|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема общих законов интеллектуальной деятельности человека и животных. Принципиальное различие человеческого мышления и разумного поведения животныхЭкспериментальные работы, посвященные изучению предистории человеческого мышления, его генетических корней в животном мире, сыграли выжную роль в понимании происхождения мышления. Уже первые систематические исследовния (В.Кёлер, И.Йеркс, у нас - Н.Н. Ладигина-Котс) интеллектуального поведения человекообразных обезьян показали, что у высших животных осуществляется сложная деятельность, которая по своему характеру сходна с мышлением, хотя и протекает в форме внешнене-двигательных операций ("практический интеллект" или по Павлову "ручное мышление", животных). Л.С.Выготский показал, что "мышление" животных превращается в подлинное мышление человека под влиянием перекрещивания линии развития предметных действий и линии развития голосовых реакций, которые необходимо происходит в условиях коллективной трудовой деятельности. В результате голосовые сигналы, осуществляющие общени животных, все более превращаются из инстинктивно-выразительных в отражающие объективное содержание и становятся ностиелями обобщений, вырабатывающихся в практическом опыте, т.е. приобретают функцию означивания. С другой стороны, практически интеллектуальное поведение "оречевляется", опосредуется языком, словесными понятиями и в силу этого может приобрести при дальнейшем развитии форму внутренних речевых процессов, свойственную словесно-логическому мышлению. Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Однако говоря об интеллекте, "уме" животных, их мышлении, необходимо отличить, что чрезвычайно трудно точно указать, по поводу каких животных можно говорить об интеллекте, а по поводу каких - нет. Очевидно речь может идти лишь о высших позвоночных, но не только о приматах. Предпосылкой и основой развития интеллекта животных - является манипулирование, причем прежде всего с биологически нейтральными объектами. В ходе манипулирования, особенно при выполнении сложныхманипуляций, происходит обобщения опыта деятельности животных, формируются обощенные знания об предметных компонентах окружающей среды, и именно этот обобщенный двигательно-сеснсорный опыт составляет главную основуинтеллекта обезьян. По Павлову, "чистейшая бескорыстная любознательность", заставляет обезьяну изучать объект манипуляции в ходе активного воздействия на него. При этом одновременно и во взаимодействии друг с другом включается в понавательную деятельность разные сенсорные и эффекторные системы. Преобладающее значение у обезьян имеет сочетание кожно-мышечной чувствительности руки со зрительнымиощущениями. Также участвуют обоняние, вкус, тактильная чувствительностьоколоротовых вибрисс, иногда слух и т.д. В итоге животные получают комплексную информацию об объекте как едином целом и обладающем разнокачественными свойствами. Именно в этом и заключается значение манипуляции как основы интеллектуального поведения. Чрезвычайно важной предпосылкой интеллектуального поведения является и способность к широкому переносу навыков в новые ситуации и к решению сложных задач, к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке. На основе исследований Ладигина-Котс пришла к выводу, что мышление животных имеет всегда конкретный чувственно-двигательный характер, что это - мышление в действии, причемэти действия являются всегда предметно-отнесенными. Такое мышление в действи предсавляет собой практический анализ и синтез, который при орудийной деятельности осуществляется в ходе непостредственного обращения с объектом, в ходе их обследования, обработки и применения. При этом большую роль играют обобщенные зрительные представления. В соответсвии с этим Ладигина-Котс считает возможным выделить две различных по сложности и глубине формы мышления (у человекообразных обезьян). Первая форма характеризуется установлением связей раздражителей, непосредственно воспринимаемых в ходе его деятельности. Это анализ и синтез в наглядно обозреваемой ситуации. Вторая форма характеризается установлением связей между непосртедственно воспринемаемым раздражителем и представлениями (зрительными следами). Интеллектуальное поведение обезьян обладает биологической ограниченность. Оно всецело определяется образом жизнии чисто биологическими закономерностями. Тоже вывод делает и Рубинштейн, он пишет, что формы поведения, связанные с зачатками интеллектуальной деятельности, исходят у животных из инстинктивной мотивации, связанной с органическими, биологическими потребностями. Решающий фактор превращения животного предка - ископаемой человекообразной обезьяны - в человека был открыт Энгельсом: труд, создавший человека, создал и человеческое сознание. Трудовая деятельность, членораздельная речь, а на их основе и общественная жизнь определяли развитие человеческой психики и, т.о., являются отличительным критерием психической деятельности человека по сравнению с таковой животных. Труд с самого зарождения был ручным, таким же по необходимости и было изначальное человеческое мышление. У современных обезьян оно так и осталось чисто "ручным мышлением". Рука (ее качественные преобразования и развития) занимают центральное место в антропогенезе, как в физическом, так и в психическом отношении. При этом основную роль сыграли ее исключительные хватательные способности. С возникновением труда связано коренное изменение всего поведени: из общей деятельности, направленой на непосредственное удовлетворение потребности, выделяются специфические действия, не направляемое непосредственным биологическим мотивом и получающее свой смысл лишь при дальнейшем испоьлзовании его результатов. По мере дальнейшего развития общественных отношений и форм производства такие действия, не направляемые непосредственно биологическими мотивами, занимают в деятельности человека все большее место и, наконец, приобретают решающее значение для всего его поведения. (Фабри К.Э., Леонтьев А.Н.) Немов выделяет следующие отличия в мышлении животных и человека: и человек, и животное обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении - между ними обнаруживаются разительные различия. Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов им не доступны. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |