|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема сущности и существования человекаСуществуют два противоположных подхода: · эссенциализм – учение о наличии определенной сущности человека; · экзистенциализм – учение об отсутствии изначальной природы человека. В рамках эссенциализма используется понятие «родовая сущность человека», под которой имеются в виду всеобщие характеристики всех людей безотносительно к индивидуальным особенностям конкретного человека.
Среди этих черт отметим три – труд, творчество и свободу. Труд – целесообразная деятельность людей по удовлетворению материальных и духовных потребностей. Труд бывает физический и умственный, все материальные и духовные ценности человечества – результат труда многих поколений. Гуманисты Возрождения считали труд средством раскрытия творческого потенциала человека. По К.Марксу, в труде человек опредмечивает «социальные сущностные силы», Ф.Энгельс: история – это «образование человека трудом». Творчество – деятельность, в результате которой порождается принципиально новое, ранее не бывшее. Творчество бывает художественное, литературное, научное, философское, техническое. По И.Канту, творчество – продуктивная способность воображения как единство сознательного и бессознательного; гении творят интуитивно, творчество опосредствовано свободой. По Н.А.Бердяеву, творческий акт – проявление свободы, противостоящей необходимости. Свобода – способность человека к сознательной деятельности в соответствии со своими целями, потребностями, интересами, а не вследствие принуждения, возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения. В отличие от животного человек – существо непредопределенное. Если поведение животных регулируют инстинкты, то человек способен преодолеть их действие: его деятельность обусловлена надинстинктивными, культурными механизмами – идеалами, системой ценностей и норм, животное ограничено своей биологической организацией, человек – нет. Животное приспосабливается к окружающей среде, человек может ее изменять: благодаря труду и творчеству человек выходит за биологические рамки. Непредопределенность человека означает его свободу, которая проявляется в возможности выбора. Проблема свободы сводится к вопросу: обладает человек свободой воли или его действия обусловлены внешними обстоятельствами? По И.Канту, человек свободен как нравственное существо, созидающее культуру, но в эмпирическом мире, где господствует необходимость, человек не свободен. По Г.Гегелю, люди не вольны в выборе объективных условий деятельности, но свободны в выборе средств их осуществления. Ж.-П.Сартр и А.Камю полагали, что человек является носителем абсолютной свободы, противостоящей внешнему миру. Законы природы, Бог, общество, даже геном не влияют на человека фатально, но абстрактной абсолютной свободы не существует, она всегда конкретна и относительна. Свобода не тождественна произволу, предполагает ответственность человека: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. В человеке объективно действуют две противоположные программы: · биологическая – состоящая в генетической передаче информации и ответственная за физическое воспроизводство человека; · социальная – состоящая в негенетической передаче информации в рамках культуры и ответственная за социальное воспроизводство человека. По вопросу их соотношения существуют два противоположных подхода: · панбиологизм – в человеке определяющей является биологическая программа (Л.Фейербах, Ф.Ницше, З.Фрейд и др.). В XX веке возникла концепция социобиологии: развитие человека определяется фактором генно-культурной эволюции, все социальные достижения человека опираются на мутации в геноме, многие поведенческие механизмы человека родственны животным; · пансоциологизм – определяющей в человеке является социальная программа (Аристотель, Д.Локк, К.-А.Гельвеций и особенно – К.Маркс). Согласно К.Марксу, человек – это высшее творение природы, ему присущи биологические потребности, но они удовлетворяются только социальным путем, социальная программа управляет реализацией биологической программы. В философии XX века по этому вопросу доминирующим является целостный подход, по которому развитие человека определяется тремя факторами: · природные задатки; · воздействие социальной среды; · внутреннее Я (самосознание, воля, ценности). Считается, что эти факторы действуют синхронно, ни одному нельзя отдать предпочтение, но не один из них не является фатальным: человек является существом свободным, он не запрограммирован на определенные поступки. Концепция трехсоставной сущности человека. Согласно ей, человек образован тремя началами – это тело, душа и дух. По вопросу, какое из этих начал является определяющим, сложилось три направления: · соматизм – человек – существо телесное (киники, Т.Гоббс, З.Фрейд и др.); · психизм – природа человека определяется душой (Платон); · спиритуализм – определяющее начало – дух (А.Августин, Г.Гегель). Тело – физическая оболочка человека, подчиняющаяся определенным биологическим законам, действующим объективно, независимо от сознания. Понятие психосоматики отмечает воздействие психических процессов на тело. Душа в философии имеет различные трактовки: · материализм: душа – это вся психика: сознательная и бессознательная; · идеализм: душа – особая нематериальная субстанция, которая может существовать самостоятельно от тела после его смерти. Однако обе эти версии сходятся (за редким исключением) в признании того, что душа отличается от тела не материальностью, не вещественностью. Дух и душа не материальны и в этом смысле противоположны телу, в то же время существует подход, согласно которому дух и душа не тождественны друг другу. Начиная с Августина, утвердилась мысль, что дух образуют наивысшие, душевные способности человека. В трактовке духа сложилось две традиции: · рационализм – дух тождественен разуму (Сократ, Р.Декарт, Г.Гегель); · иррационализм – дух имеет черты, разуму неподвластные – по А.Шопен-гауэру и Ф.Ницше, дух проявляет себя в воле, по С.Кьеркегору, – в религиозной вере, по А.Бергсону, – интуиции, согласно экзистенциализму – переживании. В философии XX века по вопросу соотношения тела, души, духа, и природы самого духа сложился целостный подход. Школа немецкой философской антропологии (М.Шелер) трактовала человека как целостное биопсихосоциокультурное существо. По Н.А.Бердяеву, человек – целостная духовно-душевно-телесная реальность, дух является интегрирующим началом в человеке. Дух тоже имеет целостный характер: в его состав помимо разума входят любовь, милосердие, совесть, справедливость, долг и другие качества. В духе совмещается рациональное и иррациональное, он имеет личный характер, но наполняет человека сверхличным содержанием и подводит его к миру высших ценностей, Богу. Таким образом, непредопределенность человека, его свобода дополняется не сводимостью ни к одному из компонентов его природы – целостностью.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |