АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЛП: Техники россыпью 4 страница

Читайте также:
  1. II. Освоение техники микроскопии с иммерсионной системой.
  2. IX. Карашар — Джунгария 1 страница
  3. IX. Карашар — Джунгария 2 страница
  4. IX. Карашар — Джунгария 3 страница
  5. IX. Карашар — Джунгария 4 страница
  6. IX. Карашар — Джунгария 5 страница
  7. IX. Карашар — Джунгария 6 страница
  8. IX. Карашар — Джунгария 7 страница
  9. IX. Карашар — Джунгария 8 страница
  10. IX. Карашар — Джунгария 9 страница
  11. Августа 1981 года 1 страница
  12. Августа 1981 года 2 страница

С. Горин: И это верно, и это еще не все.

Ответы из зала: Я очень остро почувствовала взаим­ную зависимость людей друг от друга... Для меня это было метафорой контакта с подсознанием.

С. Горин: Запомните это... Но меня интересуют и дру­гие дополнения.

Ответы из зала: Человек должен понимать, что такое отдать. У меня была проблема избирательности - кому и как отдать, и я получил, пережил опыт реакции на такое мое действие.

С. Горин: Запомните это... Подумайте о том, что оста­лось невысказанным еще что-то... И ответьте мне на тот воп­рос, который был первым: а что вы все-таки взяли из задания для себя в плане решения вашей проблемы?

Ответ из зала: Я увидела весь спектр моих проблем.

С. Горин: Остальные пока молчат... Я напомню вам, что вы уже выполнили задание, пусть в воображении... Ка­ким способом вам это помогло?.. Может быть, вам это вооб­ще не помогло?

Ответы из зала: Помогло!

С. Горин: Помогло... Каким способом?

Реплика из зала: Это не вполне корректный вопрос. Если я не осознавал свою проблему...

 

С. Горин: Вопрос предназначался тем, кто думал о кон­кретной проблеме в сфере взаимоотношений и о конкрет­ном выполненном задании. Вопрос был к тем, кто пришел ко мне с выполненным заданием.

Ответ из зала: Я не хочу рассказывать детали, но я это сделала, и мне это помогло, и я теперь знаю, как себя вести. Это был очень четкий ответ.

С. Горин: У кого-то еще был четкий ответ?

Ответы из зала: У меня бьшо даже несколько вариан­тов. Я поняла, что только брать - не очень хорошо. Я понял, что надо проявлять активность, действовать.

С. Горин: Какую ценность вы нашли в этом задании?

Ответы из зала: Я проработал свою проблему на не­скольких уровнях. Для меня это было метафорой определен­ного решения проблем. Здесь была пресуппозиция, что реше­ние вообще возможно. Это была модель общения - что, кому и когда отдавать.

С. Горин: Мне бы хотелось, чтобы подняли руку те, кто абсолютно никакой ценности в этом задании не увидел, кто ничего не получил... (В зале поднята одна рука). Правильно ли я понял, что все остальные что-то вынесли из этого зада­ния, нашли в нем какую-то ценность? (Возгласы и жесты со­гласия в зале).

Кстати, работа в воображении вместо работы с реаль­ными объектами типична для эриксонианской терапии. Ко­нечно, бьшо бы забавнее, если бы вы реально выполнили это задание со всеми связанными с ним сложностями (особенно в условиях семинара)...

А теперь подумайте, как много трактовок вы дали... и как много ценного нашли... в абсолютно бессмысленном задании!

Реплика из зала: Почему это оно бессмысленное?

С. Горин: Да потому, что я его придумал за три секун­ды до того, как дать вам. Я не вкладывал туда ни единой пре­суппозиции, я не составлял метафору... Я только предоста­вил вам некую форму, обозначил рамку, и дал вам возмож­ность самим наполнить эту форму содержанием, самим разрисовать картинку в этой рамке (долгая пауза в зале).

Вопрос из зала: А зачем нам-то надо бьшо от этом го­ворить?

HJIIJ: Техники россыпью

С. Горин: Потому что это - описание техники, которая называется “неопределенная установка”.

Дайте возможность вашему пациенту самому найти решение - особенно там, где вы его не знаете либо не хотите искать. Дайте пациенту пространство, которое он мог бы сам заполнить своим уникальным содержанием. Это можно де­лать фрагментарно, через паузы в тексте внушения: “И мне хотелось бы, чтобы ты понял... (делает долгую паузу) что-то важное для себя”. Или так можно: “Посмотри на облака... найди в них какие-то образы... и подумай, как это тебе по­могает”. Это - замена прямой рекомендации “решай свои проблемы сам!” Но это работает...

И я вас верну по времени немного назад - а какой ум­ный ведущий у вас был... Почему же он был умным? А пото­му, что все время повторял: “Это еще не все, вы еще подумай­те...” У этой техники есть и второй план: я знаю больше вас, я уже знаю ваше решение! Я понимаю, правда, что подроб­ным описанием этой техники мог изменить ваше отношение к себе на прямо противоположное (смех в зале).

У этой техники есть вариант из репертуара шаманов -“Работа с камнем”. Работать можно не только с камнем, с любым подручным предметом - веточкой, листом... Я при­менял эту технику с одним достаточно неконтактным мальчи­ком-подростком, у которого были большие трудности во вза­имоотношениях с родителями, со сверстниками, была какая-то философская интоксикация... Диагноз, в принципе, был ясен, но я хочу напомнить вам идею профессора В. В. Мака­рова - спросите себя: “Какие проблемы у этого человека?”, не спрашивайте: “Какие проблемы у этого шизофреника?”, и вам будет легче работать. Хотя про нозологию помнить тоже нужно...

Тот мальчик получил от меня примерно такую инст­рукцию: “Сегодня, когда ты пойдешь домой, будь внимате­лен... Где-то по дороге ты найдешь камень, который каким-то образом тесно связан с твоими проблемами (да, проблемы в общении мальчика волновали)...Яне хочу, чтобы ты брал первый попавшийся камень... Будь внимателен... Возможно, такой камень - всего один, ноя знаю, что ты его встретишь... Наверное, этот камень не должен быть округлым... Мне ка­жется, что у него будут какие-то грани... Возможно, его

 

форма будет очень многообразной... Я хочу, чтобы ты обяза­тельно его нашел прямо сегодня по дороге домой...

Для того, чтобы удостовериться, что этот камень дей­ствительно связан с твоей проблемой, возьми его в руки... Это позволит тебе очень точно понять, тот это камень или не тот... Для того, чтобы окончательно удостовериться в том, что это именно тот камень, который тебе нужен - поздоро­вайся с ним... Будь с ним вежлив, и когда придешь домой, обязательно вымой его... Положи его у себя в комнате... При­выкни к нему и дай ему привыкнуть к себе...

Потом, когда ты дома окончательно успокоишься, возьми этот камень в руки так, чтобы видеть одновременно сразу три его поверхности... Найди такое положение камня, при котором тебе будут видны сразу три поверхности, когда ты держишь камень в руке... Подумай о том, что тебя беспо­коит, и для поиска решения поверни к себе камень одной гра­нью... Знаешь, камень часто бывает с трещинами, напомина­ющими рисунок... Поверни камень так, чтобы ты действи­тельно увидел рисунок на этой грани камня... Запомни, что это был за рисунок...

(Для краткости изложения: аналогичная инструкция -искать рисунок - дается для всех трех граней камня).

Если тебе будет мало одного вечера, займись этим же завтра... Интересно, будут ли образы с камня присутствовать в твоих сновидениях... Я хочу, чтобы ты был внимателен к тому ответу, который ты получишь от камня... Когда ты при­дешь ко мне послезавтра, ты обо всем расскажешь... Обо всем, что уже улучшилось за эти два дня...”

Такой вариант начала работы оказался достаточно эф­фективным и для установления контакта с пациентом, и для того, чтобы мальчик так и не попал в психиатрический стаци­онар (хотя и остался весьма странным в поведении), и для достижения некоторых ближайших целей... Ну, например, ему надо было школу заканчивать, то есть читать учебники, а не книжки Гегеля.

...Область возможного применения неопределенной установки, конечно, не ограничивается психотерапией. Дос­таточно часто эта техника используется экстрасенсами (“А сейчас я направляю на вас биополе... Что вы чувствуете?”); и очень ярко она представлена в такой сфере, как гадание,

НЛП: Техники россыпью

предсказание судьбы. Некоторые наши коллеги, кстати, весь­ма профессионально гадают на картах, а весь секрет их успе­ха - в том, чтобы, создав раппорт, умело сконструировать для клиента неопределенную установку позитивной направлен­ности. Если хотите подстраховаться дополнительным заработ­ком к пенсии, сделайте гадание своим хобби.

Для начала можно употребить готовые образцы (и хо­рошо бы их иметь в личной библиотеке). Вот, например, “Га­дание на рунах” (руны - специальные карточки с символами ддя гадания). Восхититесь отточенностью формулировок:

“Это - время расходящихся путей. Старая кожа долж­на быть сброшена, изжившие себя отношения - прекращены. Требуемым действием здесь является подчинение и, вполне вероятно, отступление, сопровождаемое знанием, как и когда отступить, и твердостью воли, чтобы осуществить это. С этой руной связана собственность, это знак приобретений и выиг­рышей. Однако выигрыши, “наследство” могут исходить от чего-то, с чем вы должны расстаться.”

Или такая формулировка: “Подвергаясь испытаниям, мы находим в себе силы преодолеть препятствия и предотв­ратить поражение, одновременно мы развиваем в себе отвра­щение к поведению, которое создает тяжелые ситуации. Ка­жется, на вашем пути есть препятствие, но задержка может оказаться благоприятной. Не следует слишком рваться впе­ред. Это не то время или ситуация, когда вы можете ощутить свое влияние. Совет этого знака - терпение. Здесь требуется предвидение и настойчивость. Предотвращайте ожидаемые трудности с помощью правильных действий. Мы не столько те, кто делает, сколько те, кто решает. Когда наше решение чисто, действие не требует усилий, потому что его поддержи­вает и усиливает Вселенная.”

И квинтэссенция: “Пустота - это конец. Пустота - это начало. Здесь Непознаваемое сообщает вам, что оно пришло в движение в вашей жизни. В этой неполноценности содер­жится мощный потенциал. Пустая и одновременно полная содержания, она охватывает всю полноту бытия, все, что дол­жно осуществиться. Благоприятствование происходящему и готовность к нему - требование этой руны. Ведь как можно установить контроль над тем, что еще не оформилось? Эта Руна часто требует акта мужества, подобного прыжку в пустоту

 

с пустыми руками. Ее появление - прямое испытание вашей веры. С одной стороны, Чистая руна представляет собой кар­мические силы - полную сумму того, что вами свершено, и границы того, чем вы являетесь и станете. С другой стороны, эта руна учит, что даже долги старой кармы смещаются и из­меняются одновременно с тем, как изменяетесь и развивае­тесь вы. Ничто не предопределено: нет ничего такого, чего нельзя было бы избежать.”

А в чем весь смысл рекомендаций? Продолжайте де­лать то, что у вас хорошо получается, но будьте внима­тельны и осторожны, чтобы вовремя заметить препят­ствие...

Глава 3.

ОБРАЗ ЖИЗНИ - ЖЕНА АЛКОГОЛИКА

Работа с родственниками больных алкоголизмом

(стенограмма лекции, прочитанной на Смоленском некоммерческом семинаре по психотерапии и практической психологии)

...Я заявил в качестве темы лекции - “Работа с род­ственниками больных алкоголизмом на принципах Ал-Ано-на”. Ал-Анон - это международное сообщество родственни­ков больных алкоголизмом, работающее по определенным правилам и имеющее определенные традиции. Так, например, если бы у нас здесь была встреча группы Ал-Анона, мне сле­довало бы начать так: “Добрый вечер, меня зовут Сергей, я -сын алкоголика”. И если бы кто-нибудь сейчас ответил: “При­вет, Сергей, я тоже”, то лекцию можно было бы не читать, а вместо нее провести встречу. Но поскольку таких откликов нет... (несколько выкриков из зала: “Привет, Сергей, я тоже!”)... или они запоздали (смех в зале), мы все же пойдем путем лекционным. Тема кажется мне актуальной, потому что все мы в России где-то родственники больных алкоголизмом...

 

...Бывает так, что к вам на прием приходит женщина (дальше я буду для простоты изложения говорить о женах алкоголиков, хотя все нижесказанное в равной степени отно­сится и к мужьям алкоголичек), так вот, к вам приходит жена алкоголика с вопросом: “Мой муж пьет, что мне делать?” У такой женщины обязательно есть выраженная невротическая симптоматика (обычно астено-депрессивная), и ясно, что ле­чить надо в первую очередь эту женщину. Но если на вопрос: “Что мне делать?” возьмется отвечать традиционно-ориенти­рованный нарколог, он этой симптоматики не заметит и ска­жет: “Ну, так ведите сюда вашего мужа, мы его будем лечить”. Такой совет не имеет смысла, поскольку если бы женщина могла его выполнить, она бы так и сделала, не дожидаясь совета.

Если жена алкоголика придет на прием к наркологу, который хоть раз побывал на декаднике у профессора В. В. Макарова, он заметит симптоматику, но ответит так: “Это не моя проблема, и не ваша проблема, это - проблема вашего мужа” (совершенно резонное замечание, воспринимаемое как вежливая замена выражению “пойдите вон”). Возможно, впро­чем, что жена алкоголика попадет к начитанному западно-ориентированному наркологу, и тот от избытка энергии ре­шит провести “терапевтическую интервенцию” в отношении больного, после чего алкоголик с вероятностью в 80% согла­сится принять курс лечения. Но дело здесь в принципе не в наркологах - дело в том, что мы собираемся помогать или не помогать больному алкоголизмом, в то время как страдает его жена! У нее есть какие-то вполне самостоятельные рас­стройства, с которыми не вполне понятно, что делать, и с ко­торыми никто ничего и не делает! Для меня было в свое вре­мя открытием узнать, что существует целое международное сообщество для родственников больных алкоголизмом, и оно каким-то способом помогает именно родственникам. Каким же?

Здесь придется заглянуть в историю, а конкретно - в 1935 год, когда в городе Акрон, штат Огайо, США, встрети­лись два человека, больных алкоголизмом. Один из них был бизнесменом, его звали Билл, другой - врачом, его звали Боб. На этой исторической встрече они выяснили, что алкоголику гораздо легче оставаться трезвым, если помогаешь кому-то

НЛП: Техники россыпью

другому бросить пить. Именно такой была база, на которой впоследствии была построена организация под названием “Анонимные Алкоголики” - Alcoholics Anonymous (сокращен­но, по английскому названию первых букв “АА” - Эй-Эй). В дальнейшем у “АА” постепенно выкристаллизовалась систе­ма поэтапного перехода к длительной трезвости, получившая название “12 Шагов”. (Лет семь назад в крупных городах Рос­сии появились отделения и группы “АА”, появился даже -изящный такой -русскоязычный вариант названия, производ­ного от Эй-Эй - “эй-эй-евцьг” - и эта организация в России развивается. Мне посчастливилось быть в свое время на 2-й Всероссийской конференции “АА” в Волгограде... Нет, ал­коголиком я тогда еще не был, это совершенно другая исто­рия (смех в зале), но впечатление от конференции осталось очень сильное).

Так вот, алкоголики собирались вместе, обсуждали свои проблемы и выполняли свои 12 Шагов. Их жены в это время тоже собирались где-то в другой комнате и обсуждали свои проблемы. И эти жены - совершенно исторические, потому что они были женами основателей общества “АА” - пришли к выводу, что им 12 Шагов тоже помогают. Они приспособи­ли систему 12 Шагов к своим проблемам, и получилось сооб­щество, впоследствии названное “Ал-Анон” (другое сокра­щение от тех же слов Alcoholics Anonymous).

В дальнейшем подобные сообщества сохрани­ли и традицию 12 Шагов, и традицию построения названий. Так, в США есть сообщество “Анонимные Наркоманы” и, соответственно, сообщество род­ственников наркоманов под названием “Нарк-Анон”. 12 Шагами пользуются “Анонимные Шизофреники”, “Анонимные Семьи” (организация для родителей, у ко­торых есть проблемы с воспитанием детей - обыч­но подростков), и даже такая экзотическая для нас организация, как Sex-n-Lo ve A ddicts A nonymous - “А но-ннмные Зависимые От Секса И Любви”. Меня заин­тересовало это название; потом я узнал, что это -сообщество для лиц, совершивших половые преступ­ления. В общем, “А А” и Ал-Анон положили начало сво­ими 12 Шагами очень разнообразным организациям и сообществам

 

Немного о самых общих принципах Ал-Анона, до 12 Шагов... Члены Ал-Анона исходят из двух мощных предпо­ложений, первое из которых - “Алкоголизм - это болезнь”, а второе - “Семья - это замкнутая система”.

Казалось бы, что принципиально нового содержит пер­вое предположение? О том, что алкоголизм - болезнь, мы и так все знаем, у нас на это работал санпросвет в течение деся­тилетий, все мы вроде бы к этому пониманию уже пришли... Не совсем так. Из предположения о том, что “алкоголизм есть болезнь, поражающая тело, ум и душу человека”, Ал-Анон делает довольно своеобразный вывод. Если алкоголизм - это заболевание, значит, ругать алкоголика за то, что он пьет -все равно, что ругать больного туберкулезом за то, что он каш­ляет. Это бессмысленно в первую очередь и неконструктивно во вторую.

Второе предположение, “семья - это замкнутая систе­ма”... Вывод Ал-Анона, с которым, по идее, согласятся все семейные терапевты, таков: любое изменение поведения од­ного из членов семьи неизбежно вызывает изменение пове­дения у других членов семьи. То есть, если вы хотите изме­нить поведение мужа-алкоголика (человека, на которого вы пока не можете воздействовать), поменяйте свое поведение (на себя вы подействовать можете).

Если эти две предпосылки приняты, можно идти к 12 Шагам. (Я напомню, что текст 12 Шагов придуман все же алкоголиками, жены только приспособили его к своим про­блемам, не меняя ни слова). Но в этой точке я хочу дать еще одно пояснение. Ал-Анон - групповая организация, интуи­тивно использующая принципы групповой психотерапии, в которой, что ни говори, одна из основ - анонимность участ­ников. Я же работаю в маленьком городе, и при попытке со­здать группу Ал-Анона столкнулся с дефицитом анонимнос­ти - ну, какая анонимность в сибирской деревне, где все друг друга знают? Поэтому, кроме адаптации 12-ти Шагов Ал-Ано­на к нашей культуре, я адаптировал этот метод к индивиду­альной психотерапии, к работе с пациенткой с глазу на глаз... Далее я буду на это неоднократно ссылаться и попрошу вас учитывать, что каждый из шагов изначально предназначен для обсуждения в группе, а не для директивного терапевтическо­го вмешательства.

НЛП: Техники россыпью

Итак, 12 Шагов... Шаг первый: “Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли конт­роль над собой”.

Что означает это признание для алкоголика? Это - при­знание в том, что он болен, это ликвидация алкогольной ано-зогнозии (как видите, “АА” начинают там, где заканчивают наркологи традиционного толка). Что означает Первый Шаг для членов семьи алкоголика? Я прочитаю комментарий, ко­торый дают члены Ал-Анона: “Может быть трудно признать, что мы не можем повлиять на жизнь и действия дорогого нам человека, но этот первый шаг существенно необходим, если мы решили покончить со своими проблемами. Как только мы признаем свою беспомощность, мы перестанем заставлять пьющего прекратить пить; мы знаем, что мы не сможем этого добиться. Мы перестанем придираться, взывать, жаловаться; мы знаем, что это бесполезно. Мы переключим свое внима­ние на задачи, связанные с руководством своей собственной жизнью, которая стала неуправляемой из-за бесплодных и разочаровывающих попыток “работать на кого-то”. Приня­тие факта, что мы не в состоянии повлиять на другого челове­ка, дает нам такое облегчение, что зачастую это изменение в нашей жизненной позиции помогает алкоголику понять всю необходимость обратиться за помощью”.

Как это выглядит в индивидуальной терапии?.. Я ду­маю, что все вы в силу профессии встречались с женами ал­коголиков и знаете, что это за народ... “Вот сегодня он такой, а вчера он был таким, а позавчера - таким...” Все сводится к тому, как говорит Жванецкий, что она по тому, как муж ключ в замок вставляет, уже знает, кто какую гадость с ним на тро­их выпил. Знакомство пациентки с Первым Шагом я начинаю с того, что, выслушав ее откровения, спрашиваю: “Скажите, а вы-ro есть?.. Я слышу только о проблемах вашего мужа, о заболевании вашего мужа, но вы-то существуете в этом мире или нет? Неужели в браке вместе с фамилией вы полностью потеряли всю свою жизнь? Неужели теперь вы - только при­ложение к мужу?”

Это можно развить в любом направлении, например, так: “Вспомните, что когда-то у вас была другая фамилия, вспомните свою школьную фотографию (и здесь можно на­водить транс на возрастной регрессии), вспомните, какой вы

 

были... Это была девушка с какими-то интересами, увлече­ниями, планами; она чего-то хотела, чем - то самостоятельно занималась... А теперь?.. Неужели вся ваша жизнь сведена к решению вопроса, придет ли муж трезвым или пьяным? Но какая вам разница, если вы живете самостоятельно?!” Иногда смысл Первого Шага приходится объяснять долго, иногда пациентка схватывает его на лету.

Второй Шаг: “Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здра­вомыслие.”

Что же это за Сила такая? Здесь мы сталкиваемся с куль-туральными различиями: в США большая часть населения религиозна, нас же в России долго воспитывали в духе атеиз­ма. Неважно даже, хорошо это или плохо, важно то, что это приходится учитывать. Понятно, что упомянутая Сила для верующей пациентки - Господь наш Иисус Христос... и даль­ше усвоение шагов идет легко, быстро и изящно.

К счастью, в США тоже есть атеисты, и есть рекомен­дации “АА” и Ал-Анона специально для атеистов и агности­ков. Поскольку Ал-Анон - групповая методика, атеистам ре­комендуют подумать о силе группы. В индивидуальной тера­пии я предлагаю пациенткам подумать о том, что если бы такая Сила была - чем бы она была?.. Каково понятие пациентки о силе, более могущественной, чем ее?.. То есть применяется обычная энэлпистская техника поиска ресурса, когда его нет... и не предвидится... (смех в зале). “А у кого-то другого такая сила есть? Ну а в принципе она может существовать в приро­де? Где вы могли бы наблюдать ее?” - и так далее, и так далее.

Третий Шаг: “Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимаем.”

Для верующих проблем опять нет, а ссылка “как мы Его понимаем” предназначена для принадлежащих к разным религиям - и вновь для атеистов и агностиков. Заметьте, что последовательность Шагов очень логична: мы признали свое бессилие?.. - признали; мы сгаллюцинировали какую-то Силу, более мощную, чем наша? - сгаллюцинировали. И что нам остается? Да препоручить нашу волю и нашу жизнь этой са­мой Силе, пусть она занимается нашими проблемами, коль мы бессильны. Ключевой момент Третьего Шага-поверить,

НЛП: Техники россыпью

что помощь существует. Иррационально поверить, выйти из круга своих забот и получить (в роли жены алкоголика) об­легчение: “Слава Богу, мне этим больше заниматься не нуж­но.”

Четвертый Шаг, мой любимый: “Мы глубоко и бес­страшно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.”

Моя весьма вольная интерпретация - все вы знаете, что Э. Берном описана игра “Алкоголик”, и если кому-то из вас приходилось наблюдать семью алкоголика изнутри, в каче­стве родственника, то вы прекрасно знаете, что ходы в этой игре не меняются со временем: сегодня они такие же, как пять лет назад, и точно такими же они будут через десять лет. Игра идет по своим правилам, и если муж слишком долго трезв -жена спровоцирует ему запой. Таковы правила игры.

Мне действительно нравится этот шаг. Мне нравится разрыв шаблонов, нравится переворачивать мировоззрение пациентки. Конечно, она может уйти после этого... Куда вот только... Вопрос, адресованный пациентке в индивидуальной терапии, звучит так: “Подумайте, пожалуйста (или напиши­те), каким способом вы помогаете вашему мужу пьянство­вать? Как именно вы это делаете? (Резонное удивление и воз­мущение пациентки). Приходилось ли вам когда-то скрывать его пьянство? Ну, например, он не выходит на работу из-за похмелья, а вы звоните его начальнику и говорите, что муж болен? Приходилось ли вам выплачивать долги, которые сде­лал ваш муж? Что это, если не помощь? Он ведь взрослый человек, он может и должен сам принимать ответственность за свои поступки. Подумайте, чего вы хотите в отношениях с вашим мужем... Сделайте это искренне и бесстрашно... Ведь жена алкоголика - это образ жизни... Вашей жизни...”

Я вижу, что для вас это тоже является разрывом шабло­нов... Жену алкоголика принято жалеть, и судя по выраже­нию лиц, вы в этой ситуации на стороне пациентки... Я все-таки буду утверждать, что жена алкоголика получает от его пьянства свое вознаграждение. Давайте рассмотрим ситуацию с позиций оценки окружающих и самооценки. Вот она-Жена-Алкоголика-Который-Пьянствует. Она в одиночку тащит дом на себе, детей, дачу, работу - и со всем справляется. Кто она в глазах окружающих? Где-то эталон! Кто она в своих глазах?..

 

Не совсем рядовая баба, надо думать... Решения принимает она, материальные ресурсы распределяет она, детьми распо­ряжается она - и все единолично. Но вот муж бросил пить. Через два дня он претендует на то, чтобы взять принятие ре­шений на себя. Хм-м, нашелся... Через неделю (если она вы­держит это безобразие целую неделю) она сама купит ему спиртное - “в награду за хорошее поведение” - что обычно и происходит в семье. (В зале одновременно начинают гово­рить несколько женщин).

...Да согласен я с вами, согласен - есть масса исклю­чений, и не во всем виноваты жены, и я сужу с позиции муж­ского шовинизма. И в качестве извинения я вам дам один очень эффективный шаблон поведения: никогда не хвалите мужа; говорите с ним только о том, чего он не сделал, что у него не получается, чего он не умеет - и через какой-то год вы сдела­ете алкоголиком любого убежденного трезвенника. А для того, чтобы спровоцировать запой у алкоголика, хватит одного та­кого сеанса.

Хорошо, у вас есть право на собственную интерпрета­цию Четвертого Шага - тем более, что там предусмотрена честная оценка и хороших качеств пациентки.

Пятый Шаг: “Мы признали перед Богом, собой и ка­ким-либо другим человеком истинную природу наших заб­луждений”.

Я опять обращаю ваше внимание на логичность Ша­гов. Пятый Шаг напрямую вытекает из Четвертого. Если мы честно, глубоко и бесстрашно проанализировали свои недо­статки, то почему бы нам их не признать, не выразить вслух? Два раза во внутреннем диалоге (перед Богом и собой), один раз во внешнем - передо мной. Вот здесь я вас выслушаю, платочек дам слезы вытереть, потому что это уже не игра.

Шестой Шаг: “Мы полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков”.

И снова (вместо Бога) для атеистов мы вставляем наши суждения о Силе, о влиянии и помощи окружающих, о том ресурсе, который мы с трудом нашли на Втором Шаге... И опять можно отметить логичность Шестого Шага - если мы уже признали все свои недостатки, что нам остается, кроме как исправить их? Здесь есть ключевые слова - “полностью

НЛП: Техники россыпью

подготовили себя”. Недостатки, которые являются частью образа жизни, не так просто осознать...

Седьмой Шаг: “Мы смиренно просили его исправить наши изъяны”.

Ключевое слово здесь - “смиренно”, поэтому осваи­вать Седьмой Шаг с верующими пациентками - одно удоволь­ствие. С атеистами уповаешь на интонационное обозначение ключевого слова и идешь дальше... Комментарий Ал-Анона: “Смирение поможет нам увидеть себя в истинном свете и от­крыть ум и сердце для правды.”

Восьмой Шаг: “Мы составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загла­дить свою вину перед ними.”

Большое значение этого Шага для “АА” понятно, но жена алкоголика, скорее всего, задаст вполне резонный воп­рос: “Это кому же я причинила зло?” А вы дадите вполне ре­зонный ответ: “У вас дети есть? Сколько раз вы занимались бесплодным ожиданием пьяного мужа вместо того, чтобы за­няться детьми? Когда вы в последний раз навещали родите­лей? У вас есть подруги, с которыми вы прекратили общаться из-за пьянства мужа? Все эти люди ожидали вашей поддерж­ки. Теперь можете продолжить список самостоятельно”. Клю­чевое слово здесь - “желание загладить вину”; с этим можно поработать так, как вам захочется.

Девятый Шаг: “Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-нибудь другому”.

Понятно, что Восьмой и Девятый Шаги лучше смот­рятся в контексте лечения алкоголика, а не его жены, но это работает и с женами. Как представитель славной семьи нэл-перов, не могу не сказать о том, что этот шаг - явно экологи­ческий (надо исправить вред, не причинив большего). Шаг хорош для обсуждения в группе, говорить можно долго...

Десятый Шаг: “Мы продолжали самоанализ, и когда допускали ошибки, сразу признавали это”.

Совершенно логичный проходной шаг, связанный с Четвертым. Если мы начали самоанализ, то куда деваться, надо продолжать...

Одиннадцатый Шаг: “Мы стремились путем молит­вы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как

ill

 

мы его понимаем, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.”

Прекрасный диссоциирующий шаг - молимся не об облегчении, а о знании Его воли, которую исполнять все рав­но придется... Комментарий Ал-Анона здесь просто поэти­чен: “По мере того как мы яснее понимаем свои проблемы, каждый день обновляет веру и приносит мужество. Размыш­ляя об этом новом жизненном пути, мы понимаем, что Бог руководит нами каждый прожитый день, и мы все больше осознаем Его присутствие, по мере того как мы ощущаем Его направляющую силу. Каждое утро мы просим того, кого мы понимаем как Бога, руководить нами и дать нам силу и муже­ство исполнить Его волю, а в конце каждого дня благодарим Его за помощь.”

Прелесть, а не текст! Можно вставлять в любой учеб­ник эриксонианского гипноза. Ну, а вариант для атеистов я оставлю на усмотрение вашей творческой фантазии.

Двенадцатый Шаг: “Достигнув духовного пробужде­ния, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принци­пы во всех наших делах.”


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)