|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. Заслушивание докладов1. Кинетическая речь и ее особенности. 2. Проблема речи и мышления в трудах А.А. Леонтьева. 3. Проблема речи и мышления в трудах Л.С. Выготского. 4. Основные идеи в работах Г.Г. Шпета «Язык и смысл», «Внутренняя форма слова». 5. Основные идеи в трудах Д.С. Лихачева о языке.
Практическая часть занятия I. Высказывания о речи и языке 1. Объяснить значение пословиц народов мира о слове и языке. Слово не стрела, а пуще стрелы разит (русская пословица). Слово ушей ищет, чтобы в них гнездо свить (русская пословица). Бык привязан за рога, а человек – за язык (арабская пословица). Плохое желание не находит хорошего слова (английская пословица). Язык обстоятельств яснее языка слов (арабская половица). Стрелять – еще не значит быть стрелком; не тот речист, кто треплет языком (узбекская пословица).
2. Объяснить смысл высказываний. Что такое язык? Прежде всего, это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык … он также как бы пронизывается этим способом выражения (А.Н. Толстой). Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя. Оно способно увлекать за собой и самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском (А.Ф. Кони). Сила мысли есть творческая сила. Во вселенной нет другой такой творческой силы, и если бы люди знали и пользовались ею, их эволюция была бы гораздо более быстрой, чем она есть на самом деле… Чтобы хорошо жить, надо хорошо мыслить (Н.К. Рерих). Речь удивительное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться ею (Г.В.Ф. Гегель).
3. Привести примеры высказываний о речи и языке, объяснить их значение.
4. Аукцион «Пословицы». На аукционе побеждает тот, кто последним назовет пословицу о языке и речи (повторов быть не должно).
II. Работа с текстом. Текст 1. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небосвод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханный. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и спокойны эти пруды; холод и мрак их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник – ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. В вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посереди неба… Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо (Н.В. Гоголь).
Текст 2. Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общение невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, то есть понимания человеком действительности и себя в ней. Долгое время ученые пытались доказать, что язык – это такой же организм, как животные и растения, что он развивается по тем же законам природы, одинаковым для всех языков, в любом месте и в любое время; как все организмы, он рождается, созревает, достигает расцвета, клонится к упадку и умирает. Однако такое понимание языка не приводит к правильному объяснению явлений действительности, а, наоборот, уводит от истины. Некоторые «мысленные» опыты легко могут убедить в обратном. На первый взгляд может показаться, что ребенок выучивается дышать, смотреть, ходить и говорить одинаковым путем. Но это неверно. Если новорожденного ребенка поселить на необитаемый остров и если он выживет там, то он будет прекрасно бегать, лазать, прятаться от опасностей, добывать себе пищу, но говорить он не будет, так как ему не у кого научиться говорить и не с кем говорить. Природные, биологические свойства человека могут развиваться и вне общества в изолированном состоянии, но навыки, связанные с языком, в таких условиях развиваться не могут. Известно, что от родителей-зулусов может произойти только негритенок, а от китайцев – китайчонок, но значит ли это, что первый ребенок обязательно будет говорить по-зулусски, а второй – по-китайски? Для решения этого вопроса проделаем второй «мысленный» опыт: «переселим» новорожденного зулуса в Китай, а китайчонка – в Африку к зулусам. Окажется, что зулус будет говорить по-китайски, а китаец – по-зулусски. И хотя своим внешним видом эти дети будут резко выделяться из окружающей их среды (маленький зулус будет похож на своих родителей, а маленький китаец – на своих), по языку они будут совершенно одинаковы с окружающими их людьми. Итак, язык не передается по физической наследственности, тогда как цвет кожи, пропорции тела, формы черепа, характер волосяного покрова – так называемые расовые признаки – неизбежно следуют биологическим законам наследственности. Отсюда ясно, что отождествление языковых и расовых признаков – грубая ошибка. Близость языков друг к другу вовсе не соответствует расовой схожести, и, наоборот, общность расы не связана с единством или схожестью языков. Границы рас и границы языков не совпадают. И.П. Павлов писал: «Животные и примитивные люди, до тех пор пока эти последние не развились в настоящих людей и не приблизились к нашему состоянию, сносятся и сносились с окружающим миром только при помощи тех впечатлений, которые они получали от каждого отдельного раздражения в виде всевозможных ощущений – зрительных, звуковых, температурных и т.д. Затем, когда наконец появился человек, то эти первые сигналы действительности, которыми мы постоянно ориентируемся, заменили в значительной степени словесными… Понятное дело, что на основе впечатлений от действительности, на основе этих первых сигналов ее у нас развивались вторичные сигналы в виде слов». Отсюда вытекает теория И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах. Впечатления, ощущения и представления об окружающей, внешней среде, как общеприродной, так и социальной (исключая слово, слышимое и видимое), – «это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными». Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, с образованием общих понятий и слов. «Огромное преимущество человека над животным заключается в возможности иметь общие понятия, которые образовались при помощи слова… Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов» (И.П.Павлов). Все сказанное позволяет сделать вывод, что: 1) язык – не природное, не биологическое явление; 2) его существование и развитие не подчинено законам природы; 3) физические признаки (например, расовые) не имеют отношения к языку; 4) языком обладают только люди – это вторая сигнальная система, которой нет у животных. (А. Реформатский). Текст 3. Определить лексическое и грамматическое значение выделенных слов.Объяснить значение выделенных оборотов речи. В квартале нашем много родилось и жило замечательных людей, – в старину рождались они чаще, чем теперь, и были заметней, а ныне, когда все ходят в пиджаках и занимаются политикой, трудно стало человеку подняться выше других, да и душа туго растет, когда ее пеленают газетной бумагой… До лета прошлого года гордостью нашего квартала была Нунча, торговка овощами, – самый веселый человек в мире и первая красавица нашего угла... Но милая Нунча прошлым летом умерла на улице во время танца, – редко бывает, чтобы человек умер так, и об этом стоит рассказать. Она была слишком веселой и сердечной женщиной, чтобы спокойно жить с мужем. Муж ее долго не понимал этого – кричал, размахивал руками, показывал людям нож и однажды пустил его в дело. Полиция не любит таких шуток, и Стефано, посидев немного в тюрьме, уехал в Аргентину. Перемена воздуха очень помогает сердитым людям. Нунча в двадцать три года осталась одна с дочерью на руках, парой ослов, огородом и тележкой. Веселому человеку немного нужно. Работать она умела, а желающих помочь ей было много. Лет десять сияла Нунча, всеми признанная первая красавица нашей улицы. Если бы она была девушкой, ее, конечно, выбрали бы королевой рынка, чем она и была в глазах всех… Но однажды в праздник, когда люди выходили из церкви, кто-то заметил удивленно: – Смотрите-ка, Нина становится совсем как мать! Это была правда. Дочь Нунчи Нина незаметно для людей засияла звездой такой же яркой, как мать. Ей было только четырнадцать лет, но, высокая и стройная, она казалась старше. Даже сама Нунча удивилась, присмотревшись к ней: – Святая Мадонна! Неужели ты, Нина, хочешь быть красивей меня? Девушка, улыбаясь, ответила: – Нет, только такой, как ты, этого для меня довольно… И тогда впервые на лице веселой женщины люди увидели тень грусти, а вечером она сказала подругам: – Вот наша жизнь! Не успеешь допить свой стакан до половины, а к нему уже потянулась новая рука… Прошел год. Два. Дочь все ближе к матери и дальше от н ее. Уже всем заметно, что парни не знают, куда смотреть ласковей – на ту или эту. А подруги – подруги любят ударить по больному месту – спрашивают: – Что, Нунча, гасит тебя дочь? Женщина, смеясь, отвечала: – Большие звезды и при луне видны… Как мать, она гордилась красотой дочери, как женщина, Нунча не могла не завидовать юности. Нина встала между ней и солнцем, матери было обидно жить в тени. И настал день, когда дочь сказала матери: – Мама, ты слишком заслоняешь меня от людей, а ведь я уже не маленькая и хочу взять от жизни свое. Ты жила много и весело, не пришло ли и для меня время жить? – В чем дело? – спросила мать, виновато опустив глаза. Знала она, в чем дело. Из Австралии возвратился на родину Энрико Барбоне. Было ему тридцать шесть лет. Крепкий, сильный, веселый, он прекрасно рассказывал о своей жизни в Австралии, жизни, полной чудес. Все принимали его рассказы за сказки, мать и дочь – за правду. – Я вижу, что нравлюсь Энрико, – говорила Нина, – а ты играешь с ним, и это делает его легкомысленным и мешает мне. – Понимаю, – сказала Нунча. – Хорошо, ты не будешь жаловаться мадонне на свою мать. И эта женщина честно отошла прочь от человека, который был приятен ей больше многих других. Это видели все. Но известно, что легкие победы делают победителей заносчивыми, а если победитель еще дитя – дело совсем плохо! Нина стала говорить с матерью не так, как заслуживала Нунча. И вот однажды на празднике нашего квартала, когда люди веселились от всей души, а Нунча уже великолепно станцевала тарантеллу, дочь заметила ей при всех: – Не слишком ли много ты танцуешь? Пожалуй, это не по годам тебе, пора беречь свое сердце. Все, кто слышал дерзкие слова, сказанные ласково, замолчали на секунду, а Нунча крикнула сердито: – Мое сердце? Ты заботишься о нем, да? Хорошо, девочка, спасибо! Но посмотрим, чье сердце сильнее! И, подумав, предложила: – Мы побежим с тобой до фонтана три раза туда и обратно, не отдыхая, конечно… Некоторым это показалось смешным, но большинство, уважая Нунчу, заставило дочь принять вызов матери. И вот мать и дочь стоят рядом, не глядя друг на друга, вот они сорвались и летят вдоль улицы на площадь, как две большие белые птицы. Уже с первых минут стало ясно, что победит мать. Нунча бежала так свободно и красиво, точно сама земля несла ее, как мать ребенка. Люди стали бросать из окон цветы ей под ноги, аплодировали ей. В два конца она опередила дочь. Нина, разбитая, обиженная неудачей, упала на землю – не могла уже бежать в третий раз. Бодрая, как кошка, Нунча наклонилась над ней, смеясь вместе со многими. – Дитя, – говорила она ласково, – надо знать, что наиболее сильное сердце в веселье, работе, любви – сердце женщины, испытанной жизнью, – а жизнь узнаешь далеко за тридцать… дитя, не огорчайся! И, не давая себе отдохнуть после бега, Нунча пожелала танцевать тарантеллу: – Кто хочет? Вышел Энрико, снял шляпу и низко поклонился этой славной женщине… Грянул, загудел, зажужжал бубен и вспыхнула пламенная пляска… Завертелась Нунча, извиваясь, как змея. Танцевала она долго, со многими, мужчины уставали, а она все не могла насытиться. Было уже далеко за полночь, когда она, крикнув: – Ну, Энри, еще раз, последний! – снова медленно начала танец с ним, но вдруг, коротко вскрикнув, она упала на землю… Доктор сказал, что она умерла от разрыва сердца. Вероятно… (А.М. Горький). Текст 4. Потебня А.А.[2] Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |