|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации для подготовки к семинару «Социальная сущность человека: взгляд через призму философской антропологии»
Среди сущностных определений человека есть немало знаменовавших целые эпохи в истории философской мысли: «человек – разумное животное», «человек – политическое животное», «человек – животное, делающее орудия труда», «человек религиозный», «человек разумный» и др. Согласно немецкому философу Максу Шелеру(1874–1928 гг.), человек есть нечто настолько обширное, многообразное, что все известные его определения вряд ли могут считаться удачными.В подтверждении позиции Шелера, студенту следует обозначить специфику объекта изучения биологии, физиологии, психологии, генетики, антропологии, этнологии, философии. Кроме того, здесь важно отметить, что философский подход в исследовании человека состоит в том, что человечество рассматривается как вершина эволюции живого, как раскрытие творческого потенциала природы и общества, как творец духовного мира. В таком случае, в процессе дискуссии могут возникнуть следующие вопросы. Почему сущностных характеристик человека так много? Почему они столь различны, хотя и имеют в виду один и тот же объект? Студенту необходимо разобраться в этих проблемах. Исследованием сущности человека занимается особая отрасль знания –философская антропология. Ее надо отличать от общей антропологии, которая изучает биологическую природу человека, закономерности, механизмы строения его тела в их генезисе и в современном состоянии. Знания общей антропологии позволят студенту выявитьбиологические возможности Homosapiens, понять, почему он способен вести себя иначе, чем человекообразные обезьяны, определить главные отличия. Сегодня огромное количество версий, теорий об эволюционном процессе зафиксировано в многочисленных разнообразных текстах, словарях, пособиях, научной и художественной литературе. Однако решающее значение при подготовке к семинару следует отдать классикам мировой философской мысли: Канту, Фейербаху, Марксу. Так, в философии Канта человек рассматривается во всех своих проявлениях: как человек познающий, нравственный, стремящийся к совершенству посредством воспитания. Именно Кант провозглашает человека целью, а не средством для другого человека. Большое влияние на оформление философской антропологии в качестве самостоятельной дисциплины оказало учение немецкого философа Людвига Фейербаха (1804–1872 гг.). В 30–40-е гг. XIX в. Фейербах объявил, что человек является универсальным и высшим предметом философии. Все остальные вопросы устройства мироздания, религии, науки и искусства решаются в зависимости от того, что считать сущностью человека. Сам философ был убежден, что сущность человека – это, прежде всего, чувственность, мир эмоций, переживаний, любовь, страдания, стремление к счастью, жизнь ума и сердца, единство тела и души. С его именем связано появление основополагающего философского термина «антропологизм»,объясняющего действительность из человека. Свое учение Л. Фейербах называл философией человека, антропологией. Интересно отметить, что К. Маркс критиковал абстрактное, внеисторическое понимание Фейербахом человека и, в свою очередь, определял сущность человека как «совокупность общественных отношений». Подводя итоги первого вопроса, студенту необходимо отметить, что философской антропологии так и не удалось осуществить заветную мечту М. Шелера – собрать воедино образ человека, разбитый на тысячи мелких кусочков. Она сама разделилась на множество антропологий: биологическую, культурную, религиозную, социологическую, психологическую и др., которые, несмотря на объединяющую их устремленность к изучению человека, обнаружили значительные различия и в методах исследования, и в понимании назначения самой философской антропологии. Во время подготовки ко второму вопросу следует помнить, что в философии есть один из ключевых собирательных терминов –«субъект». Он охватывает такие понятия, как «человек», «личность», «индивидуальность», поскольку характеризует познавательную и практическую деятельность человека. Субъект –активно действующий человек с его знаниями, опытом, способностью изменять предметную обстановку своего бытия и самого себя в процессе общественно значимой деятельности. Термин «субъектность» не следует смешивать с понятием «человеческая субъективность», под которым понимают присущий человеку мир мысли, воли, чувств. Доказано, что человек реализует всю полноту своих разнообразных связей с природой, другими людьми, общественными структурами, институтами через деятельность, которая всегда представляет собой соединение в единое целое объективного и субъективного моментов. В то же время формы их выражения имеют различный характер в разных ситуациях. Так, в качестве обоснования данного постулата студенту предлагается оценить собственный успех через определениестепени эффективности конкретной программы повышения качества своего профессионализма. Именно сознание как способность соединять образ своей деятельности с образами различных социальных взаимодействий служит необходимым условием реализации поставленной цели в процессе ее осуществления. В заключение занятия важно ответить на следующий вопрос. Почему сущностных определений человека так много? Человек всегда должен рассматриваться в контексте своего существования. Для того чтобы существовать, ему приходится меняться во времени, отвечать на вызовы общественного развития. Иначе говоря, человека в силу его социокультурной специфики нельзя считать завершенным, чем-то статичным. Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |