|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальная и культурная обусловленность мышленияВ начале 20-х годов советский психолог Л.С.Выготский и его ученики, в первую очердь А.Р.Лурии, разработали подход к исследованию высших психческих процессов, особо подчеркивающих их общественно-исторический характер. Основная мысль в том, что природа человека меняется по мере того, как человек пробразует природу. Субъект и объект - человек и его продукт - формируется в одном процессе деятельности.Стоит общественно-историческим условиям изменится, чтобы изменились и особенности познавательных процессов. Специфику человеческой психики Выготский видит в ее опосредованности культурными, социальными по происхождению знаниями, с помощью которых человек "овладевает" течением собственных психических процессов, напрвляет их должным образом. Такими значениями является речь, мнемотехнические средства и т.д. Из социального знака как средство направления человеческого поведения и психики ближайшим и непосредственным образом выводится социальность последней. Очень отчетливо это выступает на примере слова, вообще речи, рассматриваемой в качестве одного из знаков. Речь - это "социльный механизм поведения". Благодаря такому знаковому асредству осуществляется "социальное воздействие" на личность и вообще "социальная детерминация" поведение человека. В процессе развития ребенок начинает приминять по отношению к себе те самые формы поведения, которые первоначально другие применяли по отношению к нему. Ребенок усваевает социальные формы поведения и переносит их как бы внутрь, на самого себя. Знак всегда первоначально является средством внешней социальной связи, средством воздействия на другого и только потом оказывается внутренним средством воздействия на себя. "Высшие" функции мышления (рассуждения, доказательства и т.д.) сначало появляется в коллективной жизни детей в виде спора между ними и только затем как бы "переносятся внутрь самого ребенка". В данном контексте внешнее означает для Выготского социальное. Следовательно, всякая высшая психическая функция, была вначале внешней, поскольку она была социальной раньше, чем стала внутренней, собственно психическгой функцией. Прежние психологи пологали, что психическая функция есть у индивидав готовой или зачаточной форме, в коллективе она лишь развертывается, усложняется и т.д. На самом же деле, высшие функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становится психическими функциями личности. Особое и наибольшее внимание Выготский уделяет речевому, словестному знаку. Именно речь носит на себе наиболее явные признаки соцогенного происхождения. По его словам, с момента овладения языком все внутреннее развитие ребенка из животной фазы (биологической) переходит в собственно человеческую (социальную).Язык приобщает ко всему духовному опыту человечества и делает возможным развитие "высших" психических функций (обоощение, суждение и т.д.). В единстве мышления и речи ведущим для Выготского является не первое, а второе. Такое понимание речи неразрывно связано с его трактовкой вообще всякого знака. Человек "овладевает" своим поведением, своими психическими процессами и направляет их с помощью культуры, культурных средств знаков. Можно сказать, что высшие психические функции - это низшие плюс овладение ими с помощью воли, использующей культурные средсва. Так проведенные исследования на людях живущих в условиях относительно элементарной социально-экономической практики и неграмотные. Исследовали их с помощью метода классификации (предлагается четыри карточки с изображением предметов, один из предметов отличается от всех остальных). Неграмотные люди отчетливо предпочитают классифицировать предметы по их принадлежности к одной наглядно-действенной ситуации, например относят топор, пилу и полено в одну группу, отказываясь, отнести к этой же группе лопату.Но эти испытиуемые могут относительно легко понять и др. - категориальную - форму классификации, считая ее однако несущественной. Однако при овладении грамотой, переходя к более сложным общественно-организационным формам производства эти испытуемые легко овладевают и "категориальной" формой обобщения объектов, что убедительно показывает наличие фундаментальных сдвигов в различных познавательных операциях, которые вызываются социально-экономическими и культурными факторами. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |