышление исходит из них в своем познании действителности. Но в восприятии вещи и явления, их свойства даны сплошь и рядом в случайных, единичных, несущественных определениях, во внешнем соединении свойств, которые "соединены, но не связаны". Существенные и несущественные свойства,случайные инеобходимые связи по смежности в данной частной ситуации, т.е. простые совпадаения и реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном синкретическом единстве.Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существаееые, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации. Раскрывая существенные связи, мышление обобщает. Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление - это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. Адекватное познаниебытия,которое всегда находится в процессе становления, изменения, развития, отмирания старого, отживающего, и развитие нового, нарождающегося, дает лишь мышление, которое отражает бытие в его многосторонних связях и опосредованиях, в закономерностях его движимого внутренними противоречиями развития.(Рубинштейн С.Л.) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |