|
|||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сенситивное и рациональное познание
Преимущества сенситивного познания: · органы чувств – единственный канал связи человека с миром; · рациональное основано на чувственном материале; · вся предметная деятельность человека в материальном мире опирается на показания органов чувств; · дает минимум информации для научного познания; · благодаря ему начинается движение от явления к сущности изучаемого. Недостатки сенситивного познания: · его достаточно для ориентации в мире, но не для его преобразования; · не отображаются многие объекты, значимые для понимания мира; · ограничено сферой явлений, а в сущность не проникает; · не позволяет построить целостную картину мира; · общие и единичные, существенные и не существенные признаки вещей не разграничены, что необходимо для раскрытия сущности. Эти недостатки преодолевает рациональное познание, благодаря неразрывной связи абстрактного мышления с языком. Слова языка закрепляются за представлениями или абстракциями, что позволяет воспроизводить их содержание вне зависимости от того, воспринимаются ли предметы, явления, процессы, породившие эти представления или абстракции, в данный момент. Работа воображения облегчается, мышление становится относительно свободным от чувственного восприятия, ситуации возникновения представлений и абстракций. В философии Нового времени имел место спор между сторонниками сенсуализма и рационализма. Сенсуалисты утверждали ведущую роль чувств в познании (Д.Локк), рационалисты – разума (Р.Декарт). И.Кант показал, что этот спор является бессмысленным, потому что сенситивное и рациональное не могут быть реализованы друг без друга. Современная гносеология предполагает, что сенситивное и рациональное связано между собой по двум линиям: · сенситивное – рациональное. Эту связь раскрывает явление «вторичного отражения»: предметы воздействуют на органы чувств и порождают ощущения, восприятия и представления (первичное отражение), затем разум анализирует чувственные образы и извлекает из них информацию о предметах. Это и есть вторичное отражение: разум связан с миром не напрямую, реализация абстрактно-мысленной способности опирается на результаты сенситивного познания. · рациональное – сенситивное. Воспринимая конкретный дом и говоря: «Это – дом», человек утверждает, с одной стороны, в сенситивном ракурсе, а с другой, использует суждение как форму абстрактного мышления. С помощью слов – понятий можно передавать сенситивную информацию. Реализация сенситивного познания совершается посредством механизма абстрактного мышления.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |