АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

К семинару «Общественный прогресс: критерии, формы, противоречия»

Читайте также:
  1. Безработица, ее причины и формы, последствия.
  2. Вопрос. Безработица: причины, формы, измерение, последствия.
  3. Гемолитические анемии: классификация, основные диагностические критерии, принципы терапии.
  4. Глава IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ ФОРМЫ, В КОТОРЫЕ ОБЛЕКАЮТСЯ ВСЕ УБЕЖДЕНИЯ ТОЛПЫ
  5. История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания. Основные российские исторические школы
  6. К семинару «Категория свободы в философских исканиях человечества»
  7. К семинару «Социальная динамика»
  8. К семинару «Теории происхождения человека»
  9. Коммуникации в организации: понятие, формы, барьеры и способы их преодоления. Особенности коммуникаций в таможенном менеджменте.
  10. Критерии, применяемые при установлении государственного аккредитационного статусаобразовательному учреждению
  11. Международное разделение труда. Международное разделение факторов производства. Понятие, формы, факторы.

Идею прогресса, которую обосновывал французский философ Ж. А. Кондорсе, развивали многие мыслители, раскрывая в ней новые аспекты. Так, бурные события XIX в. дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. К. Маркс считал, что человечество постоянно идет кнаивысшему развитию производства и самого человека. В XX в. появились философские и социологические теории (пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф), которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества. По какому пути идет общество – по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ студента на этот вопрос, зависит его представление о будущем.

Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные элементы (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др.), одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п.), развертывается разнообразная деятельность людей. Эти структурные части находятся во взаимной связи и, вместе с тем, могут не совпадать в своем развитии. Так, рост индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, непоправимому ущербу для окружающей среды, подрыву естественных основ существования общества.

Процесс исторического развития противоречив: в нем можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.Так, открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и вызвало новые болезни, связанные с длительной, непрерывной работой у монитора: ухудшение зрения, психические отклонения. Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. Наша страна в 20–30-е гг. XX в. вышла по объемам производства ряда важнейших промышленных продуктов на первое место в Европе. Ускоренным темпом осуществлялась индустриализация, началась механизация сельского хозяйства, поднялся уровень грамотности населения. Эти достижения имели оборотную сторону: миллионы людей, ставших жертвами жестокого голода, сотни тысяч семей, высланных с мест их привычного проживания, миллионы репрессированных, подчинение жизни людей тотальному регулированию и контролю. Как оценить эти противоречивые процессы? Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Для этого студенту необходимо установить, что является общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет.

А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий. Так, Сен-Симон считал, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллингписал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники идеи совершенствования человечества не различают критерий. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие – о прогрессе науки и техники, которыйс исторической точки зрения является скорее регрессом. Он предлагал свое решение проблемы: критерием может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит немецкому философу Г. Гегелю, который усматривал критерий в сознании свободы. По мере его роста происходит поступательное развитие общества.

Таким образом, во время подготовки к третьему вопросу студенту следует дать анализ различным философским концепциям о критериях прогресса, а также выявить их недостатки. Чаще всего в качестве критерия рассматривалась лишь одна сторона общественного развития. Разум, мораль, наука, техника, правовой порядок, сознание свободы – показатели важные, но не универсальные, так как они не охватывают жизнь человека и общества в целом. Для преодоления односторонности критериев, студенту необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философы предлагают понятие свободы.

Свободавыступает как необходимое условие самореализации личности. Оно возникает тогда, когда человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его силы. В процессе многогранной деятельности происходит многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности.

В заключение семинара, изложив различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе. Почему пути и формы общественного развития многообразны? В чем смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)