|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 2. Психология познавательных процессовОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ Задача № 1 Из приведенных примеров выберите те, в которых описываются проявления ощущения, и дайте обоснование своего ответа. 1. Девочка четырех лет нашла табель-календарь. Показывая на число «3», говорит: «Зина здесь написано». Потом в числах 13, 23 снова находит цифру «3» и повторяет: «И здесь Зина. И здесь». 2. Учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие перестали писать. Задача № 2 Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере: а) побывав в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его. б) А.Н.Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета. в) Ориентировка слепоглухих в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. г) При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась. д) При усилении освещения в зале звуки, несущиеся со сцены стали казаться зрителям громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленные к задаче вопросы. Выберете тот номер ответа, в котором все явления указаны верно: 1 - а/изменения обоняния, б/взаимодействие анализаторов, в/сенсибилизация, г/сенсибилизация, д/синестезия/ 2 - а /адаптация, б /синестезия, в/ специальная сенсорная организация, г/сенсибилизация, д /сенсибилизация 3 а/адаптация, б/специфика абсолютного слуха, в/тренировка чувствительности, г/сенсибилизация, д /синестезия. Задача № 3 Выберете номер ответа, содержащий все существенные отличительные признаки восприятия (номер ответа см. в конце задачи) A) субъективное отражение внешнего мира Б) отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету B) первоначальный источник всех знаний об окружающем мире Г) результат совместной деятельности ряда анализаторов Д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениями окружающего мира Е) составной элемент, из которого складываются все предметы и явления окружающего мира Ж) искаженное отражение окружающего мира • 3) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету И) отражение законов природы и общества К) отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов 1 - а,б,в,е; 2 - г,ж,з,и; 3 - а,б,з,и; 4 - б,г,д,к; 5 - в,д,ж,и. Задача № 4 Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность, зависимость, восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, контрастность) проявляются в данных примерах? 1. «Маяковский был высокого роста, и все обычно привыкли видеть его снизу, с подбородка: в этом ракурсе его лицо приобретало тяжелую скульптурную монументальность. На самом же деле, с точки зрения обычной пропорции, подбородок у Маяковского не был большим (хотя многие художники и скульпторы до сих пор бьются и не могут найти эту неуловимую и характерную для лица поэта значительность: они искусственно утяжеляют ему подбородок и сразу теряют сходство). А подбородок у Маяковского был, как это ни кажется странным, совсем не резко выраженным, а даже наоборот – мягкого контура. Монументальность поэту придавали его рост, плечи, широкий великолепный рот оратора и жгучие, полные ума, человечности и ощущения скрытой силы, огромные, выразительные глаза» 2. Человек с неподвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимой, производит более сильное впечатление (при прочих разных условиях). Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин Незнакомый офицер будет острее восприниматься в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия. 3. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке глаза уменьшится как в длину, так и в ширину, т.е. уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину. 4. Гёте отмечал, что темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга того же диаметра на белом фоне последний предмет кажется примерно на 1/5 меньше первого. Они кажутся равными, если черный круг сделать соответственно больше. 5. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль. Задача № 5 Какая закономерность ощущений лежит в основе описанного факта? Зарубежные исследователи помещали испытуемых в особых боксах на удобные кушетки. На глаза им надевали очки, рассеивающие свет; на уши - аудиофоны, не позволяющие слышать даже собственную речь; на руки - футляры, исключающие осязательные восприятия. Эти эксперименты получили название «строгой сенсорной депривацией». В исследованиях советских ученых применялись специальные помещения, не пропускающие звуков, так называемые сурдокамеры. В опытах со строгой депривацией у большинства испытуемых, несколько часов спустя, возникают различные галлюцинации. Один из испытуемых «увидел процессию белок, марширующих по снежному полю с мешками через плечо». Другой - «ряд маленьких желтых людей с надетыми черными кепками и открытыми ртами». Третьему «предстала обнаженная женщина, плавающая в пруду». Четвертый утверждал, что он «видел поле ядовитых золотых грибов, на ножке одного из которых отражался солнечный свет». Задача № 6 Какая закономерность ощущений объясняет изменения в остроте зрения? У детей дошкольного возраста испытывали остроту зрения. Они должны были с различного расстояния узнать показываемые фигуры. Затем те же фигуры дети должны были узнать в условиях игры в «охотники», чтобы по ним найти местонахождения зверей. В игре дети обнаружили значительно большую остроту зрения. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ Задача №1 Выберите из отличительных особенностей процессов отражения те, которые характеризуют мышление человека: A) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира; Б) отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений; B) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей; Г) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений; Д) отражение при непосредственном взаимодействии предметов и явлений на органы чувств; Е) отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи. Задача № 2 Выберите из отличительных особенностей процессов психического отражения те, которые характеризуют мышление человека: A) отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира; Б) отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений; B) отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей; Г) отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений, Д) отражение при непосредственном взаимодействии предметов и явлений на органы чувств; Е) отражение действительности опосредованным путем при обязательном участии речи. Задача №3 Определите, какие приемы использованы для создания образов воображения в народном самодеятельном, художественном, техническом видах творчества (агглютинация, гиперболизация, подчеркивание, схематизация, типизация). По каким признакам это можно установить? A) художник создает орнамент, элементы которого взяты из растительного мира. Б) Согласно греческой мифологии Геракл был обречен повиноваться Еврисфею. Геракл совершил 12 подвигов и избавился от служения Еврисфею. Среди этих подвигов называют истребление птиц-чудовищ с медными когтями, крыльями и клювами; победа над Критским быком, изрыгавшим пламя; похищения коров у трехголового великана Гериона. B) как известно, происхождение термина «психология» связано с двумя греческими словами: «психе» и «логос». В греческой мифологии «психе» представляла собой олицетворение человеческой души; изображалась в виде молодой девушки с крыльями бабочки. Аккордеон - это есть сочетание фортепиано и баяна. В современном танце «брейк» танцующий уподобляет себя человеку-роботу. Г) У Толстого нередко случается так, что художественный образ создается на основе соотнесений с различными реальными лицами, а одно и тоже конкретное лицо становится для создания совершенно не сравнимых на первый взгляд героев. Д)... старый старичок: Худой, как зайцы зимние, Весь бел и шапка белая, Высокая, с околышем Из красного сукна. Нос клювом, как у ястреба. Усы седые длинные И - разные глаза: Один, здоровый - светится, А левый - мутный, пасмурный, Как оловянный грош! Задача № 4 В древней Греции пользовался большой популярностью рассказ о крокодиле и матери. Крокодил выхватил у женщины, стоявшей на берегу реки, ребенка. На ее мольбу вернуть ребенка, крокодил ответил: «Твое несчастье расстроило меня, и я дам тебе шанс получить ребенка назад. Угадай, отдам я его тебе или нет. Если отгадаешь правильно, я верну ребенка. Если не угадаешь, я его не отдам. Подумав, мать ответила: - Ты не отдашь мне ребенка. Ты его не получишь, - заключил крокодил. Ты сказала либо правду, либо не правду. Если то, что я не отдам ребенка - правда, я не отдам его, так как иначе сказанное мной не будет правдой. Если сказанное - неправда, значит, ты не угадала, и я не отдам ребенка по уговору. Однако матери это рассуждение не показалось убедительным. Но ведь, если я сказала правду, то ты отдаешь мне ребенка, как мы и договаривались. Если я не угадала, что ты не отдашь ребенка, то ты мне его отдашь, иначе сказанное мною не будет правдой. Кто прав: мать или крокодил? К чему обязывает крокодила данное им обещание? К тому, чтобы отдать ребенка, или, напротив, чтобы не отдавать его? Задача № 5 В психологии распространена следующая классификация видов мышления: наглядно-действительное, наглядно-образное и отвлеченное (теоретическое). Известный специалист в области художественного творчества Б.С. Мейлах выделяет 3 типа художественного мышления: художественно-аналитический - отличается единством «идеи» и «образа», аналитического и конкретно-чувственных элементов творчества; субъектно-экспрессивный чувственная и эмоциональная окраска изображения преобладает над относительно слабой аналитической тенденцией; рационалистический - «идея» доминирует над «образом». Сопоставьте выше обозначенные две классификации мышления друг с другом. Задача № 6 Л.Н. Толстой выделял два «сорта» писательского труда: 1. Когда описывается то, чего никогда не было. 2. Когда рассказывается то, что было в действительности. В последнем случае Л.Н. Толстой всегда идет от факта, это необходимый для него творческий импульс. Но в завершенном тексте этого почти не ощущается, контуры портрета героя и предполагаемого прототипа не совпадают. Какие виды воображения лежат в основе классификации Л.Н. Толстым писательского труда? Задача № 7 1. Определите вид воображения по следующему отрывку. И вдруг ослепительная идея ударила мне в голову. Она пронизала сумрак «аптечки», как молния, и я не удивился, услышав последующий вскоре гром (потом оказалось, что это Аннушка на кухне уронила противень). 2. Не надо было некуда бежать, не надо было искать обетованную землю. Она была здесь, около нас. Ее надо было только выдумать. Я уже видел ее в темноте. Вон там, где дверь, - пальмы, корабли, дворцы, горы... Оська, земля! - воскликнул я задыхаясь. Земля! Новая игра на всю жизнь! Задача № 8 К приведенным ниже рядам понятий подберите более общие понятия. Скажите, как называются первые понятия. А как называются остальныеобщие понятия? 1. Ощущения, восприятия, мышление, воображение. 2. Радость, гнев, печаль, страх. 3. Зрение, слух, обоняние, вкус. ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ Задача № 1 Синоптики, передавая по радио сводку погоды, иногда включают в строй знаков и цифр фразы, не имеющие отношение к сообщению, вроде такой: «Хитрая лиса перепрыгнула ленивую собаку». Это не шифр. Загадка такой смешной фразы состоит в том, чтобы встряхнуть радиста, который долгие часы находится на вахте, вызывать в нем улыбку. Объясните с психологической точки зрения необходимость применения такого средства и вызываемый им эффект. Задача №2 По-моему, тот суфлер хорош, который умеет весь вечер молчать, а в критический момент сказать только одно слово, которое вдруг выпало из памяти артиста. Но наш суфлер шипит все время без остановки и ужасно мешает. Не знаешь, куда деваться и как избавиться от этого не в меру усердного помощника, который точно влезает через ухо в самую душу. В конце концов он победил меня. Я сбился, остановился... Какое свойство внимания здесь проявляется? Задача № 3 Известны художники (например, Н.Н. Ге, Г. Доре), которым было достаточно смотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могли продолжить работу над картиной в отсутствие модели, сохраняя образ модели со всеми ее деталями. О развитии какого вида памяти свидетельствуют эти примеры? Задача № 4 Многие слышали, о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог по, преданию, делать одновременно семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Какие характеристики (свойства) внимания - распределение или переключаемость - лежат в основе деятельности этих людей? Задача № 5 Какая особенность внимания обнаруживается в описанных ниже случаях? 1. Как-то раз, когда у известного композитора и химика А.П. Бородина были гости, утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, т.к. у него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю. 2. Однажды у известного математика Гильберта был званный вечер. После прихода одного из гостей мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему, чтобы он сменил галстук. Гильберт ушел. Через час встревоженная хозяйка дома отправилась на поиски супруга, заглянув в спальню, обнаружила его в постели. Тот крепко спал. Проснувшись, он вспомнил, что сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать. Задача № 6 Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляются в описанных действиях. 1. Участнику самодеятельного литературного театра задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне»? Участник кружка, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала «современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год на кануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году». 2. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не обозначающая математическая формула. Ш. Внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое. 3. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий внимательно взглянув на другого человека, радостно бросается ему на встречу. - Вы?! Это Вы?! Простите, мне кажется, что я Вас не знаю. А где мы встречались? А помните, в таком-то году, в таком-то городе? А! Так Вы... 4. Студент излагает материал по теме, заданной неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Опрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45%. Задача №7 Какие виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая) проявляются в данных примерах? Каковы отличительные признаки каждого вида памяти? 1. Напевы песен запоминались певцами сами собой, раз навсегда (что служит доказательством колоссальной музыкальной памяти русского крестьянина). 2. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» главная героиня вспоминает свои молодые годы: «Раз как-то шли мы по берегу реки, и вот он сказал мне гордое, обидное слово. О! О! Я рассердилась! Я закипела, как смола! Я взяла его на руки и, как ребенка, - он был маленький, - подняла вверх, сдавив ему бока так, что он посинел весь. И вот я размахнулась и бросила его с берега в реку. Он кричал. Смешно так кричал». 3. Основоположник мужского героического танца в советском балетном театре Ермолаев во время спектакля получил травму ноги и два года был вынужден не танцевать. Затем он снова стал одним из ведущих танцовщиков Большого театра. Он танцевал Жака де Бриена и Абдерахмана в «Раймонде», Тибальдо а «Ромео и Джульетте», Ли Шанфу в «Красном маке», Евгения в «Медном всаднике», Северьяна в балете «Сказка о каменном цветке», Гирея в «Бахчисарайском фантане». 4. Основатель народного хора М.Е. Пятницкий много времени уделял сбору народных песен. В родной Воронежской губернии большую помощь оказала ему 70-летняя старушка Аринушка. Несмотря на свои преклонные годы, она великолепно передавала народные песни и знала много былин. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |