|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ XX ВЕКАФилософия науки зародилась во второй половине XIX века, но развитие получила в XX столетии. В первой половине XX века возникает современная разновидность позитивизма – неопозитивизм. Главные его идеи – это: · отрицание философии как теоретической формы познания мира, роли философии в развитии науки: у философии нет функций (мировоззренческой, методологической и др.), которые не осуществлялись бы специально-научным знанием, которое единственно возможно и противоположно философии; · философские проблемы – неправомерная «метафизика», не имеющая отношения к научному познанию, философские понятия и принципы лишены смысла с точки зрения норм языка, необходимо разработать «универсальный язык науки», чтобы устранить из научного знания любые отвлеченные абстракции. Формами неопозитивизма являются аналитическая философия и концепция «логического позитивизма» Венского кружка. В 1929 году вышел в свет манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». Основатель – Мориц Шлик, представители – Рудольф Карнап, Отто Нейрат, Курт Гёдель и др. Утверждали, что все выходящее за рамки анализа языка и непосредственно данного его эмпирического содержания – это вредная «метафизика». Подлинно научная философия должна дать анализ языка науки, который должен быть направлен на устранение метафизики и исследование строения научного знания с целью выявления эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений. Для этого необходим базисный «язык наблюдений», выражающий чувственно воспринимаемые физические явления. Научное знание необходимо свести к эмпирическому содержанию: главным принципом должна быть верификация (понятие Л.Витгенштейна) – проверка научных высказываний на предмет их истинности путем эмпирического подтверждения. Любые утверждения о мире необходимо свести к «атомарным эмпирическим высказываниям» (протокольным предложениям), фиксирующим данные «чистого опыта». В 50-70-е годы XX века в процессе критики программы неопозитивизма возник постпозитивизм. Главные его отличия от неопозитивизма:
Карл Поппер. Главные его работы – «Логика научного исследования» и «Предположения и опровержения». Он критиковал логический позитивизм:
Подтвердить фактами можно любую абсурдную теорию, критерий должен быть другой – фальсификация – принцип опровержения: если теорию невозможно опровергнуть, она не научна. Фальсификация – это установка на критический анализ содержания знания, пересмотр достижений науки. Ее развитие – процесс динамический: изменения постоянны, но не обязательно прогрессивны и кумулятивны. Научные теории независимы друг от друга и в своем развитии не дополняют, а опровергают друг друга. В науке происходит непрерывный процесс перестроек и смены теорий, она переходит от одних проблем к другим, но от этого теории не становятся более истинными, возрастает лишь степень их правдоподобия (принцип фаллибилизма – приблизительности знания). ТОМАС КУН. Главный его труд – «Структура научных революций». Ввел понятие научное сообщество, объединяющим началом которого является научная парадигма – признание определенных фундаментальных теорий, принципов их построения, методов исследования, единый стиль мышления. Парадигма дает модель постановки проблем и предлагает способы их решения. Нет фактов, независимых от парадигмы, ученые «видят мир» сквозь ее призму. Теории создаются в рамках парадигм, теории из разных парадигм несопоставимы, одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без переосмысления. Развитие науки – это революционный процесс смены парадигм: · нормальная наука – развитие в рамках принятой парадигмы; · аномалии – неразрешимые проблемы, необъяснимые факты рушат ее; · научная революция – новые парадигмы и победа одной из них; · новая нормальная наука – развитие в рамках новой парадигмы. При смене парадигм невозможен перенос теорий из одной парадигмы в другую. Преемственности в развитии науки нет: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения. Накопление знания происходит только в рамках «нормальной науки», после революции все начинается заново. ИМРЕ ЛАКАТОС. Главный труд – «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». Структура программы: · «жесткое ядро» – совокупность фундаментальных положений; · «защитный пояс» – состоит из гипотез, суждений, которые связывают «ядро» с эмпирическими данными и предохраняет его от опровержения; · «негативная эвристика» – непредпочтительные пути исследования; · «позитивная эвристика» – предпочтительные пути исследования. В развитии программы выделяется две стадии – прогрессивная и вырожденная. На первой «позитивная эвристика» активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание программы. В дальнейшем ее развитие замедляется, «позитивная эвристика» ослабевает, возрастает число гипотез, применимых лишь к отдельным случаям. Развитие науки – это борьба и смена конкурирующих программ, соревнующихся на основе объяснительно-предсказательной силы. Программы бывают прогрессирующие и регрессирующие. Первая – ее теоретический рост опережает эмпирический рост (может предсказывать новые факты). Регресс наступает, когда программа дает запоздалое объяснение фактов, предсказанных конкурирующей программой, регрессирующая вытесняется из сообщества ученых. ПОЛ ФЕЙЕРАБЕНД. Главный труд – «Против метода»; выдвинул концепцию «эпистемологического анархизма» (главная идея – «все дозволено»).Первый ее принцип – пролиферация: ученые должны создавать теории, несовместимые с признанными. Научное познание – это спектр увеличивающегося числа альтернатив, взаимная критика уточняет и конкуренция ускоряет развитие науки. Второй принцип – несоизмеримости:альтернативные теории нельзя сравнивать, каждая устанавливает свои нормы, ученый может разрабатывать любые теории, не обращая внимания на противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется рациональным нормам. Развитие науки иррационально: теории побеждают не вследствие рационального выбора, не потому, что они ближе к истине и лучше соответствую фактам, а благодаря успешной пропаганде их сторонников.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |