|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации для подготовки к семинару. Современные исследователи выделяют три основных исторических типа общества: традиционное (аграрное)«Типология обществ»
Современные исследователи выделяют три основных исторических типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное). У каждого – есть собственные признаки, по которым ту или иную социокультурную группу людей относят к определенному обществу. В связи с этим, студенту следует определить факторы, которые играют решающую роль в становлении и идентификации каждого типа. Важно отметить, что понятие традиционного общества охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока, европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией существенно изменило его характеристики. В традиционном обществе основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства для жизни. Студенту необходимо показать зависимость человека традиционного общества от природы через анализ различных сфер его повседневной жизни. Так, земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель и не царь природы. Он – малая часть великого космического целого, мироздания. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы. В процессе труда человек включался в систему общественных связей. В связи с этим, было бы любопытно рассмотреть отношение человека традиционного общества к членам одного с ним сословия, так и представителям других социальных групп. Студенту следует доказать, что именно традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь, социальную ответственность.«Традиционный» человек не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив, он воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Немецкий социолог М. Вебер отмечал, что обжившийся в городе китайский крестьянин не порывал связи с сельской церковной общиной, а в Древней Греции изгнание из полиса и вовсе приравнивали к смертной казни (отсюда и происходит слово «изгой»). Человек Древнего Востока целиком подчинял себя клановым и кастовым стандартам социально-групповой жизни, «растворялся» в них. Как видно, соблюдение традиций издавна считалось главной ценностью древнекитайского гуманизма. Кроме того, наличие сословных перегородок сохраняло традиционное обществонеизменным на протяжении всей жизни. Подводя итоги обсуждения первого вопроса, студенту важно выявить причины стабильности данного типа общества. Глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья сформировали предпосылки нового типа цивилизационного развития – индустриального (капиталистического) общества. К их числу можно отнести особое понимание человека как активного, деятельного существа, созданного по образу и подобию Бога, а также сформировавшийся в эпоху Просвещения культ человеческого разума, способного проникнуть в сокровенные тайны мироздания. Начать дискуссию по второму вопросу необходимо с определения причин, оказавших решающее воздействие на становление индустриального общества. Здесь следует актуализировать свои знания о формационной концепции К. Маркса, теориях становления капитализма в Западной Европе М. Вебера и французского историка Ф. Броделя. Важно показать, что каждый ученый внес свой вклад в проблематику вопроса, отразив отдельные стороны этого сложнейшего цивилизационного преобразования. Техногенная цивилизация разрушает как окружающую среду, так и телесное, психическое здоровье самого человека. В связи с этим общепринятым утверждением, студенту следует начать обсуждение третьего вопроса с определения причин и признаков экологического кризиса через анализ приоритетов современного социального развития. Кроме того, необходимо выявить направления дальнейшей стратегии цивилизационного развития, показать их преимущества и недостатки. Так, индустриальная цивилизация развивает информационные технологии, позволяющие удлинить социальные связи до общепланетарных масштабов. Однако не стоит забывать, что общение по компьютеру, обогащая человека информационно, может привести к его эмоциональному обеднению, притуплению чувства социальной ответственности. Виртуальное общение не способно в должной мере развить в человеке столь ценные моральные качества, как терпимость, сострадание, забота о ближнем. Поэтому неотъемлемой ценностью постиндустриального общества является живое человеческое общение, осознание уникальности человеческого разума, интеллекта. Сопоставление традиционного, индустриального и постиндустриального обществ необходимо проводить в ракурсе всемирной истории. В таком случае, основными понятиями, характеризующими сосуществование цивилизаций во времени, являются категории«Восток» и «Запад». Как правило, географическое понятие «Восток» (не считая некоторых стран Юго-Восточной Азии, совершивших мощный индустриальный прорыв) представляет собой традиционное общество. Понятие «Запад» используют для обозначения промышленно развитых обществ с высокими темпами развития экономики, науки и техники, демократическим устройством общественной жизни, правовым государством, развитым гражданским обществом, высокой степенью социальной мобильности и личной свободы. Известно, что ядро любой цивилизации составляет система ценностей и жизненных смыслов. В связи с этим, дать характеристику основным духовным ценностям восточных цивилизаций следует через анализ положений религиозно-философских учений(даосизм, буддизм и конфуцианство). На основе этих ценностей сформировалась картина мира Древнего Востока. Сравнительный анализ китайской, индийской, японской культур, с одной стороны, и культуры античной Греции – с другой, позволит студенту говорить об общности, различиях восточной и западной культур, об особенностях стилей мышления. Кроме того, истоки различий «западной» и «восточной» картин мира следует искать в научных трудах таких философах, как Э. Гуссерль, К. Г. Юнг, которые стремились отыскать всеобщее начало, первопричину. Однако восточная мудрость тяготела не к поиску сущностей, а к фиксации мгновенных состояний бытия, мимолетных сцеплений вещей и событий. Полнота ответа на третий вопрос будет зависеть от изучения различных способов организации социальной жизни и соответствующих им представлений о месте человека в мире. Почему принято считать, что восточный человек созерцателен, тогда как образ западного человека олицетворяет Прометей? Почему различия Восток – Запад обусловлены характером и уровнем цивилизационного развития народов? В связи с чем, важнейшим социальным изобретением западной культуры являются рациональное, организованное, доказательное, мышление и основанные на нем социальные практики? На эти вопросы студенту, прежде всего, необходимо найти ответы. Многие ученые полагают, что современное индустриальное общество Запада находится в ситуации кризиса. Так ли это? Возможно ли осуществить перестройку цивилизационных оснований без обращения к сохранившимся в восточных культурах ценностям и жизненным смыслам? Ответы участников дискуссииопределят меру гармоничного синтеза ценностей Востока и Запада, от которого во многом зависит наше будущее. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |