АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации для подготовки к семинару. «Содержание и формы духовной деятельности»

Читайте также:
  1. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
  2. II. Этапы подготовки курсовых и ВКР
  3. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
  4. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
  5. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
  6. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
  7. IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
  8. IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНОФРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  9. Алгоритм подготовки инструментария к искусственному аборту
  10. Алгоритм подготовки матери и ребёнка к кормлению грудью
  11. Алгоритм подготовки матери и ребёнка к кормлению грудью
  12. базовой подготовки

«Содержание и формы духовной деятельности»

 

Подготовку к занятию следует начать с поиска и анализа таких понятий, как «дух», «духовный». Многозначность интерпретаций, с одной стороны, свидетельствует о важности названных концептов, а с другой – затрудняет их научное определение. Попытайтесь выявить социальный смысл категорий «духовная деятельность», «духовные ценности», «духовный мир человека». Выясните, какое место духовная деятельность занимает в общей макроструктуре, как ученые изучают различные стороны духовной жизни общества, как духовные ценности влияют на развитие личности. Важно исходить из уже известного вам определения деятельности как сознательной, целесообразной активности людей, направленной на изменение природы и общества. Работа, которая нацелена на улучшение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью, а ее продукты – духовными ценностями. Ярким ее примером является труд педагога, артиста, священника.

Каковы отличительные признаки духовных явлений? Так, американский социолог Р. Мертон различает культурные объекты по явным и латентным функциям. Вещественный материал, в который облекаются духовные ценности, выступает лишь формой воплощения сверхчувственного содержания. Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних. Г. Гегель считал, что главное свойство духа – рефлексия, способность к самопознанию. В его обобщающем труде «Феноменология духа» сделана попытка представить всю историю мировой культуры как зеркало развития сущностных, духовных сил человека. Создавая произведения культуры и искусства, люди «опредмечивают»в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, «распредмечивают»заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности. Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право.

Изменилось ли бытие со времен Гегеля? Какими новыми явлениями обогатилась духовная сфера? Является ли объективным содержание духовных ценностей? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо изучить работы представителей новогофилософского направления – аксиологии. Постарайтесь доказать и обосновать объективность мировоззренческих, эстетических, политических ценностей. Так, Ф. Ницше и его последователи-нигилисты выступали с тезисом об относительности всех духовных ценностей. Существуют ли абсолютные духовные ценности? Эти вопросы по сей день остаются открытыми. Выскажите свое мнение и обсудите его на практическом занятии.

Еще одинаспект семинара связан с выяснением специфической роли знаков и символов в процессах создания, трансляции, тиражирования, освоения духовных ценностей. Важный вклад в эту область знания наряду с французскими исследователями внес российский культуролог Ю. М. Лотман. Невозможно представить себе ценность, которая была бы выражена без помощи знаков. Очень многие действия людей – повседневные обычаи, торжественные церемонии, литературный язык, стиль одежды, мимика, жесты – носят знаковый характер. Любое обжитое социальное пространство организуется с помощью символов, которые окружают нас повсюду, даже когда мы их не замечаем. Одни и те же духовные ценности могут быть закодированы с помощью разных знаковых систем. Значительную часть нашей жизни мы занимаемся сознательным или бессознательным кодированием и раскодированием знаков. От того, как быстро и точно мы это делаем, насколько правильно, глубоко понимаем смысл знаковых сообщений, зависит общий уровень культурной компетенции личности. Все это дало основание немецкому философу и культурологу Э. Кассиреру назвать человека «символическим животным», а французскому социологу П. Бурдьепоставить знак равенства между понятиями «духовные ценности» и «символические ценности».

Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична. На человека, не подготовленного к общению с современной культурой, все это может производить впечатление хаоса, в котором легко растеряться. На самом деле процессы создания, освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определенным общественным закономерностям.

Во время подготовки ко второму вопросу студенту важно уяснить назначение основных исторических форм духовной деятельностилюдей – религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии. Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества. Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. Сравните право и мораль, религию и политическую идеологию, науку и искусство и т.п. Выявите их особенности и отличительные общественные функции. Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе? Рассмотритеспециализированнуюи неспециализированную формы. Обратите внимание на такие явления, как язык, народные обычаи, традиции, мода, этикет. Можно ли однозначно определить общественные потребности, которые они удовлетворяют? Существуют ли в современном обществе специальные организации и учреждения, которые несли бы ответственность за эти виды деятельности?Важно осознать, что значение неспециализированной духовной деятельности нельзя недооценивать, так как встреча человека с ценностями культуры происходит именно на этом уровне.

В индивидуальной жизни духовные ценности выполняют ориентирующую и направляющую роль. Благодаря им люди могут отличать важное от незначительного. Способность суждения, оценки И. Кант считал одной из высших человеческих способностей. Она связана, с одной стороны, со свободой выбора, а с другой – с целеполагающей деятельностью и духовным самоопределением личности.

Ценности придают значение повседневному существованию. Американский психолог Э. Фромм писал, что люди определяют смысл жизни через соотнесение ее с ценностями. Для некоторых в качестве ведущей – может выступать познание, для других – любовь, творчество, вера, свобода, забота о благе Отечества. Ради них люди способны переносить жизненные невзгоды, лишения, сознательно идти на самоограничения. Разумеется, в реальностидуховные ценности являются в виде конкретных, чувственно осязаемых символов. Вместе с тем Э. Фроммуказывал на «антиценности», ложно понятые, извращенные ценности, такие как эгоизм и нарциссизм, стремление к безграничному богатству, славе и господству, страсть к разрушению, наркотическая эйфория, расизм и фашизм. Они тоже представлены символами-фетишами, которым поклоняется немало людей. Масштабы распространения этих явлений в современной духовной жизни вызывают обеспокоенность, так как они оказывают разрушающее воздействие на общество и личность.

В заключительной части занятия необходимо подтвердить бесспорный вывод о том, что обращение к духовным ценностям делает человека самостоятельным и последовательным в своих действиях, независимым от случайных оценок, предвзятых мнений.

 

Тема 13. Трудовая деятельностькак многогранное явление

Цель: изучить признаки, свойства и формы трудовой деятельности.

Задачи:

· дать определения следующим понятиям: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, условия труда, дисциплина труда, культура труда, человеческий фактор производства;

· обозначить признаки и свойства трудовой деятельности;

· выявить значение человеческого фактора в производстве;

· проследить динамику становления социального партнерства в России;

· определить перспективы развития социального партнерства в нашей стране.

Вопросы для обсуждения:

1. Труд как предмет изучения общественных наук.

2. Признаки и свойства трудовой деятельности.

3. Человеческий фактор производства.

4. Социальное партнерство: формы и этапы становления в современной России.

Практическая работа. Проведитеанализ своего будущего профессионального труда: определите его цель, используемые технические средства, технологию, трудовые операции и приемы. Ответ оформите в виде эссе.

 

Литература

Обязательная

1. Кирилина, Т. Ю. Социально-гуманитарное знание как ресурс формирования гражданского общества в России: / Т. Ю. Кирилина; Гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования Московской обл. Технологический ун-т – Королев: Науч. консультант, 2015. – 179 с.

2. Устинкин, Д. Н. Обществознание: экономика, политика, социальная сфера / Д. Н. Устинкин. – Волгоград: Изд-во Волгоградского фил. ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2015. – 235 с.

Дополнительная

1. Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук: материалы третьей научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных Школы гуманитарных наук, Владивосток, 28 ноября 2014 г. / М-во образования и науки Российской Федерации, Дальневосточный федеральный ун-т, шк. гуманитарных наук; [редкол.: Ф. Е. Ажимов (отв. ред) и др.]. – Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2014. – 220 с.

2. Государство, право, общество: проблемы взаимодействия (политология, философия, юридические науки, религиоведение, история, социология, общественные науки): II Международная научно-практическая конференция, апрель 2015 г.: сборник статей / Пензенский гос. ун-т, О-во «Знание» России, Приволжский дом знаний; [под ред. Н. Г. Карнишиной]. Вып. 2, 2015. – 112 с.

3. Наука и общество: проблемы современных исследований: IX Международная научно-практическая конференция, г. Омск, 15 мая 2015 г.: сборник статей / Негосударственное образовательное учреждение высш. проф. образования "Омская гуманитарная акад.", Кокшетауский ун-т им. Абая Мырзахметова; [под ред. А. Э. Еремеева]. – Омск: ОмГА, 2015. – 407 с.

4. Система ценностей современного общества: сборник материалов XLI Международной научно-практической конференции, г. Новосибирск, 29 июля 2015 г. / Центр развития науч. сотрудничества; под общ.ред. С. С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2015. – 178 с.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)