|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема субстанции в философииПонятие субстанции находится в тесной связи с понятием бытия: · если понятие бытия обозначает существование чего-либо, то понятие субстанции раскрывает, что является основой всего существующего; · понятие бытия предполагает единство вещей, явлений, процессов, состояний через их общий признак – существование, понятие субстанции раскрывает единый источник возникновения вещей, явлений, процессов, состояний. Проблема субстанции получила наибольшую разработку в философииНового времени: сложились онтологическая и гносеологическая линии. Онтологическая линия. Субстанция – предельное, конечное основание бытия, позволяющее сводить чувственное многообразие существующего и изменчивость его свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. По Р.Декарту и Б.Спинозе, субстанция должна быть причиной самой себя – вечной, существовать благодаря самой себе. Однако возникли разногласия по вопросу количества субстанций и свойств субстанции.
Гносеологическая линия. Она была начата Д.Локком: субстанция – это одна их сложных, абстрактных идей разума, которая не может быть результатом только индуктивного обобщения. Д.Беркли отрицал существование материальной субстанции в пользу существования духовной. Д.Юм отвергал существование и той, и другой, и видел в понятии субстанции лишь ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не научному знанию. И.Кант полагал, что понятие субстанции необходимо для теоретического объяснения явлений: оно является основой единства восприятий, т.е. опыта. Для некоторых течений западной философии XX века характерно негативное отношение к понятию субстанции: для неопозитивизма это понятие является элементом обыденного сознания, проникшего в науку, способом неоправданного удвоения мира. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |