АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глобальные проблемы современности. 1. Понятие общества. Специфика бытия общества

Читайте также:
  1. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. I. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  3. I. Современное состояние проблемы
  4. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  5. XX век: судьба проблемы бытия
  6. Актуальные проблемы зауральской археологии в начале XXI века. (с.108)
  7. Актуальные проблемы образования в России
  8. Аналитическое теоретизирование: проблемы и перспективы
  9. Аспекты проблемы
  10. Билет 30. Понятие «Нового времени», Проблемы периодизации истории Нового времени.
  11. Билет № 19 Основные проблемы философии Канта.
  12. Билет № 3 Структура философского знания. Основные проблемы философии.

 

1. Понятие общества. Специфика бытия общества.

В XVII-XVIII веках в Новое время в трактовке общества получил распространение механицизм: общество – это своего рода «машина», совокупность людей как социальных «атомов» (Т.Гоббс, французские Просветители). В XIX веке возник органицизм: общество является живым организмом, а его социальные институты подобны органам живого тела с их функциями (Г.Спенсер).

В этих подходах утверждалось, что у общества нет законов, отличающих его бытие от природных законов. К.Маркс первым показал, что законы функционирования и развития общества специфичны, не тождественны законам природы.

Общество, во-первых, – это обособившаяся от природы, но открытая ей часть материального мира, форма коллективной деятельности людей.

О.Конт, возражая теории общественного договора, утверждал, что общество – это результат действия исторического закона формирования сложных и гармоничных систем. Г.Гегель тезису Т.Гоббса о «войне всех против всех» противопоставил тезис о гражданском обществе как формы «зависимости всех от всех». В органицизме тоже обнаруживается идея системности общества. К.Маркс утверждал, что общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму отношений, в которых они находятся по отношению друг к другу.

Общество, во-вторых, – это социальная система, состоящая из людей, общественных отношений между ними, социальных институтов.

Общество следует отличать от некоторых похожих образований:

Во-первых, от социальной общностисовокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и обладающая рядом общих черт, придающих ей своеобразие. Виды социальных общностей:

· неэтнические – семья и община;

· этнические – род, племя, народность и этнос.

Социальные общности возникли в значительной мере стихийно в результате длительного сосуществования людей на одной территории, тесных контактов между ними; общество же предполагает целенаправленную программу своего функционирования и развития. Все социальные общности входят в структуру общества: общество – понятие более широкое, чем социальная общность.

Во-вторых, общество необходимо отличать от биологических сверхорганизмов (улей, муравейник, стадо). Согласно теории социобиологии, между обществом и такими объединениями в живой природе принципиальных различий не существует (в обоих случаях – коллективный труд, разделение труда). На самом деле обществу присущи только ему специфичные черты.

СРАВНЕНИЕ «СВЕРХОРГАНИЗМ» ОБЩЕСТВО
Регуляция отношений Отношения между особями регулируются генетически заданными правилами, которые, как правило, не нарушаются Поведение людей регулируется системой ценностей и норм, которые передаются не генетически, а в рамках культуры как социальной памяти
Спектр отношений   Отношения между особями являются чисто биологическими Формируется слой надбиологических отношений, связанных с удовлетворением не биологических потребностей людей (отношения собственности); отношения в обществе богаче и шире
Коммуникация Особь с особью непосредственно не связана, имеет место отношение доминирования: лидер определяет поведение особей, их иерархию, а само лидерство зависит от биологических факторов Люди связаны между собой непосредственно общением, огромную роль играют коммуникативные системы и, прежде всего, язык как речь; имеющееся отношение лидерства определяется не биологическими, а социальными качествами личности
Характер действий Животное активно и способно совершать определенные действия, но эта активность зависит от генетических, биологических факторов Люди способны к деятельности как целенаправленной активности, что невозможно без сознания; в обществе существует общественное сознание как источник коллективных целей
Образ жизни У животных он изменяется в зависимости от биологической эволюции: животное существует в имеющейся среде и выйти за ее рамки не может У людей он изменяется вне зависимости от биологической эволюции: люди благодаря труду и творчеству создают для себя благоприятные условия существования в окружающей среде

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)