АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЛП: Техники россыпью 14 страница

Читайте также:
  1. II. Освоение техники микроскопии с иммерсионной системой.
  2. IX. Карашар — Джунгария 1 страница
  3. IX. Карашар — Джунгария 2 страница
  4. IX. Карашар — Джунгария 3 страница
  5. IX. Карашар — Джунгария 4 страница
  6. IX. Карашар — Джунгария 5 страница
  7. IX. Карашар — Джунгария 6 страница
  8. IX. Карашар — Джунгария 7 страница
  9. IX. Карашар — Джунгария 8 страница
  10. IX. Карашар — Джунгария 9 страница
  11. Августа 1981 года 1 страница
  12. Августа 1981 года 2 страница

родные неисчислимые, ведомые и неведомые пакос­ти, зло и действие творим; и тий все будете прокляты самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отцами, аминь. Побежат все ненавидящие нечистые духи от роду Христа, от роду раба Божьего (имярек), призову на вас архангелов, херувимов, серафимов, пре­столов, господств, властей, сплав, пророков, апосто­лов, мучников, преподобных, праведников, угодников и всех святых, а сира сего ошире, аминь. Крест храни­тель всей вселенной, крест красота церковная, крест царем держава, крест верным утверждение, крест ан­гела слава, крест бесам прогонитель и язва. Крест Порченным и больным избавлением и исцелением. Главе, груди, сердцу и животу, рукам, ногам, телу, со­ставам, костям, жилам, удам, частям, членам, крови, чувству и всему человеку на исцеление, самим Госпо­дом нашим Иисусом Христом, Михаилом, Авоидом, Илиею, Николаем, Нифонтом, Марофом, Киприаном, Иустинею, Кононом, Дмитрием и всеми святыми Тво­ими. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй грешного раба Божьего (имярек), аминь, аминь, аминь.

Ну, и раз уж мы заговорили о знахарских техниках, нельзя не сказать о приеме, облегчающем начало шестишаго-вого рефрейминга (установление контакта с частью личнос­ти, ответственной за проблему). Многие экстрасенсы, не зна­ющие о шестишаговом рефрейминге, прекрасно устанавли­вают контакт с любой частью личности таким примерно способом: “Э-э-э, милый... Да на тебе же порча земляная... Ну что, порча, поговорим?” И вы отзеркаливаете направле­ние взгляда пациента, соответствующее погружению в про­блему. Или так: “Кто портил, с тем через тебя говорить буду!” Мне нравится иногда применять такой вот “русский народный” вариант шестишагового рефрейминга, хотя, если говорить о рефрейминге, меня больше привлекает его бук­вальный вариант. Многие из вас знают буквальный рефрей-минг, описанный К. и С. Андреас: вообразите проблему в виде картины, а затем поместите эту картину в различные рам­ки - разного цвета и ширины, разного стиля. Обычно про­блема теряет значительную часть актуальности на десятой-

 

пятнадцатой рамке. Этот вариант хорош, разумеется, для тех пациентов, которые умеют визуализировать.

Есть вариант буквального рефрейминга в аудиальной модальности, применяемый Александром Арсеньевым. От пациента требуется описать свою проблему одной фразой, написать эту фразу на бумаге, а затем читать ее в качестве окончания предлагаемых терапевтом неоконченных предло­жений. Каждое предложение помещает проблему в другой контекст, и пятидесяти контекстов хватает для работы с боль­шинством проблем.

Вы можете попробовать эту технику в работе со свои­ми пациентами. Неоконченные предложения, создающие раз­ные контексты для описанной пациентом проблемы, приве­дены ниже.

КОНтеКСТЪ1ДЛЯБУКВАЛЬНОГОРЕФРЕЙМИНГА

1. Хор ветеранов поет:

2. Женщина упала в лужу, лежит и говорит:

3. Сталин говорит Берии:

4. Встретились два лжеца. Один говорит другому:

5. Один компьютер посылает сообщение другому:

6. Заголовок в газете:

7. Надпись на могильной плите:

8. В море выловили бутылку с запиской:

9. Вы проснулись через сто лет и сказали:

10. Мозг решил пошутить и послал такую мысль:

11. Лучший способ испортить себе жизнь - думать, что:

12. Вот какая мысль пришла в голову слону:

13. Великий колдун признался друзьям:

14. Заразный микроб делился с друзьями:

15. Петух взгромоздился на забор и крикнул:

16. Вы включили радио-и услышали:

17. Вдали раздался смех, а рядом вы услышали шегтот:

18. Начало речи президента:

19. Генерал обратился к стоящему по стойке “смирно” солдату:

20. Папа говорил маленькому сынишке:

21. Пароль для шпиона:

22. Надпись в женском туалете:

23. Пьяница проснулся в вытрезвителе и сказал:

НЛП: Техники россыпью

24. Плохая еда вызывает плохие мысли. Например, такую:

25. Тот, кто ест огурцы, думает:

26. Чтобы не достичь желаемого, надо думать:

27. Плакат, висящий в кабинете президента США, гласит:

28. Сумасшедший говорит соседу по палате:

29. Через десять лет вы с улыбкой вспомните, что ког­да-то думали:

30. Начинайте знакомство с новым человеком словами:

31. Папирус в гробнице фараона начинался словами:

32. Вы подплываете к тонущему и говорите:

33. Пилот горящего авиалайнера говорит штурману:

34. Выбирая профессию, надо учесть тот факт, что:

35. Проснувшись утром, повторите не менее пяти раз:

36. Тост в новогоднюю ночь:

37. Великолепный анекдот:

38. Сожгите записку со словами:

39. Причина развода, которую заявил в суде муж:

40. Войско берет крепость с криками:

41. Штопая носки, хорошо думать:

42. Хотите порадовать врача? Скажите ему:

43. Папа Карло прорезал рот Буратино. Его первыми словами были:

44. Неизвестное откровение Будды:

45. Вор-карманник не выходил на работу, если вспо­минал:

46. Детская игра под названием:

47. Вы едете в поезде, и в стуке колес вам слышится:

48. У величайшего врача была проблема. Он говорил о ней так:

49. Оживили труп. После оживления он сказал:

50. Возьми громкоговоритель, выйди на площадь и скажи:

Музыка в наведении транса

С. Горин....Тогда давайте немного поговорим о пси­хотерапии под музыку вообще и о наведении транса под му­зыку в частности. Я уже как-то упоминал, что музыкальная

 

психотерапия была моей первой, еще студенческой любовью; и это чувство я нес в себе сквозь года, не особенно его афи­шируя, пока не закрыли наш наркологический диспансер и не исчезла вся моя аппаратура и фонотека. Тогда я начал расска­зывать о своем чувстве.

Так вот, вчера у вас был сформирован навык более или менее свободного говорения под музыку, и было бы логично спросить, а зачем он вам нужен? На семинарах обычно обу­чают наводить трансы без музыки, резонно полагая, что, если вы умеете это делать без музыки, то под музыку сумеете по­давно. И вроде бы это так, и вроде бы не совсем...

И еще такой момент: сейчас стало модным сочинение музыкальных произведений специально для сеансов медита­ции, аутотренинга, гипноза. Раньше такой специальной му­зыки не было, но какую-то музыку мы все равно на сеансах использовали. И возникает как вопрос о том, нужна ли для трансовых сеансов специальная музыка, так и вопрос о том, как вообще действует музыка на человека и каким способом она помогает в наведении транса.

У музыки есть собственное действие, состоящее по крайней мере из трех компонентов. Первый компонент - фи­зический (или физиологический), то есть восприятие звука как такового, восприятие некоторых вибраций воздуха как слуховым аппаратом, так и кожными рецепторами. В этом компоненте интересно то, что на любую музыку возникает резонанс в гортани, поэтому оперным певцам рекомендуют слушать только хорошую мелодичную музыку в хорошем ис­полнении и не посещать эстрадные концерты, чтобы прослу­шиванием фальшивого исполнения не портить свой голосо­вой аппарат.

Второй компонент действия музыки - психический: некоторая эмоциональная реакция на восприятие ритма, то­нальности, общей эмоциональной направленности произве­дения, сопровождающаяся добавочными физиологическими сдвигами. Оказывается, довольно трудно разобраться, по ка­ким конкретным критериям мы отличаем веселую музыку от грустной, но мы это делаем... хотя иногда ошибаемся.

И третий компонент- ассоциативный. Здесь подразу­мевается и восприятие некоторых эмоций, заложенных в музы­кальное произведение композитором (или восприятие мыслей и

HJIIJ- Техники россыпью

образов, навеваемых данным произведением), и условно-реф­лекторная связь определенного музыкального произведения с определенным жизненным событием - то, что мы называем “музыкальным якорем”. Согласитесь, что Соната № 2 Шопе­на сильнее действует на тех людей, которые недавно кого-то хоронили, нежели на тех, которые этого не делали. Далее все то, что входит в третий компонент действия музыки, мы бу­дем называть семантикой музыкального произведения.

Я постараюсь пока говорить только о прикладном зна­чении музыки в психотерапии, не углубляясь в категории соб­ственно музыкальной терапии, где основной упор в лечении делается именно на музыку, на ее действие. Но трудно удер­жаться, чтобы не сделать один предварительный вывод из понятия о трех компонентах действия музыки: для того, что­бы воздействие музыки было максимальным, следует усилить все три компонента. Усилить физический компонент - то есть увеличить громкость. Усилить психический компонент - то есть сделать произведение предельно эмоционально насыщен­ным. И усилить семантику произведения-то есть заякорить этой музыкой какое-нибудь подходящее переживание. Един­ственным недостатком такого подхода является то, что для каждого пациента и для каждой его проблемы придется спе­циально создавать отдельное музыкальное произведение. Некоторые, кстати, это делают.

Есть еще такая точка зрения на действие музыки: в каж­дом музыкальном произведении заключено метафорическое решение некоторой проблемы. Если последовательность об­разов и эмоций, вызываемых данным произведением, ока­зывается изоморфной конкретной проблеме конкретного больного человека, то происходит отреагирование пробле­мы (катарсис), и больной выздоравливает. Кто-то из писате­лей-фантастов высказал интересную мысль: если бы люди могли по-настоящему воспринимать тот эмоциональный за­ряд, который композитор вложил в музыкальное произведе­ние, то никто не смог бы слушать музыку - все бы бились в истерических припадках. Что-то в этом есть...

Как ни странно, действие музыки на человека почти не зависит от его интеллектуального уровня. Субъективное восприятие музыки у людей с различным уровнем интел­лекта будет разным, а вот действие музыки - практически

С. Горин НЛП: техники россыпью

одинаковым. Трудно придумать лучшее средство для успоко­ения большой группы детей с задержкой интеллектуального развития, чем “Хоральные прелюдии” Баха. На одного паци­ента это, естественно, тоже подействует.

Одна из возможностей применения музыки в наведе­нии транса (об этом уже говорилось) - сделать музыку фоном для вашего голоса. Зачем мы это делаем? Речь, согласованная с некоторым внешним ритмом и мелодикой, является более доходчивой, более суггестивной, но это превращение простой речи во внушающую оказывается скрытым от сознания паци­ента. Если вы будете говорить под метроном, это тоже хоро­шо, но метроном является частью ритуала гипноза, а воспри­ятие этого ритуала в качестве начала гипноза может вызвать сопротивление пациента. Речь, наслаивающаяся на музыку или другую речь, идет прямо в подсознание, поскольку сознатель­ное внимание пациента привлечено к музыке.

Для подбора музыки в начале работы есть хороший алгоритм, называемый в музыкальной терапии “изопринци-пом Альтшуллера”. В чем он состоит? Эмоциональная направ­ленность музыкального произведения должна соответствовать настроению пациента. То есть депрессивному больному вы включите депрессивную музыку, а гипоманиакальному - ве­селую, бодрую. Многие начинающие врачи делают типичную ошибку, подбирая музыку под свое состояние. И еще одна рекомендация - в начале работы лучше использовать консо-нансную музыку, а не диссонансную... Вас термины смуща­ют? Ну, после того как тут без перевода говорилось об эклек­тичности и экзистенциальное™, слово “эвфемизм” можно и в словаре посмотреть (смех в зале).

Далее будет удобнее говорить о наведении транса от­дельно под мелодичную музыку и под специальную “медита­тивную”. Последняя встречается в двух разновидностях: с использованием звуков природы (или аморфного шума) и с многократным повторением отрывка из трех-четырех звуков. Послушайте оба варианта (ведущий включает магнитофон) Первый фрагмент - вообще нет мелодии, пустое простран­ство: морской прибой, отрывочные звуки синтезатора. Вто­рой фрагмент - вроде бы какая-то мелодия есть, но когда мы прислушиваемся, то понимаем, что там постоянно повторяются

НЛП: Техники россыпью

три-четыре звука, повторяется один и тот же ритмический и условно-мелодичный отрывок.

Для сравнения послушайте мелодичную музыку. (Ве­дущий включает магнитофон, звучит мелодичная гитарная музыка). Почувствуйте разницу...

Итак, в чем отличие этих двух типов музыки? В мело­дичной музыке есть эмоциональное содержание. В музыке, специально написанной для трансов, эмоций нет - и пациент может спроецировать на нее любые свои эмоции. Мелодич­ная музыка имеет богатую семантику, причем эта семантика может быть связана с определенным событием и с опреде­ленным периодом жизни человека. То есть там имеется якорь на событие и якорь на какой-то возраст, в котором эта мело­дия была услышана впервые. Музыка “медитативная” свобод­на от семантики.

И если дальше продолжать сравнивать - плохо или хорошо то, что в одном типе музыки есть семантика, а в другом - нет? Если семантика есть, то во время прослушива­ния музыки эмоции пациента меняются предсказуемо - но только в том случае, если семантика не травматична для па­циента. Для меня некая мелодия - воплощение нежности, а пациентку, возможно, под эту мелодию изнасиловали. А уз­наю я об этом только после сеанса. При работе с “медитатив­ной” музыкой риск столкнуться с нежелательной семантикой отсутствует - но отсутствует и вероятность катарсиса, изо­морфизма мелодии и структуры проблемы пациента.

Да, в этой связи - в музыкальной терапии рекоменду­ют использовать редко исполняемую музыку. Ни в коем слу­чае нельзя использовать шлягер сезона. Его семантика слиш­ком свежая, и если она травматична, то она вам сильно поме­шает, а если она не травматична, то она вам никак не поможет. Его семантика случайна, она не устоялась, она слишком не­предсказуема. Редко звучащая музыка в этом отношении зна­чительно лучше, тем более, если это - не эстрадная музыка. (Я по-прежнему говорю о музыке мелодичной).

Продолжаем сравнивать. Музыка “медитативная” хо­роша еще тем, что она не надоедает врачу. Там нет мелодии, нет эмоций - и врача такая музыка не утомляет. Есть одна кассета, под которую я работал каждый день три года под­ряд - и она мне до сих пор не надоела! С мелодичной музыкой

13 т<

схмнка россыпью

 

такое невозможно. И “медитативная” музыка позволяет не учитывать “принцип Альтшуллера” - она эмоционально ней­тральна, поэтому подходит для практически любого состоя­ния любого пациента.

Но!.. Среди различных мелодий сравнительно легко подобрать такую, которая совпадает с вашим типичным чере­дованием интонаций при беседе на определенную тему. Ска­жем, есть две-три мелодии, которые я отобрал для семейной терапии - под них я веду беседы о любви. Вот послушайте (включает магнитофон): типичное, зарождение чувства, куль­минация, приятные воспоминания о кульминации. Здесь ме­лодия очень сильно способствует усвоению содержания речи - при работе с “медитативной” музыкой такое невоз­можно.

(Далее автор приводит ряд не поддающихся текстовому описанию примеров соответствия опре­деленных мелодий определенным интонациям и те­мам терапевтических бесед.)

И при работе с мелодичной музыкой можно в любой момент усилить эффективность вашего воздействия, сделав музыку чуть громче. Несколько чисто технических примеча­ний. Когда вы говорите под музыку, устанавливайте уровень громкости звуковоспроизводящего устройства не более, чем на 30% от номинальной громкости. Если вы собираетесь уве­личить громкость музыки, делайте это постепенно, не оглу­шайте пациента внезапно. Можно даже предупредить паци­ента о том, что музыка станет громче. Звуковоспроизводящая аппаратура должна быть первого или высшего класса, чтобы обеспечить самое высокое качество воспроизведения, какое вам доступно. Женщины, как правило, не любят высоких ча­стот - сделайте уровень высоких частот ниже при работе с женщинами. Мужчины недолюбливают средние частоты, предпочитая высокие и низкие. Продолжительность сеанса музыкального воздействия следует ограничить 10-15 мину­тами (для мелодичной музыки). И если вы серьезно увлек­лись работой под музыку, старайтесь пореже прослушивать новые произведения через наушники - слух портится.

И еще один момент, связанный с музыкой. Это больше имеет значение для музыкальной терапии, а не для наведения транса под музыку, но все же... Музыковеды знают “правило

НЛП: Техники россыпью

третьего раза” - не выносите суждение о ценности музыкаль­ного произведения, если вы его не прослушали хотя бы триж­ды. Так что решение о том, включать данное произведение в терапевтический репертуар или не включать, вам следует вы­носить после трехкратного прослушивания.

Хорошо. Теперь представьте себе, что в вашей прием­ной, в вашем офисе, вашем стационаре или вашем магазине звучит вот такая неопределенная, “медитативная” музыка (ве­дущий включает магнитофон). Вопрос - в каком состоянии к вам в кабинет будут заходить люди?..

Ответ из зала: В спокойном.

С. Горин: В спокойном... Это только часть ответа, а самое существенное - они будут входить в подготовленном состоянии, которое вы в любой момент можете сделать трансо-вым. Да, громкость “медитативной” музыки увеличивать не следует, и если вы перепоручаете музыкальную трансляцию звукооператору, то иногда проверяйте и корректируйте гром­кость. Звукооператоры склонны устанавливать большую гром­кость, они все немного глуховаты от долгой работы (ведущий выключает магнитофон).

И продолжая сравнение разных типов музыки... Я бы предпочел пользоваться “медитативной” музыкой при работе с группой, и мелодичной музыкой при индивидуальных сеан­сах. Оценить действие семантики легче на одном пациенте, чем на группе.

Сергей: Ну, а если на сеансе мы столкнулись с отрица­тельной семантикой данной музыки, что делать?

С. Горин: Поменять кассету. Или вообще выключить магнитофон. Или перейти на неопределенную музыку.

Сергей: Правильно ли я понял, что мелодичная музыка хороша для решения определенной проблемы, что она наце­лена на проблему, в отличие от музыки хаотичной?

С. Горин: Да. Но мне больше нравится слово “неопре­деленная” музыка, “медитативная” музыка, а не “хаотичная”. Хаотичная - это немного другое, это скорее диссонансная музыка... Однажды я наблюдал действие музыки в большом магазине. Я как раз поднимался по лестнице на второй этаж, мне был виден весь первый этаж, и в этот момент по общей трансляционной сети магазина включили что-то очень быст­рое, ритмичное и диссонансное... И в каждом отделе

 

магазина начались конфликты! Я остался на лестнице, чтобы досмотреть. Как только прекратилась музыка - прекратились конфликты.

Вопрос из зала: Мелодичная музыка лучше ведет за собой, чем “медитативная”?

С. Горин: Безусловно. Тем более, если она хорошо вами подобрана.

Итак, еще раз некоторые общие соображения о работе под музыку. Если вы работаете с мелодичной музыкой, то выбирайте сравнительно малоизвестные произведения, луч­ше из репертуара классической, а не эстрадной музыки. Очень хорошо запомните ход мелодии и последовательность мело­дий на кассете. Используйте хорошую аппаратуру, не делайте звук слишком громким. Если вы работаете с мелодичной му­зыкой эстрадной категории, постарайтесь узнать у пациента что-нибудь насчет семантики мелодий; или хотя бы проводи­те калибровку во время сеанса. Если вы включили музыку и вам хорошо, а пациенту плохо, то приоритет все-таки следует отдать самочувствию пациента... хотя это и необязательно (смех в зале).

Все-таки хорошо, что появилась музыка, специально созданная для наведения транса (ведущий включает магнито­фон, меняет интонацию и громкость речи). Правда, мне так и непонятно, почему эта музыка спонтанно способствует на­ступлению транса... Может быть, это то же самое, что сидеть и смотреть на пламя свечи... или на пламя костра... Почему люди так любят смотреть на пламя?.. Почему даже обезьяны любят смотреть на пламя?.. И медведи тоже любят смотреть на огонь... Считается, что медведи боятся костра - ничего подобного... Что такое древнее заставляет нас концентриро­вать внимание на случайно меняющихся картинах... плыву­щих облаков... язычков пламени... бегущих волн... игры сол­нечных зайчиков на этих волнах?.. Может быть, прав был Милтон Эриксон, когда говорил, что у человека есть потреб­ность в трансе?.. Интересно, есть ли у каждого из нас по­требность в трансе?.. Можем ли мы осознать эту потреб­ность прямо сейчас?.. И когда мы выбираем, осознавать нам потребность в трансе... или не осознавать... то выбираем ли мы осознание легкого транса... или более глубокого транса?.. И тот уровень транса, который мы достигаем... зачем он нам

НЛП: Техники россыпью

нужен, если не для упорядочения внутреннего опыта... для систематизации того, что было только что получено?.. И я не знаю, правда ли то... что люди многому могут научиться... в состоянии транса... А если музыка сейчас звучит гром­че... означает ли это... (долгая пауза)... что ее можно сделать тише?.. Или выключить совсем - одновременно с возвраще­нием к ясному сознанию. Хорошо, вы можете вернуться к бодрствованию, хотя это и не обязательно.

Да, еще один момент, связанный с семантикой. Мело­дии прошлых лет способствуют наступлению возрастной рег­рессии без специальных указаний. Я в свое время записал на кассете мелодичные произведения для наведения и использо­вания транса. Часть из них вы уже прослушали, когда я гово­рил о связи мелодии и интонации, но там есть еще пара “изю­минок”. Вот, например, мелодия для пробуждения, для воз­вращения из транса (ведущий включает магнитофон). Вы легко разберетесь, почему именно эта мелодия способствует пробуждению... Да, именно так. И на обратной стороне кас­сеты есть мелодии, облегчающие наведение транса через воз­растную регрессию, они тоже отобраны со смыслом.

Глава 8. РАБОТА С ДЕПРЕССИЕЙ

С. Горин: О'ке-е-ей... Вчера я совершенно случайно обнаружил, что во время дискуссии все выступающие, гово­ря о проблемах психотерапевта, явно испытывали трудности с вербализацией эмоций - каждый оратор либо начинал, либо продолжал выступление через “как бы”, через сослагатель­ное наклонение.

(Примечание ¦ общая тема смоленского неком­мерческого семинара по психотерапии в 1994 году -“Конфликты психотерапевта, конфликты психоте­рапии”. Эта тема звучала в лекциях ведущих и нео­днократно обсуждалась на общих дискуссиях).

Тогда же я подумал, что если это вот сослагательное наклонение с его приблизительностью перенести в мою мо­дель мира, то получится, что сейчас я как бы провожу семи­нар с чем-то вроде группы, да еще и записываю все это на нечто, напоминающее диктофон... (смех в зале). Мне ка­жется, что все эти “как бы” - визитная карточка психологов. Если человек говорит: “Мы испытываем ощущение”, то пе­ред вами - психотерапевт. Если же вы слышите: “Мы как бы испытываем нечто вроде ощущения”, то перед вами - психо­лог (смех в зале).

Возможно, существует секретная должностная инструк­ция, которая обязывает психологов разговаривать именно так. Впрочем, есть мнение, что некоторая приблизительность, отстраненность в описаниях характерна для всех жителей

НЛП- Техники россыпью

крупных городов; в речи деревенских жителей сослагатель­ное наклонение присутствует редко...

Хорошо. Все собрались, и у нас опять есть выбор, чем заниматься? Поскольку погода все-таки испортилась, я пред­лагаю тему “Работа с депрессией”. Для того, чтобы работать с депрессией, в нее надо бы слегка погрузиться...

Давайте немного поговорим о том, как люди погружа­ются в депрессию. Наиболее известна описанная в литерату­ре визуальная стратегия, более свойственная психогенной депрессии: извлекается из памяти визуальный образ, при этом кинестетический доступ к образу блокируется. То есть паци­ент комбинирует эйдетический образ (картину потери) с бло­ком на кинестетику. Проще говоря, человек каким-то спосо­бом ушел от нас, и мы видим этого человека, мы его помним, но у нас нет ощущений от этого человека (а иногда нет нуж­ных нам эмоций по поводу значимой когда-то личности), и отсутствие ощущений (или отсутствие эмоций) мы пережи­ваем болезненно. Это довольно забавный момент: еще мож­но понять, что мы болезненно переживаем отсутствие ощу­щений, но вот как мы ухитряемся болезненно переживать от­сутствие эмоций... Загадка.

Безусловно, есть и другие стратегии погружения в деп­рессию. Если есть три модальности, то наверняка во всех трех найдутся способы почувствовать себя плохо. Очень надеж­ный способ погружения в депрессию (обычно - в эндоген­ную) имеется в аудиальной модальности, а конкретнее во внут­реннем диалоге: надо просто рассказать себе о своих неуда­чах и неприятностях, делая это собственным голосом или чьим-то еще.

Самый, по-видимому, простой способ уйти в депрес­сию - через кинестетику. Здесь возможны по крайней мере два основных варианта: пониженное настроение вследствие физических страданий, стратегия “чувствую - чувствую”; и болезненное бесчувствие, anaesthesia dolorosa, депрессия по поводу отсутствия эмоций или ощущений (стратегию можно было бы назвать “не чувствую - чувствую”).

Диагностика конкретной стратегии у данного конкрет­ного пациента - навык сравнительно простой, останавливаться на этом мне не хочется. Будете ли вы выявлять стратегию по глазодвигательным паттернам или по предикатам - неважно...

 

Итак, есть три основных стратегии ухода в депрессию (“вижу - чувствую”, “слышу - чувствую”, “чувствую - чув­ствую”), и есть вариации с блоком на кинестетику и плохим самочувствием по этому поводу. На самом деле вариаций, конечно, больше, и среди них можно найти весьма утон­ченные...

Например, можно осознать себя постоянно находящим­ся в депрессии, если заблокировать память на положитель­ные эмоции. С такими больными интересно разговаривать -допустим, вам доложили, что депрессивный пациент Н. пос­ле завтрака рассказывал анекдоты и при этом искренне сме­ялся; вы обрадовано вызываете этого Н. и спрашиваете: “Ну, как вы сегодня себя чувствуете?” А он отвечает: “Отврати­тельно”. “Но ведь утром вам было лучше?” “Нет, мне не было лучше”.

Мне такое состояние напоминает по структуре сон без чувства сна - возможность достигать, переживать состояние у человека осталась, а кинестетическая память заблокирова­на. И беседы с пациентами складываются в чем-то похоже: “Соседи по палате говорят, что вы всю ночь храпели...” “Да я глаз не сомкнул!!!” Кстати, про сон без чувства сна: там до­вольно забавная опорная точка состоит часто в том, что чело­век спит, и ему снится комната, в которой он сейчас находит­ся. Пациенту вы этого, конечно, не докажете, но легко можете помочь, поработав с содержанием его сновидений. Можно дать прямую инструкцию в трансе, о том, что человек увидит не­что более интересное, чем его комната.

Вернемся к депрессии. Понятно, что обозначив по ша­гам стратегии входа в депрессию, мы уже знаем, как двигать­ся к выходу. Но мне хотелось бы сделать еще несколько при­мечаний общего характера по поводу работы с депрессией, до того как мы начнем разбирать работу по шагам. Вот, ска­жем, бывают депрессии как психический симптом некоторых соматических расстройств; и здесь забавно то, что и врач, и пациент находят для такой депрессии массу психологических причин, не обсуждая соматические. Например, при заболева­ниях кишечника, сопровождающихся хроническими запора­ми, пациенты часто страдают депрессиями с оттенком дис­фории. И таких пациентов лечат антидепрессантами вместо слабительного.

НЛП: Техники россыпью

Наверное, это общая закономерность - когда психоте­рапевт (или любой другой специалист) становится слишком уж продвинутым, он часто забывает о простых вещах в ущерб сложным. Он постоянно чего-то добивается в сложных слу­чаях, это понятно, но с простыми работает под девизом: “Толь­ко взял боец трехрядку - сразу видно, что скрипач”. Мне было любопытно услышать одну историю, связанную с лечением бессонницы. Пациента лечили по очереди несколько очень квалифицированных специалистов, и только один догадался спросить: “А сколько кофе вы употребляете в день?” Паци­ент ответил: Двадцать чашек”. Пациент понятия не имел, что употребление кофе может вызывать бессонницу...

Так что когда имеете дело с хроническими депрессия­ми (особенно с оттенком дисфории или ажитации), поинте­ресуйтесь телесными функциями и образом жизни пациента.

И еще такая идея по поводу работы с психотической депрессией... Многие, работающие с психозами психотера­певтическими методами, воспринимают свою работу, как по­стоянный вызов. Примерно такая позиция получается: “Я сильнее любых лекарств, и если больному все-таки назнача­ют лекарства, то это - мой проигрыш, моя некомпетентность”. Наверное, это далеко не всегда так, и хорошо бы с самого начала настроиться, что психотерапия, все эти нэлперские заморочки - это, конечно, здорово, но аминазин и амитрип-тилин - тоже вещь хорошая и нужная... Если у вас болит сер­дце, а в доме нет коньяка - попробуйте валидол, иногда помо­гает... То есть не следует стесняться того, что в любой мо­мент вы можете воспользоваться лекарствами - во благо пациента же.

Или возьмем требование психотерапевтов об отмене всех психотропных препаратов пациенту на время психотерапевтической работы... Мне это не кажется безус­ловно правильным. Ну, хорошо, мы все отменили - и боль­ной выдал повторный психотический эпизод - зачем это было нужно? Понятно, что человек, находящийся под действием психотропных средств - это другая личность, и если вы ре­шили проблемы такого человека, то потом придется еще раз решать проблемы этого же человека, уже не получающего психотропные препараты. Скорее всего, энэлписты правы в том, что если начинать работу на фоне действия препаратов,


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)