АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-экономическое развитие Германии в XIV – XVI веках. Германский гуманизм

Читайте также:
  1. I. Развитие аналитических техник
  2. II. Развитие политической рекламы и PR.
  3. III этап Развитие фонационного выдоха
  4. IV. Коммуникативное развитие
  5. V этап Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста
  6. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  7. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница
  8. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 11 страница
  9. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 12 страница
  10. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 13 страница
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 14 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 2 страница

По уровню экономического развития в этот период Германия уступала только Нидерландам и Англии. Хотя в деревне и городе господствовали еще феодальные формы производства, в ряде отраслей промышленности начали уже распространяться элементы капиталистических отношений. В текстильное, металлообрабатывающее и металлургическое производство проникал торгово-ростовщический капитал. Купцы-предприниматели финансировали мелких ремесленников, снабжали их сырьем и сбывали готовую продукцию. Так складывалась рассеянная мануфактура. Мелкий производитель, сохраняя видимую самостоятельность, работал по существу на скупщика. Эта система была особенно распространена в сельских местностях, свободных от цеховых ограничений. Эксплуатация ремесленников скупщиком усиливалась посредством практиковавшейся во многих местах расплаты изделиями производства. Наряду с рассеянной мануфактурой появлялась комбинированная и централизованная мануфактура. Последняя распространялась особенно в судостроении и горнорудной промышленности, где сам технологический процесс предполагал внутреннее разделение труда и наличие большого количества рабочих.

В развитии горной промышленности Германия занимала в ту пору ведущее место в Европе. В этой отрасли было занято более 100 тыс. человек. В связи с увеличением спроса на металлы и усложнением процесса добычи руд (углубление шахт, устройство водооткачивающих и вентиляционных сооружений) требовались значительные капиталовложения в горнорудные промыслы. Мелкие добытчики не могли конкурировать с крупными предпринимателями и разорялись. В горные разработки вкладывали часть своих капиталов торгово-ростовщические фирмы Фуггеров, Гохштеттеров и др., покупая у императора и князей горную регалию. Эти компании проникали также в горную промышленность Австрии, Чехии, Венгрии. Вельзеры пытались даже организовать добычу благородных металлов в Новом Свете. Прибыли этих фирм возрастали за счет эксплуатации разных слоев общества: ремесленников, крестьян, рабочих, и поэтому их деятельность вызывала общую ненависть. Среднее бюргерство требовало ограничения размеров торгово-ростовщического капитала и ликвидации крупных фирм.

Германия в этот период не утратила еще своего положения на 400 путях мировой торговли. Купечество верхнегерманских городов в частности Аугсбурга и Нюрнберга, извлекало огромные выгоды из внешней торговли, в том числе и с восточными странами. Оживленная торговля наблюдалась в рейнских городах. Но на севере страны торговля ганзейских городов начала свертываться. Ганза приходила в упадок.

Развитие капиталистических элементов в стране было сковано системой феодальных ограничений. Промышленные города сохраняли тесную связь с аграрно-феодальной средой. В экономике некоторых городов сельское хозяйство продолжало занимать доминирующее положение. Во Франконии и некоторых других районах Германии часть городского населения находилась еще в феодальной зависимости и несла повинности в пользу сеньоров. Городская земля, как правило, являлась собственностью феодалов. В городском ремесле господствовала цеховая регламентация, хотя в ряде городов цехи формально были запрещены.

Несмотря на хозяйственный подъем в ряде областей Германии, экономические связи в пределах всей страны развивались слабо. Этому, в частности, мешала политическая разобщенность. В стране не сложилось единого хозяйственного центра, и отдельные области тяготели больше к иностранным, чем к немецким рынкам. Южногерманские города вели оживленную торговлю с городами Италии; торговые интересы Ганзейского союза находились в районе Балтийского и Северного морей.

Развитие товарного производства и зарождение капитализма вызвали значительные изменения в развитии аграрных отношений и в положении крестьянства. В связи с увеличением спроса на шерсть, лен и продукты питания расширялось овцеводческое хозяйство и производство технических и продовольственных культур. Земельные собственники, стремясь повысить доходы, увеличивали крестьянские повинности и ухудшали держательские права, переводили крестьян на краткосрочные держания, требуя взносы за «допуск к владению» и др. Усиливалась эксплуатация крестьян церковью и князьями, а также проникавшим в деревню ростовщическим капиталом. По приблизительным данным, на долю крестьянской семьи оставалось немногим более 1/3 производимого ею продукта.

Землевладельцы увеличивали прежние крестьянские повинности и изобретали новые. Они заставляли крестьян платить деньги и вносить натуральные оброки при вступлении в наследство, продаже имущества, заключении браков и т. п. В наиболее тяжелом положении оказались крестьяне Юго-Западной Германии. Здесь особенно ощущалась сеньориальная реакция: возрастала барщина, вводились новые повинности, в частности за пользование общинными угодьями; крестьянам запрещалось убивать мелкую дичь и ловить рыбу в реках.

Немецкий гуманизм. Эразм Роттердамский и «Похвала глупости».

Раньше всего с критикой существующих порядков и освящавшей их католической идеологии выступили гуманисты.

Гуманизм в Германии распространился в середине XV в., охватив широкие круги интеллигенции, группировавшейся вокруг университетов. Здесь были выдающиеся ученые-философы, естествоиспытатели, лингвисты; литераторы, странствующие поэты и проповедники. В своих произведениях радикально настроенные гуманисты боролись против богословия, за научное мировоззрение и откликались на волновавшие широкие оппозиционные круги вопросы национального развития Германии. Литераторы и философы обличали невежество и тупость богословов и монахов, пропагандировали свободное развитие человеческого духа. В немецкой гуманистической литературе широкое распространение получил сатирически-обличительный жанр. В конце XV в. появилась сатира на немецком языке «Корабль дураков».

Наибольшей известностью среди немецких гуманистов в начале XVI в. пользовался Эразм Роттердамский (1466—1536) — один из образованнейших людей своего времени. Выходец из Голландии, он в разное время жил во Франции, Англии и Италии. Преподавал в Кембриджском университете, служил при дворе Карла V. На склоне лет Эразм поселился в Базеле, всецело отдавшись литературной деятельности. Из многих произведений Эразма Роттердамского самую широкую популярность получила сатира «Похвальное слово глупости», в которой высмеиваются пороки феодального общества и его признанные авторитеты. Глупость в своем монологе заявляет, что ей подчинены все существующие общественные и церковные порядки и что она признана высшей добродетелью в современном обществе. Эразм не щадил ни князей, ни королей, ни прелатов, ни самого папы. По его словам, у церкви нет более зловредных врагов, нежели ее нечестивые первосвященники (папы), «которые убивают Христа своей гнусной жизнью». Но он не отвергал католическую религию и церковь, а только хотел очистить их от пороков. Столь же половинчатой была его критика социального и политического строя общества. Бичуя паразитизм феодальных господ, «которые кичатся благородством происхождения, но ничем не отличаются от последних прохвостов», он в то же время с презрением относился к народной массе, «живущей одними телесными побуждениями». Его идеалом было общество избранных просвещенных личностей. Эразм решительно выступал против феодальных войн, приносивших бедствия народам, и призывал к установлению мира. Проявляя радикализм в своих литературных сочинениях, в жизни Эразм старался угодить власть имущим, враждебно относился к революционной деятельности.

Выдающимся представителем немецкого гуманизма был Иоганн Рейхлин (1455—1522) — филолог и философ, пользовавшийся всемирной известностью благодаря своим познаниям в области древних языков. Рейхлин стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и показать божественное в самом человеке. Такое понимание христианства в корне расходилось с церковной догматикой. По мнению Рейхлина, изучать христианство необходимо было на основе критического анализа первоисточников. Все образованное общество Германии разделилось на два лагеря-рейхлинистов и «обскурантов» («темных людей»). В ходе этой борьбы появился знаменитый памятник немецкой гуманистической литературы — «Письма темных людей» — сатира на невежественных мракобесов-теологов, составленная группой молодых гуманистов эрфуртского кружка — Ульрихом фон Гуттеном, Кротом Рубианом и др. Перед читателем проходят длинной вереницей мракобесы с учеными степенями — магистры, бакалавры и суеверные монахи, обращающиеся за советом по самым глупым вопросам к своему идейному наставнику кельнскому теологу Ортуину Грацию и обнаруживающие при этом свое невежество, тупость и высокомерие. «Письма темных людей» сначала были приняты читающей публикой за подлинные произведения обскурантов и широко распространились даже в их собственной среде. Сатира имела большой успех, она нанесла сокрушительный удар по схоластам и явилась триумфом немецких гуманистов.

В плеяде передовых гуманистов первой четверти XVI в. видное место занимал Ульрих фон Гуттен (1488—1523). Выходец из рыцарства, испытавший долю монастырского послушника и отвергнутый своими родителями за побег из монастыря, Гуттен вел жизнь странствующего поэта. Он был участником бурных литературных и политических столкновений своего времени и оставил глубокий след в немецкой литературе. В стихотворении «Никто» Гуттен указывал, что истинным носителем образованности и нравственности является «Никто» — человек без официального положения в обществе. Особенно резко Гуттен выступал против папства. В диалоге «Вадиск, или Римская троица» он разоблачал паразитизм папского двора и призывал к борьбе с римской курией. Устами одного из участников диалога он заявлял, что нужно уничтожить все папские декреты вместе с их составителями и вдохновителями. Таким образом, Гуттен встал на сторону непримиримых противников католической церкви и сторонников Реформации. Как сын своего класса, он возлагал надежды не на народное выступление, а на вооруженное восстание рыцарей.

Резкая критика радикально настроенными немецкими гуманистами католической церкви и папства подготовила почву для широкого распространения в Германии идей Реформации.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)