|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ереси и колдовство в средневековой ЕвропеЕресь можно определить как инакомыслие в рамках веры. Еретики в массе своей были не просто верующими людьми. Мы можем говорить о них как о фанатиках, готовых на всё для сохранения своих взглядов, откровенно презиравших смерть. Еретики, зачастую не выступали даже против церкви, они готовы были вести с ней дискуссию, диспут. В церкви чаще всего, еретики осуждали какую - нибудь частность, одну, или несколько проблем. Но католическая церковь сама превращала еретиков в своих врагов, отказывалась от диалога с ними и переходила к открыто репрессивным методам. На это еретики отвечали ортодоксальностью, католики бесились ещё больше, и дело чаще всего оканчивалась великой кровью. Среди ересей можно выделить несколько видов: ереси богословские. Авторы этих ересей, крупные учёные – богословы, давали иную, отличную от официальной трактовку тех, или иных мест Священного писания. Иногда подобные ереси достигали весьма значительных размеров. Так, одно время еретиком считали даже блаженного Августина, подобной ересью было арианство, таким еретиком был в последующем Джорджано Бруно, вся вина которого заключалась в попытке дать логическое обоснование существованию святой Троицы и т. д. Второй вид ересей составляли умеренные ереси. Они зарождались в феодальной, а после основания средневековых городов и в городской среде. Чаще всего они требовали очищения церкви, ограничения её богатств, ограничения привилегий духовенства. За подобными ересями часто стояли меркантильные интересы. Именно с такими ересями мы столкнёмся в 12 – 13 веках. Наиболее ортодоксальными были народные ереси, зарождавшиеся в крестьянской среде. В конечном счете, они были направлены на установление царства божьего на земле, так как его понимали наиболее необразованные слои феодального общества. Это и отмена феодальных порядков, передел земли, прямое насильственное уничтожение под флагом веры своих сословных противников. Подобные ереси чаще всего сопровождали сольные социальные потрясения, и примером такой ереси может быть ересь Джона Болла и лоллардов в дни известного английского восстания УотаТайлера. Но это будет в 15 веке. В 11 – 13 веках ересей хватало, это был своеобразный ответ на усиливающуюся папскую гегемонию. Первые ереси по сути дела восходили в временам апостола Павла, уже тогда новая церковь заявляла о своих правах на истину в последней инстанции: «Но если даже мы или ангел с небес стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема!». В первом послании в Тимофею, Павел видит корень зла в учёных аскетах, объявляя их учения бесовскими. «запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что господь сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением». Практически одновременно оформляются и первые собственно ереси. Во II веке это были учения гностиков и монтанистов. Гностики пытались соединить христианство с эллинистическими мистическими учениями. Монтанисты, по имени основателя учения Монтана, настаивали на необходимости соблюдения аскетических традиций первых дней христианства. Новые ереси возникали и в процессе разработки основ христианского учения. Такие ереси по сути своей являлись богословскими ересями. Одной из таких ересей стала арианская ересь. Её автор александрийский священник Арий считал, что Иисус Христос это существо сотворённое богом, он подобен, но не равен Богу. Арианство подверглось осуждению на двух церковных соборах Никейском 325 и Константинопольском 381, но это только прибавило новому учению популярности. В V веке возникла ересь несторианства, основателем которой был сам константинопольский патриарх Несторий. Он считал, что в Христе мы видим два лица – божественное и человеческое, что сын Божий соединился с человеком. Следовательно, Иисус Христос был не богом, а обыкновенным человеком, а Мария не богородицей, так как она родила обыкновенного человека. Учения Нестория было осуждено на Эфесском соборе в 431 году. Тогда же против несториан начались активные гонения. На том же Эфесском соборе подверглась осуждению и пелагическая ересь. Эта ересь по праву заслуживает звания первой западной ереси. Её основатель – британский монах Пелагий считал, что церковная доктрина в первородном грехе не верна, и человек сам, без помощи церкви может спастись. После осуждения возник своеобразный компромисс – ересь полупелагическая. Не мало хлопот доставила церковникам и весьма распространившаяся манихейская ересь. Её основатель, перс Мани проповедовал, что в мире идёт постоянная борьба сил света и тьмы, что окружающий мир, это воплощение зла, задача человека содействовать силам света. В манихействе отчётливо слышны зароастрйские мотивы. Человек должен вести аскетичный образ жизни, и под конец отказаться от богатств и частной собственности. Человек должен достигнуть уровня «избранных», впрочем, сделать это человек может лишь на старости лет. Одной из боковых ветвей манихейства стало павликанство. Кстати, манихейство было осуждено и зароастристами, в частности казнил Мани именно персидский шах. Но репрессии и анафема мало помогали. Тогда впервые предложил использовать в борьбе против ересей силу Блаженный Августин 354 – 430, «доктор церкви». Августин сам в молодости был манихеем, впоследствии он отказался от ереси и повёл активную борьбу с её сторонниками. Сначала Августин пытался бороться путём внутрицерковной полемики. Затем, очевидно потерпев неудачу, он стал советовать обращаться с еретиками с позиции ограниченной строгости, что предусматривало применение различных средств, кроме пыток и казней. Но под конец своей карьеры, он стал ратовать за применение к еретикам всех средств воздействия, включая и казни с пытками. Ведь пытка это терзание только грешной плоти, а она сама по себе «темница души», следовательно применение пытки необходимо, чтобы вернуть еретика на путь истинный. Что же касается смерти, то тут надо провести параллель с неверной женой, пример которой может быть губителен для многих женщин, если она не понесёт самого сурового наказания. Отсюда вывод гуманнее сжечь еретика, чем дать ему возможность костенеть в заблуждении, и вовлекать в них других. Последняя раннесредневековая ересь совпала по времени с походами Пипина Короткого и возвышением папства. Это была ересь адопционистов, пришедшая из Испании. Сторонники этого учения утверждали, что Христос стал богом только по усыновлению (adoption). Папа Лев III придал эту ересь анафеме, и она скоро прекратила существование. Но на смену раннесредневековым ересям уже шли гораздо более опасные и масштабные течения. Первой ересью нового периода стала появившаяся в Болгарии ересь богомилов. Они отрицательно относились к богатству и земным благам, бедность рассматривали как высшую благодетель, а некоторые дошли и до отрицания частной собственности. Но в любом случае, они отрицали церковную обрядовость, таинства, мощи, крест, иконы, а монастыри вообще считали вотчинами дьявола. В 1111 году проповедник Василий. Отец богомильства был сожжён в Констатинополе, но это нисколько не уменьшило влияние этой ереси. В Европе в это время центром распространения еретических учений становится Северная Италия, Южные Франция и Германия.Не в малой степени это объясняется тем, что именно эти районы становятся территорией распространения крестьянского протестного движения. По своему характеру, ереси, которые тут распространяются можно отнести к городским ересям, хотя они были созвучны и крестьянской массе. В начале XI века получает распространение в Шампани ересь Летуара Шампанского, ересь тем более неприятная для церковников, так как он полностью отрицал церковную десятину. В 1022 году в этих же землях получает распространение какая-то ересь, созвучная с манихейством. Государство решило применить силу, и десять руководителей ереси были сожжены, причём один из них, Этьен был духовником тогдашней королевы Франции Констанции, жены короля Роберта II. Впрочем, это не промешало её величеству перед сожжением лично избивать отца Этьена палкой. В начале XII века мы видим в Европе сразу несколько ересей, крупнейшей из которых стала патария, охватившая север Италии. Патария полностью отрицала симонию (продажу церковных должностей), накопления церковниками богатств, безбрачия клира. Самое интересное, что на первых порах патаров подержал папский двор. Благодаря поддержке папства патарены закрепились в Милане, но скоро папа почувствовал опасность и изменил своё отношение к патарам. Их вождь Арнольд был схвачен и убит, а сами патарены были рассеяны. Новая опасность пришла из Парижа, где со своим взглядами выступил известный тогда учёный – теоретик Пьер Абеляр 1079 – 1142 и его ученик, и последователь Арнольд Брешианский. Абеляр в своём произведении «Да и нет» сделал попытку логического осмысления церковно учения, и выявил в нём немало противоречий. Он призывал верить не сердцем, а рассудком. Аббат Бернард Клевонтский познакомился с учением Абеляра и начал строчить в Рим донос за доносом. Два церковных собора Суасонский и Саиский осудили Абеляра. Учёного оскопили, а затем приговорили к «вечному молчанию» в монастыре Его книги должны быть сожжены, где бы они не были обнаружены. Абеляр был сломлен, но его ученик Арнольд Брешианский продолжил борьбу. В 1139 году он был изгнан из своего города и начал скитания. В 1145 году он появляется в Риме, где образовывает антипапскую республику. Он призывает лишить папу светской власти, конфисковать церковную собственность, он активно обличал преступления высшего духовенства, требовал отмены епископата, лишения духовенства собственности. Папа наложил на Рим интердикт, и тем вынудил жителей города сдаться. Арнольд покинул город, но был схвачен императором Фридрихом 1 Барбароссой и повешен. Впрочем, папа Адриан IV успокоился только после того, как ему доложили, что труп Арнольда сожжен и выброшен пепел в реку. Но и это было только разминка. Настоящее дело началось после того как на юге Франции оформились ереси катаров и вальднесов. Святая церковь сделала всё. Чтобы стереть память об этих учениях. Мы можем лишь предполагать взгляды этих еретиков. Очевидно, взгляды катаров были близки к манихейству. Бог – творец невидимого, идеального мира, дьявол творец мира видимого, полного злости и смрада. От него исходит всё зло – различные притеснения, а так как церковь оправдывает этот мир, то она становится соучастницей этих преступлений. Катары делились на «совершенных» и «верующих». Первые являли собой образец христианской добродетельности. Они отрицали частную собственность, не признавали церковных обрядов, культа, иерархии и твёрдо следовали христианскому целомудрию. Ещё одно, посвящены давали клятву ни отрекаться от веры ни под страхом огня, ни под страхом воды или другого наказания. Больше никаких клятв в жизни они давать не имели права. «Совершенных» было не больше 4 тыс. человек, но их влияние было огромным. Что касается «верующих» то они имели право иметь семью и собственность, но спасться они могли только с помощью «совершенных», которые совершали над ними обряд «утешения». Следовательно, папству надо было только уничтожить «совершенных» и ересь сошла бы на нет, но у катаров появились союзники. Лионский купец ПьетроВальдо в 1176 году формирует новое учение вальденсов, которое по свои взглядам было весьма близко к катарам, и еретики получают помощь от местного дворянства, которое давно и с жадностью смотрело на богатства церковников. Так что ни анафема и отлучения от церкви не приносили никакого эффекта. В 1179 году папа Александр III предпринял против еретиков крестовый поход, но он сорвался, из–за смерти папы. Тем временем еретики в местечке Альби на диспуте одержали полную победу над папскими легатами и объединились приняв название альбигойцев. Новый папа ЛуцийIII решил довести дело до конца, и на Веронском церковном соборе потребовал продолжить крестовый поход на юг Франции. Была издана специальная булла. Получили поддержку и еретики, которых принял под своё покровительство граф Тулузы Раймонд IV. Он был весьма сильным противником, и крестовый поход был отложен. Лишь когда новым папой в 1198 году стал фанатик Иннокентий III к этой идее вернулись вновь. В феврале 1198 года папа направил на юг Франции своих эмиссаров Ренье и Ги с полномочиями организовать преследования альбигойцев, но сопротивление светских властей парализовало работу папских послов. Тогда, в 1202 году на юг Франции были направлены два монаха – фанатика Пётр Кастельно и Арнольд Альмарик. Им было дано указание разрушать всё, что связано с ересью. Но и их деятельность не приносила успеха. «Я знаю, дело Христово не преуспеет в этой стране до тех пор, пока один из нас не пострадает за веру», грустно заметил Кастельно. Он оказался полностью права. В начале января 1208 года Кастельно отлучил от церкви графа Раймонда. Ответ был стремительным. 15 января Кастельно был убит. Это дало в руки папы повод для мщения. Была издана соответвующая булла. «…Что касается графа Раймонда, выгоните его и его сторонников из их замков для того, чтобы правоверные католики могли занять владения еретиков». После столь дипломатичного призыва нашлось не мало желающих пограбить. Формально главой похода стал герцог Симон де Монфор, один из самых влиятельных феодалов в Европе. Но в данной игре он был подставной фигурой. Фактическое руководство походом было в руках французского короля Людовика IX, который давно уже косо смотрел на фактическую независимость юга Франции. Не решившись на войну с столь сильными противника Раймонд явился с повинной. Ему приказали прийти к легатам полуголым, затем его на епитхарилье как на верёвке ввели в собор, при этом собравшиеся епископы осыпали его ударами. Там, в соборе он получил прощение, но ему пришлось кланяться могиле Кастельно. Но сопротивление крестоносцам не прекратилось. Его возглавил племянник Раймонда – Роже. Войско крестоносцев насчитывало 20 тыс. рыцарей и 200 тыс. пеших воинов. Они осадили город Безье. В нём было вырезано 60 тыс. жителей (все). Затем настал черёд Каркасона. Роже явился в лагерь крестоносцев для переговоров, но там, он умер от дизентерии. Каркасон открыл ворота, мужчинам оставили штаны, а женщинам рубашки. Всё остальное было разграблено. Раймонд укрепился в Тулузе и вёл переговоры с папским двором. Рамах и сила ереси так напугали папу, что было решено собрать в Риме вселенский собор. Это был VIЛатеранский или XII вселенский собор. Именно на нём было принято важнейшее решение о том, что ересь есть семя дьявола наряду с колдовством, и должна быть подавлена всеми возможными средствами «Мы отлучаем и придаем анафеме всякую ересь, выступающую против святой веры, ортодоксальной и католической… Мы осуждаем всех еретиков, к какой бы секте они не принадлежали; разные по обличиям, вскоре они связаны между собой, ибо тщеславие всех их объединяет. Все осуждённые еретики должны быть переданы светским властям или их представителям для понесения заслуженного наказания…». Излишне говорить, что права Раймонда на его земли, захваченные Монфором, и французской короной не были восстановлены на соборе, как тулузский граф рассчитывал. Война продолжалась. При осаде Тулузы погиб Монфор, крестоносцев возглавил его сын Амори. Тут открыто проявил себя французский король, потребовав напрямую, чтобы Амори передал ему все завоёванные земли. Соответствующее соглашение было подписано и в 1222 году пала Тулуза, в том же году умер граф Раймонд, а в 1224 году Монсегюр, последний оплот еретиков. Пред штурмом этой крепости Арнольда Альмарика спросили, как быть с католиками в крепости, как их отличить от еретиков. Рыцари получили ответ достойный папского легата: «Убивайте всех, господь на небе узнает своих». Последние 2000 еретиков были сожжены на крестах вокруг Монсегюра. Все же крестовый поход на юг Франции унёс за 20 лет жизни одного миллиона человек. Но даже этот разгром не мог остановить ереси как таковые. Практически одновременно с альбигойцами получила распотранениеересь альмарикан (Братья и сёстры святого Духа) по имени богослова Альмарика Бенского. По их мнению, Бог существовал во всём сущем и живущем. Они отрицали церковную обрядовость, утверждали, что всё принадлежит всем, и требовали, чтобы церковные иерархи, по образу первых апостолов, отреклись от собственности. В Италии в XIII – XIV веках распотраниласьереси гиллельмитов и дольчинистов.Гиллельмитами называли сторонников Гиллельмины, о которой нам известно, что в это время она жила в Милане и отличалась большой набожностью, помогала бедным и страждущим. Её считали живым воплощением Богородицы. После её смерти руководители движения были обвинены в спиритизме и сожжены. Ещё одним движением были Апостольские братья. Основателем движения считается ГерардоСегарелли из Пармы. Они проповедовали общность имущества, всеобщее равенство, призывали население жить в нищете, соблюдать целомудрие. В 1300 году руководитель движения и его сторонники были сожжены. Но несмотря на свой размах и принятые меры ереси продолжали распространятся и после разгрома альбигойцев. В 1210 году появляется богословская ересь амальрикан, широко распространившаяся среди студентов университетов и вообще образованных людей. Их взгляды были весьма близки к взглядам катаров. Одновременно появляется колабрийская ересь ИохимаФлорского, проповедовавшего установление царства божьего на земле, а не на небе. По мнению еретиков в истории Земли были три эры – Бога –отца, Бога – сына и Бога – духа святого. Последняя эра и есть царство Божье, которому препятствует притон разбойников и семя адово, т. е. католическая церковь. Мы уже упоминали ересь Джона Болла и его сторонников «бедных священников». В 13 – 14 веках центром возникновения ересей становятся в основном города. Дьявол наступал всё сильнее. Даже за стенами монастырей и храмов было не укрыться от него: «Едва колокол призывает братию к обедне, как демоны погружают её в сон. Монахи бессильны сопротивляться, ибо ночью те же демоны мешают им спать. Результат: братия проводит ночь без сна, и потом храпит на богослужении. Столь же печально оканчиваются и другие благие затеи. Взялся аббат читать поучительное сочинение; предвидя козни лукавого, он высвободил ис под рясы руку, и держал её на холоде, чтобы не заснуть. Но дьявол стал подобно блохе кусать руку, вынудив её спрятать обратно под рясу. Сие имело самое гибельное последствие; аббат согрелся и уснул. Особую энергию проявлял бес когда монахи брались за работу. Нечистый хватал их за руки и за ноги, парализовывал их, поэтому они сидели праздные и не могли сдвинуться с места. Изобретательности дьявола не было границ. Когда монахи садились за стол, он побуждал их наедаться до того, что их тошнило, а по большим праздникам, когда подавали вино ещё и напиваться до бесчувствия. Обыкновенно думают, что всякого человека мучает один демон; глубокое заблуждение. Вообрази, что ты погружён в воду с головой; вода вокруг тебя со всех сторон; вот точное изображение злых духов, которые окружают и осаждают нас со всех сторон. Они бесчисленны, как пылинки, которые мы видим в солнечном свете. Церкви надо было бороться со всем этим, и священники приступили к делу со всей серьёзностью. Первым оружием святой церкви стала анафема- церковное проклятие. Человек, подвергнутый анафеме, ставился за грань средневекового общества, он лишался всех гражданских прав и оказывался вне общества. Однако это было мало действенно, и следующим оружием церковников стал интердикт- отлучение от церкви. Интердикт мог быть наложен на одного человека и тогда он как бы исчезал для всех людей. Он не просто был лишен всех прав и состояний, он был лишним, он пачкал землю своим присутствием. Его место было в аду, куда его и следовало направить кратчайшим путём. Излишне говорить, что это было весьма богоугодное дело. Интердикт можно было наложить и на целую область или страну. Тогда там нельзя было хоронить, крестить, венчать, проводить службы. Подданные таких стран освобождались от присяги государем. История Генриха II – короля Англии. За убийства епископа он должен был ждать известия о снятии с него интердикта лёжа в могильной позе на могильной плите убитого им священника! Бывало и похуже – папам тоже надо развлекаться. Но самым главным инструментом в борьбе с ересью стала святая инквизиция. Основателем европейской демонологии по праву считается блаженный Августин. Он объявил ведьм и колдунов людьми, заключившими договор с нечистой силой. Мнение Августина разделяли многие правители. Известно, что ещё Карл Великий жестоко преследовал за колдовство. Проповедник Бурхард в 1020х годах призвал сосредоточится в основном на женщинах, так как эти «преступные бабёнки» не что иное как лгуньи, соблазнённые Дьяволом. Фома Аквинский,1224-1274 один из известнейших христианских богословов утверждал, что самое невинное колдовство есть на самом деле сделка с дьяволом, независимо от того осознаёт это сам колдун, или нет. Одновременно схоласты церкви признали истинность народных представлений о колдовстве, в частности тот же Бурхард настаивал на способности ведьм к полёту. Было признано, что колдуны могут создавать новые физические тела, управлять явлениями природы. Термин инквизиция появился сначала в Византии, где император Феодосий Великий утвердил розыск врагов церкви и религии. В Европе, сначала подобным делом занялись монахи доминиканцы 1214 год –псы Господни, а затем в 1231 году папа Григорий IX установил специальный трибунал. в 1252 году ИнокентийIV разработал процедуру инквизиторского процесса, официально разрешив переменять пытки первое сожение – аутодафе акт веры относится к 1316 году, когда по приказу папы Иоанна XXII 1316 – 1334 годы был сожжен епископ города Кагора. В 1326 году он издал приказ изгнать всех колдунов из дома Господня. С этого момента процесс уничтожения был поставлен на поток. Основы демонологии были раскреплены в соответвующей литературе 1437 год «Муравейник» Иоганна Нидера, 1458 год «Бич еретиков» Никола Жаке, 1487 год – «Молот ведьм» - Якоб Шпренгер, Генрих Инстрикторис. Под влиянием этого труда, выдержавшего 29 изданий только в средневековье была опубликована «Булла о ведомстве» папы Иннокентия VII, в которой он призывал беспощадно расправляться с ведьмами. И, наконец, уголовно – судебное уложение Карла V в 44 статье подробно осветило как определять ведьму и проводить процесс. Демонология – Дьявол - Сатана и его ипостаси – Вельзевул, Маммон, Асмодей, Левиафан. Выбор ипостаси зависит от намерений Сатаны. Демон – инкубы Ж и суккубы М.действия и процедура ведомства. Арест, заключение, испытания, пытки, приговор. Германия – более 15000 приговоров, Франция – более 7500 приговоров, Швейцария столько же. Великие инквизиторы: Бернардо Ги около 15 тысяч человек, Бернардо Комо около 12 тысяч человек, Людвиг Парамо около 11 тысяч человек, и Торквемада, около 10 тысяч человек.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |