АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура: понятие, сущность, функции

Читайте также:
  1. Абстрактные классы и чистые виртуальные функции. Виртуальные деструкторы. Дружественные функции. Дружественные классы.
  2. Авторское право: понятие, объекты и субъекты
  3. Аграрная модернизация в начале ХХ в.: предпосылки, сущность, итоги.
  4. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение
  5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ, ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ
  6. Активные операции коммерческих банков: понятие, значение, характеристика видов
  7. Акты применения права: понятие, признаки, виды
  8. Арбитражное соглашение - понятие, виды, применимое право.
  9. Архитектурные стили, понятие, признаки, виды. Основные стили белорусской архитектуры.
  10. Афферентный – понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.
  11. Банки и их функции. Банковская система
  12. Банковская система: понятие, типы, структура. Формирование и развитие банковской системы России

Понятие «культура» зародилось в древнем Риме. Дословный смысл этого понятия – возделывание, обработка, уход:

· любые изменения в природе, вызванные человеком (в том же древнем Риме в понятие культуры входило и занятие сельским хозяйством);

· «возделывание» – воспитание и образование – человека, формирование его духовно-нравственных качеств, личности.

Сходные со вторым смыслом понятия культуры – понятия «пайдейя» у древних греков, «жэнь» – в китайской традиции, «дхарма» – индийской. Несмотря на давность возникновения в философию понятие культуры вошло только в середине XVIII века в рамках Просвещения. С этого момента культура становится предметом систематического изучения. В философии XVIII-XIX веков сложилось большое число моделей культуры с определениями этого понятия.

МОДЕЛЬ СТОРОННИКИ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ
Гуманитарная Сократ, Конфуций и др. Культура – это способ совершенствования человека как духовно-нравственного существа
Натуралистическая Французские Просветители XVIII века Культура – человеческое продолжение природы, этап ее эволюции; благодаря культуре человек не исключается из природы, а образует высшее звено ее развития. Культура – степень развитости разума
Классическая (деятельностная) Идеалистический вариант: И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шиллер Творец культуры – человек как духовное существо, культура – это прогресс морального (И.Кант), эстетического (Ф.Шиллер), философского сознания (Г.Гегель). Культура противоположна природе (И.Кант), есть форма саморазвития духа (Г.Гегель)
Материалистический вариант: К.Маркс, Ф.Энгельс Творцом культуры является человек как существо, удовлетворяющее, прежде всего, материальные потребности; культура – явление социальное, предполагает всестороннее развитие человека; культура – это и сам процесс деятельности, и ее результаты
Аксиологическая В.Виндельбанд, Г.Риккерт Культура – это мир ценностей, идеалов и смыслов, способ реализации идеально-ценностных целей
Семиотическая Э.Кассирер, К.Г.Юнг, Ю.Лотман Культура – это внебиологический, знаковый механизм передачи социального опыта, знак – это средство реализации ценностей и смыслов, обеспечивающий символическую коммуникацию
Социологическая М.Вебер Культура – социальный институт, придающий обществу единство, определяющий степень его упорядоченности и управляемости
Структуралистская Б.Малиновский, К.Леви-Строс Культура – это совокупность определенным образом связанных элементов – носителей ценностных отношений, регулирующих деятельность людей, их отношение к миру и отношения между собой
Технологическая   А.Тоффлер Культура – это технология адаптации человека к развитию общества и одновременно – сфера создания технологий как рациональных способов оптимизации деятельности людей
Универсалистская Э.Гуссерль, К.Г.Юнг, К.Ясперс В любой частной культуре скрыто универсальное содержание по причине общности структур сознания (Э.Гуссерль), архетипического единства (К.Г.Юнг), «осевой изначальности» культуры (К.Ясперс)

 

Культураэто присущий только человеку способ бытия в мире, специфический способ организации его жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, системе ценностей и норм, регулирующих отношение человека к миру, обществу, другим людям, самому себе.

Культуру называют «второй природой»: имея биологическое начало, человек в ее рамках выходит за его пределы, преодолевает свою биологическую ограниченность, реализует себя с помощью надбиологических программ. По И.Канту, человек реализует себя как свободное существо в сфере духа (творчество в культуре). Культура – это пространство свободных возможностей человека.

По отношению к человеку культура двойственна: с одной стороны, ее создателем и носителем является человек, с другой, – через воспитание и образование культура оказывает на человека обратное, формирующее воздействие, поскольку субъективные силы и способности вне культуры не развиваются.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)