|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НЛП: Техники россыпью 10 страницаОпыт II. Врач ставит больного лицом к себе с опущенными вдоль туловища руками и сдвинутыми вместе ногами. Больному предлагается смотреть прямо в глаза врачу, фиксирующему сосредоточенный взгляд на переносице больного. Далее врач вытягивает руки ладонями внутрь так, чтобы достать ими до висков больного и слегка прикоснуться к ним, причем произносит: “Сейчас я отведу свои руки и вас потянет вперед за ними”. Руки отводят и несколько отступают назад, говоря: “Вы падаете, падаете!”. В этот момент многие больные действительно падают, и их необходимо вовремя поддержать. Опыт III. Испытуемому дают в руки нитку с тяжелым предметом на конце, например кольцом (маятник Шевреля). Испытуемому предлагают закрыть глаза и настойчиво думать о круге. Очень скоро маятник начинает производить соответствующие движения. Если гипнотизируемого заставляют думать об овале, прямой линии и т. п., то движение изменяется соответствующим образом. НЛП: Техники россыпью Опыт IV. Прием Kohnstamm. Субъекта просят закрыть глаза, стать боком к стене и тыльной стороной сжатого кулака опереться изо всех сил о стену. В течение минуты врач говорит: “Обопритесь очень сильно, напрягите мышцы вашего плеча, вашей руки”. После этого больного просят отойти от стены и свободно опустить руки. Часто рука, которой опирался больной, сама собой поднимается, иногда описав угол 90У. Затем пациенту объясняют, что испытанное им расслабление и спонтанное движение его руки похожи на расслабление и ощущение, которые он будет испытывать во время гипнотического сеанса. Преимущество этих испытаний перед другими пробами заключается в том, что они фактически дают положительный результат почти во всех случаях. Приемы, рекомендуемые Рожновым. I. Врач усаживает больного в удобное кресло и предлагает ему смотреть прямо в глаза, сильно сцепив руки. Затем врач говорит: “Ваши руки постепенно сжимаются и уже сжаты крепко. Вы сами не в состоянии более разжать их. Руки вы разожмете только после моего указания. Пробуйте, прилагайте усилия! Вы не можете разжать руки!” Можно также внушить больному, что он по собственному желанию не может подняться с места, встать и пройтись по комнате. II. Больному предлагают три пустые совершенно чистые бутылочки и при этом говорят: “Я сейчас проверю ваше обоняние. Понюхайте и скажите, в какой склянке раньше находился керосин, в какой - духи и в какой - вода”. Если больной “обнаруживает” запахи, то это указывает на повышенную внушаемость. В. Е. Рожнов и Б. 3. Драпкин рекомендуют следующий прием. Вновь поступивших больных приглашают в качестве зрителей на ту или иную психотерапевтическую процедуру, укладывают в гипнотарий вместе с другими больными. Затем предлагается согнуть руки в локтях, прижать локти к бокам туловища, а кисти поставить так, чтобы концы пальцев отстояли друг от друга на 5-10 см и находились на расстоянии 1' Техника россыпью
20-30 см от лица, при этом непрерывно смотреть на пальцы. Затем врач говорит: “Как только я начну считать от 1 до 20, вы почувствуете, как пальцы начнут притягиваться друг к другу, будто между ними включился магнит большой силы”. Далее внушается, что с каждым счетом пальцы приближаются друг к другу, встречаются, начинают переплетаться и наконец склеиваются. Итак, вы выяснили внушаемость и гипнабельность пациента и переходите непосредственно к гипнотизации. Опять-таки в терминах классического гипноза - вам следует вызвать утомление зрительного, слухового или кожного анализаторов, чтобы наступил сон. Утомление кожного анализатора достигается поглаживаниями или пассами (движениями рук на расстоянии 2-5 см от тела пациента). Так, кто у нас кинестетик? Наташа. Садись сюда, расслабься... (Ведущий начинает делать плавные пассы вдоль тела партнерши). Считается, что такие поглаживающие движения без прикосновения - это массаж потоками воздуха от движущихся рук... Каждое движение следует делать плавно, сверху, вниз... “Массировать” можно лицо или все тело... В понятиях эриксонианского гипноза это можно было бы отнести к кинестетической неопределенности... потому что иногда я случайно прикасаюсь к телу Наташи... В данном случае можно и дальше просто делать пассы... и ничего не говорить... потому что мы и так уже видим неподвижность тела... расслабленность мышц тела... даже без инструкций... А можно сказать Наташе: “Ты сейчас сильно устала... и можешь хорошо отдохнуть... и тебе хочется закрыть глаза... и продолжать расслабляться... сидеть совершенно спокойно... и отдыхать...” Но можно было этого и не говорить... Оставайся спокойной, Наташа... и скажи мне... как ты себя чувствуешь... Наташа: Хорошо... очень хочется спать... С. Горин (прекращает делать пассы): Хочется спать, понятно... Или хочется отдохнуть и вернуться к обучению, а ты все перепутала и решила, что хочется спать. Хотя все, что происходит, является твоим выбором. Ты можешь захотеть спать или не захотеть спать, или ты можешь вернуться к активному бодрствованию. Особенно если учесть, что недавно НЛП Техники россыпью был перерыв и ты пила крепкий чай. И сейчас, когда ты вернешься на свое место, ты оживишь якорь на состояние бодрствования. Сразу несколько примечаний по поводу вашей речи. Павловская модель гипноза устанавливает три гипнотических фазы: уравнительная, парадоксальная и ультрапарадоксальная. Смысл этих названий в том, что сначала реакция гип-нотика на сильные и слабые раздражители становится одинаковой, а потом гипнотик реагирует сильнее на слабые раздражители. Поэтому вам лучше говорить, постоянно меняя громкость речи от нормальной и громкой до шепотной речи. Если вы попадаете шепотной речью в ультрапарадоксальную фазу, это усиливает реакцию на внушение. Хорошо. Теперь - утомление зрительного анализатора. Эта методика интересовала Иветту. Садись на этот стул, Иветта. Я попрошу тебя смотреть на блестящий колпачок этой ручки (ведущий подносит к лицу Иветты шариковую ручку, располагая ее на расстоянии около 15 см от лица на уровне верхней губы партнерши). Я прошу тебя... все время смотреть на эту точку! Смотри очень пристально! Смотри очень сосредоточенно! Все время возвращайся к этой блестящей точке! Тебе все труднее держать глаза открытыми... но ты продолжаешь смотреть в одну точку... и тебе хочется закрыть глаза! Твои глаза действительно устали... тебе трудно смотреть в одну точку... закрой глаза... Тебе все труднее и труднее смотреть... в одну точку... пристально... тебе хочется закрыть глаза... (Иветта закрывает глаза). И теперь, когда твои глаза закрылись... вокруг тебя становится все темнее и тише... и даже мой голос доносится приглушенно,., как бы сквозь вату... (Ведущий говорит медленнее и тише). В голове появляется легкий туман... который постепенно сгущается... и тогда окружающий мир куда-то уходит... и тебе все больше хочется спать... спать... (шепотом) спать... Ты расслабляешься... и успокаиваешься... и отдыхаешь... И ты успеешь осознать, что ты отдохнула... или поспала... когда ты вновь услышишь, как я обращаюсь к аудитории... и тебе захочется вернуться к состоянию бодрствования... с чувством прилива сил... потому что тебе будет интересно... продолжать учиться. Итак, отдыхай... еще несколько секунд... или две минуты... и возвращайся...
(Обращаясь к аудитории). И еще одно примечание по поводу вашей речи - интонация становится другой. Обычно ее называют внушающей, но для себя я ее обозначаю, как агрессивную. (Иветта открывает глаза, ведущий обращается к Иветте). Молодец, действительно вернись сюда, перейди на свое место и задействуй якорь для бодрствования! (Ведущий вновь обращается ко всей аудитории). Итак, вы беседуете с пациентом мягко, вкрадчиво, эмпатично и вдруг начинаете говорить напряженно, как бы агрессивно... То есть это в другом контексте воспринималось бы как агрессия, а в этом контексте воспринимается как внушение, как внушающая интонация. Иветта: Мне в начале сеанса не хотелось закрывать глаза. С. Горин: И это естественно - на прямой приказ мы получаем прямое противодействие, и тогда приходится проговаривать приказ более громко, усиливать внушающую интонацию. Особенно это проявляется в техниках молниеносного гипноза, там вы просто начинаете кричать: “Встать прямо! Смотреть мне в глаза! Вы чувствуете сонливость! Вы уже падаете! Сейчас вы упадете в кресло и будете спать!!!” И тех, кто упал или хотя бы сделал такое падающее движение, мы оставляем для демонстрации чудес. Если это понимаешь, то становится понятным и замечание Гриндера и Бэндлера о том, что эстрадные гипнотизеры отметают всех людей, хорошо поддающихся гипнозу, и оставляют себе просто послушных. Хорошо, у нас осталось воздействие на слуховой анализатор. Каким способом мы можем вызвать утомление, усталость слухового канала восприятия? Разумеется, через продолжительную речь. В терминах эриксонианского гипноза мы назвали бы это трансом на чувстве скуки. Очень удобным приемом здесь является счет, процедура достаточно монотонная и утомительная. Можно использовать звук метронома или гудение индуктора, но речь удобнее. Попробуйте погрузиться в гипнотическое состояние, слушая то, что я буду говорить. Для этого нужно только слушать меня, сосредоточиться на моих словах, моем голосе... Я предлагаю вам перейти в состояние, подобное сну... и тогда мое влияние на вас серьезно усилится... Сейчас я начну НЛП: Техники россыпью считать... и с каждым моим словом вы будете все более и более спокойными... и в какой-то момент вам захочется уснуть... или задремать... Может быть, это произойдет тогда, когда я досчитаю до двадцати... или это произойдет раньше... Я начинаю счет до двадцати... и вы внимательно слушаете мой голос... продолжая думать только об отдыхе и покое... Один... Ваше дыхание становится медленным и спокойным... Именно такое дыхание бывает у вас тогда, когда вы собираетесь уснуть... Два... Три... Сердце бьется ровно, спокойно... ритмично, уверенно... Четыре... Вы уже готовы соглашаться с тем, что я говорю... Потому что я говорю только о том, как приятно вам расслабление... и приятно чувствовать сонливость. Шесть... И почему бы вам не уснуть прямо сейчас... или вы можете дождаться окончания счета... Семь... Девять... Уже сейчас ваше тело становится тяжелым и расслабленным... Очень хорошо расслаблены мышцы лица... Веки становятся тяжелыми... Хочется закрыть глаза... Одиннадцать... Приятно думать о том, как вам лень было бы пошевелиться... Десять... Приятно думать о том, как расслаблены ваши ноги... какими они стали теплыми и тяжелыми... Приятно чувствовать лень и дремоту... Двенадцать... Еще чуть спокойнее... еще чуть тише и темнее становится вокруг вас... Четырнадцать... Пятнадцать... Ваши веки настолько тяжелы, что глаза закрываются сами собой... Веки смыкаются плотно... как бы склеиваются... Дремота, сон овладевают всем вашим телом, всеми вашими мыслями... Семнадцать... Шестнадцать... Еще чуть спокойнее... еще чуть ленивее... еще внимательнее слушать мой голос... и расслабляться... и засыпать... Девятнадцать... Вы уже знаете, что скоро достигнете состояния лечебного сна... или сонливости... или дремоты... и это состояние может быть очень глубоким... или таким глубоким, каким вам захочется... Вы уже готовы следовать за моим голосом... когда я назову следующую цифру... и я ее называю... Двадцать... Вы просто спокойны... или вы просто спите... или вы просто расслаблены... И я хочу, чтобы вы... хорошо отдохнули... как-то по-новому систематизировали полученный вами опыт... и поняли уже сейчас, что ваши проблемы разрешимы... и направили
какую-то энергию... о запасах которой вы, возможно, и не знали... на решение этих проблем... И через некоторое время... вы будете готовы... продолжая слушать то, что я говорю... вернуться в эту комнату... с чувством свежести, бодрости... вернуться к ясному состоянию сознания... когда я досчитаю до трех... Один... Изменилось ваше дыхание... оно стало чуть быстрее... и чуть более поверхностным... Два... Сердце бьется чуть быстрее... Мышцы тела готовы к сокращению... У вас появляется какая-то новая сила... Три!.. Откройте глаза, энергично потянитесь! ...Еще несколько примечаний по групповым сеансам. Первое: 10-15% населения имеют повышенную внушаемость - на таких людей вы ориентируетесь в начале сеанса, вы чаще на них смотрите, говорите для них. Затем они засыпают, и это индуцирует остальных. Второе: я хочу обратить ваше внимание на то, что счет был с ошибками, были какие-то провалы, пропуски чисел... Этого можно было и не делать, в классическом гипнозе принято считать без ошибок, я опять сбиваюсь на эриксонианс-кие приемы; но счет с ошибками на людей внушаемых производит странное впечатление - человек начинает сомневаться не во мне, а в себе. Он приходит к выводу, что он уже уснул и пропустил какое-то число... Олег: Меня это выводило из транса. С. Горин: Да, тебя это выводило, а кого-то это погружает. Хотя и с тобой этот прием, счет с ошибками, тоже будет работать. Я дам тебе инструкцию - следить за тем, правильно ли я считаю, следить постоянно и пристально, потому что иногда я буду ошибаться... Я начинаю считать, а ты пристально следи... Один, три, пять... два, восемь, одиннадцать... девять... Олег сейчас занят, сосредоточен намоем голосе - что и требовалось. Существуют некоторые почти типичные формулы для начала сеанса. Например: “Я приведу вас в состояние, подобно сну”. Или: “Подумайте о том, что вы устали и хотите спать”. Или: “Сосредоточьтесь на мыслях об отдыхе и сне”. Часто используйте в речи сослагательное наклонение - говорите о многих вещах, что они “как бы происходят”. Все это способствует уменьшению сопротивления - получается так, что вы НЛП: Техники россыпью вроде бы не приказываете, а вежливо приглашаете пациента принять роль гипнотика. Вопрос из зала: Все-таки, повышенная внушаемость -это хорошо или плохо? С. Горин: То, что у вас голубые глаза - хорошо или плохо? Повышенная внушаемость точно так же не хороша и не плоха сама по себе, это одно из качеств человека, которые можно использовать - а можно не использовать. Вопрос из зала: Но ведь быть внушаемым явно хуже?.. С. Горин: Хуже для кого? Все зависит от контекста. Вот, например, алкоголики повышенно внушаемы - ну и что? Хорошо, что вы легко погружаете пациента в транс и вызываете у него выраженное отвращение к спиртному. Плохо то, что после вашего сеанса алкоголик встречается с друзьями, и они столь же успешно внушают ему влечение к спиртному. И точно так же неполезные внушения, полученные от кого-то повышенно внушаемой личностью, будут перебиты полезными внушениями от других людей. В контексте психотерапии повышенная внушаемость пациента - это все-таки подарок врачу. Сэкономив время на наведении транса любой глубины, вы можете потратить больше времени на собственно терапию, причем можно использовать более сложные техники терапии (например, изменение личностной истории). К тому же пациенты этой категории - ваша реклама, ваше поле чудес... Был вопрос о превращении приемов определения внушаемости в приемы гипнотизации. Давайте, мы с Олегом продемонстрируем гипнотизацию на “маятнике Шевреля”. Маятник делается из подручных материалов - нитка и обручальное кольцо (ведущий делает импровизированный маятник и дает нитку в руки Олегу). Держи этот маятник так, чтобы мы все его видели, и самое главное, чтобы ты его хорошо видел... Держи его на вытянутой руке перед глазами... ближе к глазам... Теперь начинай мысленно раскачивать маятник... Мысленно, не специально... Мысленно раскачивать... Сейчас он плохо качается... но ты способен раскачать его усилием мысли... В дальнейшем я иногда буду говорить что-то тебе, а иногда - аудитории, и ты сможешь отличить, кому адресовано каждое мое сообщение (ведущий меняет интонацию
речи в соответствующих местах фразы, сочетая это с поворотом головы). Ты можешь раскачать маятник мысленно... (Обращаясь к аудитории). Чего мы добились? Олег зафиксировал взгляд в одной точке, сидит в вынужденной позе и сосредоточен на идеомоторных движениях. Человек полностью подготовлен к погружению в транс - и это состояние вы уже умеете использовать. Тем более, что маятник уже качается. (Обращаясь к Олегу). Можно сказать о том, что это занятие утомительно... Ведь это утомляет, правда? (Рука Олега начинает опускаться). Рука устала. (Обращаясь к аудитории). Естественно, рука устает - и можно перейти к схеме, известной вам под названием “5-4-3-2-1”: это правда, и это правда, и это правда, и вот тебе внушение. И человек по инерции соглашается. (Обращаясь к Олегу). Рутустала... Руке хочется опуститься и она медленно... постепенно опускается... (Обращаясь к аудитории). И когда это движение руки вниз совпадает с моими словами - возникает подсознательное доверие, раппорт. (Обращаясь к Олегу). Рука действительно устала... и ты можешь почувствовать усталость... в других мышцах... может быть, в мышцах ног... Или ты можешь почувствовать, как устали веки... Тебе ведь трудно смотреть на этот маятник... пристально, сосредоточенно... Представь себе, что это маятник часов... и перед твоими глазами идет время... и с каждой минутой ты все больше хочешь уснуть... или задремать... или отдохнуть а расслабиться... И по мере того, как опускается рука, опускаются и веки... и глаза закрываются сами собой. И это так приятно... сделать глубокий вдох и выдох... и закрыть глаза... и позволить своей руке опуститься на бедро... и уснуть... если тебе уже хочется спать... спать... (шепотом) спать... И когда ты позволяешь себе отдохнуть... расслабиться... и задремать... твой мозг получает доступ к особым ресурсам... запасам энергии, силы, внимания... И ты еще не знаешь... что через некоторое время... когда ты будешь продолжать отдыхать... или спать... ты будешь готов к лучшему усвоению материала... который ты планируешь усвоить... Отдохни... НЛП: Техники россыпью Через несколько секунд ты вернешься к состоянию бодрствования... с удовольствием вернешься к нам... с чувством прилива сил... Ты сам выберешь момент возвращения... Возможно, ты решил, что уже пора открыть глаза... Возвращайся! Вот так примерно это можно было сделать. Ничего принципиально трудного в классическом гипнозе нет, а знание приемов эриксонианского гипноза помогает и в классическом. Выбирайте то, что вам кажется более уместным с данным конкретным пациентом: пациент любит выполнять приказы - будьте директивным гипнотизером классического толка; пациент предпочитает, чтобы его уговаривали - забалтывайте его эриксонианскими приемами. Глава 7. НЕЯВНАЯ И СКРЫТАЯ ГИПНОТИЗАЦИЯ Наведение транса через кинестетическую неопределенность 1 С. Горин: Теперь я намерен перейти к способам наведения транса, которые можно было бы назвать “полуофициальными”. Применяя их, вы можете наводить транс, не упоминая о нем, но обилие ритуалов наводит пациента на мысль, что был применен гипноз. Эти способы основаны на искусном создании разного рода неопределенности. Что происходит с человеком, который не может спрогнозировать в будущее актуальные текущие события? Сначала у него развивается ориентировочная реакция (по терминологии Павлова), или ситуация ожидания (по терминологии Эрик-сона). И если эта реакция или ситуация затягивается при отсутствии чувства опасности извне - человек погружается в транс (или уходит в себя). Мы уже говорили о том, что человек уходит в себя тогда, когда события внешнего мира чрезмерно предсказуемы (то есть когда во внешнем мире не происходит ничего интересного). То же самое происходит тогда, когда внешний мир предельно непредсказуем - и в то же время безопасен. В данном случае человеку удобнее находиться во внутреннем мире. -., НЛП: Техники россыпью Есть несколько возможностей создать ситуацию непредсказуемости, неопределенности, при одновременном чувстве безопасности. Мы можем, например, как-то манипулировать телом пациента, не обозначив, для чего мы это делаем. Это будет кинестетической неопределенностью. Мне будет проще объяснить этот шаблон по ходу демонстрации. Нужен доброволец. (Выходит молодая девушка). Как мне к вам обращаться? Девушка: Лена. По имени и на “ты”. С. Горин: Хорошо, Лена. Садись сюда, на этот стул. (Ведущий встает за спиной у Лены). Первый шаг шаблона -прикосновение к телу пациента или партнера. Здесь мы опять делаем то, что в обыденной жизни делать не принято: вторгаемся в интимную и суперинтимную зону человека. (Кладет руки на плечи партнерши). И теперь надо дать пациенту время для адаптации к этому прикосновению. Понятно, что я не просто так держу руки на плечах Лены, хотя это и само по себе приятно - я оцениваю тонус мышц. Первая реакция на прикосновение - напряжение мышц. Когда человек адаптируется к прикосновению, мышцы расслабляются... Второй шаг - прикосновение к голове и навязывание пациенту бессистемных движений головы. Прикасаться к голове надо осторожно, мягко (берет голову Лены в свои руки)... Голова -достаточно чувствительное место... И теперь мы даем пациенту инструкцию... (Говорит с подстройкой к дыханию партнерши)... Сейчас, Лена, я буду как-то наклонять твою голову... (начинает бессистемно двигать головой партнерши)... в разные стороны... вперед и назад... И иногда я будупостоянно двигать... твою голову... аиногда остановлю движение (останавливает движения головы, затем продолжает их)... И твоей задачей будет... не помогать и не мешать мне... потому что движения... которые я буду делать... совершенно бессистемны... беспорядочны... (Лена закрывает глаза)... Ты их все равно не сможешь предугадать... поэтому сделай так... чтобы голова следовала за движениями моих рук... сама, без твоего осознанного участия... Я не знаю, когда именно... это произойдет... в то время как иногда я обращаюсь к тебе... а иногда - к аудитории... (Продолжая совершать движения головой партнерши, ведущий обращается к аудитории, меняя интонацию и громкость
речи). Инструкции, которые получает пациент, сводятся к тому, что надо расслабить мышцы шеи, лица, и начать подчиняться навязанным извне движениям. Таким образом, мы готовим пациента к каталепсии, и когда она наступает, нам остается только использовать состояние транса. Здесь нужно руками уловить момент, когда мышцы шеи полностью расслабятся и не будут создавать каких-либо препятствий для тех движений, которые совершаю я. Дождитесь, когда возникнет ощущение, которое бывает при лепке из пластилина - полная податливость материала. (Вновь меняет интонацию и громкость речи, слегка наклоняется к голове партнерши). И теперь я снова обращаюсь к тебе, Лена... Ты уже достаточно расслабилась... и я хочу сказать.. Лена, детка, будь спокойнее... Я все время держу твою голову в руках... Каждое движение я контролирую. Можешь мне доверять в этом смысле... И теперь я снова скажу что-то для аудитории... (Обращается к аудитории). Я хочу, чтобы вы обратили внимание на этот момент, запомнили его. Вам с мест не все видно, позже я немного прокомментирую то, что здесь было. И вот теперь можно показать каталепсию - голова замирает в том положении, которое вы ей придадите (демонстрирует каталепсию). И можно приступить к использованию транса. (Обращается к партнерше). Ты успокоилась, Лена, все хорошо... Вокруг тебя все успокаивается... становится тише... звуки приглушены... и даже мой голос становится тише (начинает говорить тише)... И я знаю, что у тебя есть все нужные тебе ресурсы... для того, чтобы начать решать твои проблемы... наилучшим способом... И сейчас ты получаешь доступ... к этим ресурсам... к запасам энергии... к разнообразным видам поведения... которое тебе нужно... Через некоторое время я уберу руки... и ты постепенно вернешься... в эту комнату... к этим людям... а пока отдохни еще немного... перед тем как вернуться к нам... с чувством свежести, бодрости... прилива сил и нового понимания... (Ведущий говорит громче)... И ты уже готова к тому, что твоя голова... и все твое тело... будут двигаться так, как этого захочешь ты... Теперь я убираю руки... и ты возвращаешься к бодрствованию!
НЛП: Техники россыпью I (Ведущий обращается к аудитории). Понятно, что сразу я руки убирать не буду, на всякий случай я их подержу рядом с головой пациента еще немного. (Лена открывает глаза). О, Лена вернулась! Посмотри вокруг, подвигайся... Как ты себя чувствуешь? Лена: Хорошо. Но мне не хотелось возвращаться. Я бы еще так посидела... С. Горин: Невербальный ответ был, кстати, таким же. Лена открыла глаза и посмотрела на меня, потянулась ко мне телом... Был совершенно однозначный ответ: “Продолжай!” Ничего, Лена, в состоянии бодрствования есть свои прелести. Да, я хотел кое-что прокомментировать. Эта техника при работе с пациентом противоположного пола часто провоцирует перенос, возникновение нетерапевтических чувств к терапевту (как, впрочем, и другие техники, связанные с поглаживаниями, пассами). Почему это происходит? У Десмонда Морриса есть описание стадий сексуального контакта /. Взгляд на тело. Взглянув на человека, можно сразу многое о нем сказать: пол, размеры, общие формы, возраст, черты характера, социальное положение. Взгляд- весьма важный критерий. От этого зависит, будет один человек привлекательным для другого или нет. 2. Глаза в глаза. Когда незнакомые друг другу мужчина и женщина случайно встречаются взглядами, они поспешно отводят глаза, чаще всего, в смущении. А если их взгляды вновь набредут друг на друга, они начинают улыбаться. И это признак того, что они бы не прочь познакомиться поближе. 3. Голос к голосу. Поначалу их разговоры могут быть совершенно тривиальными, типа: “Как Вас зовут?” или “Чем Вы занимаетесь?” На протяжении всей этой довольно длительной стадии люди узнают многое друг о друге: мнения о самых разных вещах, как они проводят время, чем любят заниматься, привычки, увлечения, что любят - чего не любят. И если все это между собой совмещается, они становятся друзьями.
4. Рука к руке. Первый физический контакт достаточно прозаичен. Мужчина может помочь женщине спуститься с высокой ступеньки или подняться на нее либо вообще преодолеть какое-то препятствие. Это может и остаться лишь проявлением этикета. Однако, если люди продолжают держаться за руки, это уже свидетельство начала романтической привязанности друг к другу. 5. Рука на плече. Мужчина может обнять женщину за плечи, хотя данный факт еще ни о чем не свидетельствует. Это может быть проявлением подлинной дружбы - люди “шагают по жизни” рядом. Они все еще заняты миром вокруг них, а не друг другом. Тем не менее, когда физические контакты между людьми принимают форму “рука на плече”, это уже нечто большее, чем обыкновенная дружба; возможно, однако, еще и не настоящая любовь. 6. Рука на талии. Это уже нечто, чего люди одного пола обычно не делают. Что-то явно романтическое. На этой стадии люди уже достаточно близки, чтобы доверять друг другу секреты и говорить на своем интимном языке. Но им предстоит пройти еще долгий путь прежде, чем они станут действительно близки друг другу. 7. Лицом к лицу. На этой стадии развития отношений люди начинают пристально смотреть друг другу в глаза, обнимать и целовать друг друга. И если они не пропустили ни одного из предшествующих шести шагов, то между ними устанавливается особая система коммуникаций, которая позволяет им понимать друг друга практически без слов. В это время сексуальные желания становятся важным фактором взаимоотношений. 8. Руки на голове. Это самое непосредственное развитие того, что возникло между людьми на предыдущей стадии. Они начинают гладить друг друга по голове, разговаривая или целуясь при этом. В нашей культуре люди очень редко касаются головы другого человека, только если это член семьи. В романтических НЛП: Техники россыпью отношениях это указывает на глубокую эмоциональную близость между людьми. 9-12. Последние шаги. В течение этих последних четырех стадий отношения между людьми приобретают преимущественно сексуальный и исключительно интимный характер. Это: “руки касаются груди” (9), “губы касаются груди” (10), “прикосновения ниже талии” (11), “соитие” (12) Очевидно, что это качественное усложнение отношений, и оно наступает, когда люди живут друг с другом. Поэтому все эти четыре стадии относятся к тому времени, когда люди уже вступили в брак. Так вот, прикосновение рук к голове - по Д. Моррису, восьмая стадия (из двенадцати) подготовки к сексуальному контакту. Нет ничего удивительного в том, что это прикосновение получает интимно-сексуальную интерпретацию. Во время демонстрации шаблона был момент, когда (вы этого могли не заметить) у моей партнерши появились колебательные движения тела на уровне таза. Я это расценил как перенос, и, поскольку я не собирался его использовать, назвал Лену “деткой”. Тем самым позиция Лены по отношению ко мне была изменена и колебательные движения прекратились. Вопрос из зала: А что, перенос можно было использовать? С. Горин. Ну, если бы Лена была очень состоятельной пациенткой, я мог бы усилить перенос и стать оплачиваемым членом ее семьи (смех в зале). Бледный юноша: Сергей, почему вы ничего не говорите о том, что при демонстрации работали с энергетикой Лены? Кстати, у вас очень сильная энергетика; С. Горин: Что у меня сильное? Бледный юноша: Биоэнергетика. С. Горин: А, это... Как у нашего окна аура зеленая... (долгая пауза). Бледный юноша: Ну и что?.. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.) |